Широкоугольный объектив: лайфхаки и ошибки в работе

30 апр. 2024

708

0

0

0

Считается, что широкоугольный объектив — инструмент странный, немного специфический и нужный разве что любителям архитектуры и некоторым пейзажистам. Но в современных реалиях, учитывая, что большинство основных камер смартфонов — умеренные широкоугольники, это уже давно неактуально. О том, как приручить широкоугольник и каких ошибок следует избегать, читайте в этом материале.

Классический широкоугольный кадр: динамика, искажения и сходящиеся перспективные линии / Фото: unsplash.com

Будьте ближе к объекту съёмки
Снимайте ракурсно
Стройте многоплановые композиции
Осторожнее с контровым светом
Попробуйте снимать людей, но осторожно
Следите за задним планом

Широкоугольными считаются объективы с эквивалентным фокусным расстоянием в диапазоне от 4 до 50 мм. 35-е объективы и полтинники относятся к умеренно широкоугольным (многие полтинники вообще считаются вполне себе портретниками), а всё, что меньше 35 — выражено широкоугольные объективы. Они дают сильные перспективные искажения, из-за которых картинку, полученную при помощи таких стёкол, сложно с чем-то спутать.

Портрет в лифте на широкоугольник / Фото: unsplash.com

Подобные объективы часто используются и при съёмке архитектуры, и в стрит-фотографии, и в свадебной. 

Самые необычные широкоугольные объективы — фишаи (или «рыбьи глаза»). У них искажения по краям кадра ещё и закругляются. Такая техника действительно достаточно специфична, используется для создания сферических панорам и шаржевых картинок.

Фишай-объективы иногда используют для съёмки небольших помещений, чтобы вместить в кадр то, что туда не влезает. Но для профессиональной съёмки интерьеров такие искажения неприемлемы. Для фото из отпуска — вполне / Фото: unsplash.com

Будьте ближе к объекту съёмки

Искажения прямых по краям кадра становятся особенно заметными и эффектными, если вы находитесь близко к объекту, который снимаете. Они помогают подчеркнуть масштаб, придать грандиозности. Также такие искажённые перспективой линии добавляют в кадр динамики и движения даже там, где его нет и быть не может.

Мост, трава, вода, сплошная статика. И тем не менее, кадр достаточно динамичный из-за динамичных линий / Фото: unsplash.com

Кроме того, большая проблема при съёмке на широкоугольный объектив — что он цепляет много ненужного в кадр. Если вы, например, снимаете на ширик музыкантов, выступающих на сцене, приходится стоять к ним практически вплотную. Иначе в ваш кадр обязательно влезет кто-нибудь другой, кто тоже снимает их на свой смартфон.

Снимайте ракурсно

Если снимать на широкоугольный объектив (особенно на умеренный ширик) с уровня глаз, есть большая вероятность, что снимок будет скучным. Широкоугольники раскрываются при работе с необычных ракурсов. Например, сильно сверху или снизу. Или практически вдоль объекта.

Например, классический сюжет: съёмка автомобилей или мотоциклов снизу со стороны заднего колеса.

Ракурс даёт динамику. Мотоцикл словно готов сорваться с места и умчаться в даль в любую секунду / Фото: unsplash.com

Ещё один вариант, который сложно реализовать с каким-либо объективом, кроме широкоугольника — съёмка строго снизу или строго сверху. Например, подобный снимок точно украсит свадебную серию.

Чтобы получить подобное фото, фотографу придётся лечь спиной на землю / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Стройте многоплановые композиции

Широкоугольные снимки могут прекрасно передавать объём и глубину пространства, если правильно подходить к построению композиции. Посмотрим на такой пейзаж, снятый на умеренно широкоугольный объектив.

Горы, снег, скучная простая композиция / Фото: unsplash.com

Проблема этого пейзжа в том, что он одноплановый. На переднем плане нет ничего, что притянуло бы взгляд, только снег. Справа есть кусочек озера, но он никак не обыгран, скорее создаёт лишний шум.

Теперь посмотрим на этот пример: 

Здесь на переднем плане какая-то интересная трава, на среднем озеро, на заднем — звёздное небо / Фото: unsplash.com

Взгляду зрителя есть куда двигаться, есть что поразглядывать, потому что передний план с травой просто отлично создал иллюзию глубины. Здесь вообще очень интересная компоновка в плане работы с широкоугольным объективом. Съёмка идёт немного сверху, что даёт объём переднему плану (если опустить камеру ниже, трава перегородила бы небо и стала бы плоской — мы видели бы только передний ряд травинок). А так мы видим объём этого небольшого поля ржи.

Ещё один интересный момент, что отлично проработаны и трава, и звёздное небо — это яркий пример снимка, сделанного в технике HDR. Кроме того, такая компоновка отлично вписалась в правило третей, что опять же делает её удачной.

Если найти передний план невозможно, можно попробовать сделать его из земли под ногами, взяв максимально нижний ракурс. А остальное за вас сделает перспектива. Такой фокус отлично прокатывает с выражено широкоугольными объективами. У умеренных шириков этот эффект будет не настолько выразительным.

Центральная компоновка, нижняя точка и фактурная растрескавшаяся земля — и кадр удался / Фото: unsplash.com

О том, что ещё может помочь сделать кадр более объёмным, читайте в этом материале.

Осторожнее с контровым светом

Особенно в случае с бюджетными фишай-объективами — могут пойти хроматические аберрации. Это оптический эффект

Сине-фиолетовая полоска по краю объекта в контровом свете — хроматическая аберрация / Фото: Елизавета Чечевица, fotosklad.ru

Этот дефект не слишком страшен, от может появиться при съёмке на разные объективы. Тем более, что  хроматические аберрации можно достаточно легко убрать в процессе постобработки. Больше информации по теме вы найдёте в этом материале.

Попробуйте снимать людей, но осторожно

Очень интересные и стильные картинки можно получать, снимая ростовые портреты людей ракурсно. Например, со стороны ног. Если нет задачи сохранить пропорции и сделать именно классический портрет, это отличная возможность создать в кадре динамику.

Как нескучно снимать друзей в отпуске рядом с достопримечательностями? На ширик снизу / Фото: unsplash.com

Есть один существенный недостаток съёмки людей на широкоугольные стёкла — нужно быть очень близко, подходить почти вплотную. Предупреждайте модель, что сейчас будете снимать с небольшого расстояния, практически тыкать объективом в лицо. Некоторым людям в такие моменты может быть некомфортно.

Подробнее о том, можно ли снимать широкоугольные портреты и как это делать правильно, мы писали здесь.

Следите за задним планом

При съёмке на широкоугольник в кадр попадает много пространства. С одной стороны, это хорошо (о чём мы говорили выше). С другой стороны, чем шире угол, тем проще насобирать в кадр ненужных урн, случайных прохожих и прочего визуального шума. Поэтому важно постоянно контролировать, что там на фоне. 

Нам точно нужны эти люди на краю кадра? Скорее всего, нет. Их можно убрать или при помощи кадрирования прямо во время съёмки или потом, во время обработки / Фото: unsplash.com

Подобные мелкие недостатки — настоящий бич широкоугольных фотографий. Одна радость — убрать такую мелочёвку очень просто. Для этого понадобится графический редактор и несколько минут времени. 

О том, как почистить фото от ненужных проводов, канализационных люков и случайных людей, читайте в этом материале.

30 апр. 2024

708

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые