Споры о том, какой бренд фототехники лучше, такие же вечные, как снега в Арктике. У каждого производителя есть и поклонники, и те, кто его не любит. В этом материале сравним камеры Sony и Canon в трёх категориях: репортажные камеры, фотоаппараты с высоким разрешением и бюджетные модели.

Быстрая репортажная камера: Canon EOS R3 и Sony a9 III
Топовая камера с высоким разрешением: Canon EOS R5 Mark II и Sony Alpha A1 II
Бюджетная полнокадровая камера: Canon EOS RP и Sony Alpha A7 III
Быстрая репортажная камера: Canon EOS R3 и Sony a9 III
Модели, о которых пойдёт речь в этом разделе, действительно снимают очень быстро: одна со скоростью до 195 кадров в секунду, вторая — до 120 к/с. И первая из них — Canon EOS R3. В «обычном режиме» камера может снимать 12 к/с с механическим и 30 к/с с электронным затвором. Но если включить специальный режим быстрой серийной съёмки, можно установить более высокую скорость — от 30 до 195 к/с. Съёмка в этом режиме возможна в форматах JPEG, HEIF или RAW, длина серии — от 2 до 50 кадров. То есть с максимальной скоростью и максимальной длиной серии камера может снимать примерно 1/4 секунды.

Ещё одна сильная сторона Canon EOS R3 — возможность снимать на высоких значениях ISO с приличным качеством. Это важно для репортажной съёмки: например, спортивные фотографы используют короткие выдержки, чтобы получить чёткие снимки без смаза, и при съёмке в пасмурный день им могут понадобиться значения ISO 5000–10000.

Самая быстрая камера Sony на сегодня — модель Sony a9 III. В ней используется глобальный электронный затвор, в котором все пиксели с матрицы считываются одновременно, а не построчно, как на других камерах. Глобальный затвор позволяет камере снимать на очень коротких выдержках (до 1/80000 секунды), при этом на снимках не будет искажений при съёмке движущихся объектов.
Скорость съёмки Sony a9 III — до 120 к/с в RAW с автофокусом и замером экспозиции для каждого кадра. Длина серии не ограничена, как в Canon EOS R3, но буфер камеры вмещает около 200 кадров (примерно полторы секунды съёмки на максимальной скорости). После заполнения буфера съёмка продолжается с меньшей скоростью. Для скорейшей очистки буфера стоит использовать в камере быстрые карты памяти CFexpress Type A — с ними чистка буфера происходит примерно за 15 секунд. Можно использовать более привычные и дешёвые карты SDXC (оба слота камеры поддерживают карты двух типов), но даже с быстрыми SDXC картами запись из буфера займёт в 2-3 раза больше времени, чем с CFexpress Type A.
Конечно, снимать всё время со скоростью 120 к/с не стоит — это потребует слишком много места на картах. Чтобы облегчить жизнь фотографа, у Sony a9 III есть два инструмента. Первый — кнопка Speed Boost. Можно настроить камеру так, что большую часть она будет снимать с меньшей скоростью (например, 20 или 30 к/с), и только по нажатию кнопки скорость вырастет до максимальных 120 к/с. Второй инструмент — предварительная съёмка в буфер. При использовании этой функции камера запишет не только те снимки, которые сделаны после нажатия на спуск, но и то, что происходило в течение секунды перед нажатием спусковой кнопки.
Ещё один плюс глобального затвора — возможность синхронизироваться со вспышкой на любых, даже самых коротких выдержках. А значит, для съёмок со вспышкой даже на ярком солнце фотографам не понадобятся мощные вспышки, закрытая диафрагма, нейтральные фильтры или режим высокоскоростной синхронизации.

К минусам глобального затвора относятся меньший динамический диапазон и более высокий уровень шума: по тестам Sony a9 III уступает камере предыдущего поколения, Sony a9 II, примерно ступень по шумам (то есть новинка «шумит» на ISO 3200 так, как более старая камера на ISO 6400).
Обе камеры очень интересные, но можно сказать, что Canon лучше подойдёт для тех фотографов, кому важна работа на высоких ISO. А вот любителям снимать быстро движущиеся объекты (машины, самолёты, вертолёты) или делать художественные съёмки днём со вспышками лучше выбрать Sony a9 III с её глобальным затвором.
Топовая камера с высоким разрешением: Canon EOS R5 Mark II и Sony Alpha A1 II
Эти две камеры могут практически всё: снимать кадры с разрешением выше 40 Мп, делать это со скоростью свыше 30 к/с и писать видео с разрешением до 8К.
Canon EOS R5 Mark II — обновлённая версия профессиональной беззеркалки Canon EOS R5 четырёхлетней давности. Несмотря на то, что разрешение матрицы у свежей модели осталось прежним, 45 Мп, в ней используется новая многослойная матрица. Скорость считывания в ней увеличена на 60% по сравнению с предшественницей, и это позволяет уменьшить количество артефактов при съёмке с электронным затвором (искажения движущихся объектов, полосы при съёмке с искусственным светом) и использовать электронный затвор при съёмке со вспышкой (выдержка синхронизации с механическим затвором — 1/250, с электронным — 1/160 секунды).

Автофокус с алгоритмами ИИ теперь не только умеет опознавать людей, животных, птиц и транспорт, но и «понимать», что происходит в кадре. Например, при съёмке футбола со включенной функцией АФ «Приоритет действия» камера способна понять, у какого из игроков находится мяч, и перевести фокус на него.
Что касается видео, на сегодняшний день Canon EOS R5 Mark II — самая мощная беззеркалка Canon для видеосъёмки. Здесь есть запись 8К-видео на карту памяти (правда, нужны быстрые карты CFexpress Type B), запись RAW-видео и полноразмерный HDMI-порт для подключения внешних мониторов и рекордеров. Чтобы камера не перегревалась при длительной видеосъёмке с высоким качеством, на задней стенке предусмотрены вентиляционные каналы. А ещё можно использовать дополнительную ручку со встроенным вентилятором для активного охлаждения камеры.

Флагман Sony, камера Sony Alpha A1 II, очень похожа по характеристикам. В ней стоит многослойная матрица на 50 Мп, обеспечивающая синхронизацию со вспышкой на 1/400 с при использовании электронного затвора, скорость съёмки — 10 к/с с механическим и 30 к/с с электронным затвором.

Опознавать футболистов и баскетболистов с мячом камера Sony пока не умеет (но, может, научится со свежими прошивками). Однако инженеры Sony наконец-то доработали интеллектуальное распознавание объектов для фокусировки: теперь, если фотограф сперва снимал поезда, а потом пошёл на фотоохоту за птичками, ему не нужно вручную менять тип распознаваемого объекта. Достаточно выставить тип на «Авто», и камера сама поймёт, что же нужно снять.
Так как камеры выглядят примерно равными по возможностям, более интересной стоит признать беззеркалку Canon за счёт меньшей стоимости. За Sony Alpha A1 II на момент публикации статьи придётся отдать около 800 тысяч рублей, а вот Canon EOS R5 Mark II стоит «всего» в районе полумиллиона, и на разницу в цене можно купить хороший объектив.
Бюджетная полнокадровая камера: Canon EOS RP и Sony Alpha A7 III
Камеры из этого раздела отличает невысокая (для полнокадровой беззеркалки) стоимость и то, что они выпущены несколько лет назад. Тем не менее, их всё ещё можно купить новыми в магазинах.
Со времён своего выхода в 2018 году Sony Alpha A7 III стала одной из самых популярных беззеркалок среди коммерческих фотографов. Этому способствовал большой выбор оптики (на камеру можно устанавливать родные объективы Sony, более доступные объективы от сторонних производителей и даже объективы от зеркалок через переходник) и доступная цена.
Возможностей модели вполне хватит и сегодня: камера умеет фокусироваться по лицам и глазам (в том числе отдавать приоритет заранее зарегистрированным лицам — например, молодожёнам на свадебной съёмке), в большинстве случаев сама определит главный объект в кадре и сфокусируется на нём. Скорость съёмки в 10 к/с и 24 Мп остаются вполне достойными параметрами даже в 2025 году.
Конечно, здесь нет супербыстрого автофокуса для съёмки спорта или возможности автоматически фокусироваться на машинах, самолётах и прочих насекомых — но тем фотографам, которые занимаются коммерческой съёмкой людей эти возможности не очень и нужны.

Что касается съёмки видео, здесь нет 8K, нет 4К со 120 к/с и RAW-видео. Но, опять же, среднестатистическому видеографу они вряд ли часто нужны. Хватит и матричного стабилизатора, плавного следящего автофокуса и 4К со всей ширины матрицы (правда, только до 30 к/с) с логарифмическими профилями. Стоит Sony Alpha A7 III на сегодняшний день меньше 140 тысяч рублей (а в комплекте с Tamron 28-75mm f/2.8 III около 220 тысяч).
Canon EOS RP чуть свежей, чем Sony Alpha A7 III — камера вышла в 2019 году. Но стоит учитывать, что это всего лишь вторая кэноновская беззеркалка с байонетом Canon R. А вот Sony к этому моменту выпустила уже несколько поколений беззеркалок и учла ошибки и недоработки первых поколений.
Если назвать основное отличие между Canon EOS RP и Sony Alpha A7 III, то оно в том, что беззеркалка Canon — любительская. Конечно, её можно использовать и для работы, но стоит учитывать её ограничения. Скорость съёмки у неё ниже (до 5 к/с), карта памяти всего одна, а маленький аккумулятор рассчитан примерно на 400 снимков. Автофокус тоже уступает Sony: несмотря на наличие автофокуса по лицам и глазам, здесь нельзя заранее внести в камеру «приоритетные» лица, и на групповых снимках камера сама решает, кого из людей предпочесть.

В съёмке видео Canon EOS RP тоже проигрывает: 4К камера пишет только с кропом и до 25 к/с, логарифимических профилей нет. Единственное заметное преимущество — цена, которая почти в два раза меньше, чем у Sony Alpha A7 III: камера без объектива стоит меньше 80 тысяч рублей.