Объективы Sigma AF 16mm f/1.4 и Sigma AF 30mm f/1.4 интересны в первую очередь тем, что это одни из первых объективов для беззеркалок Canon RF, выпущенные не самой компанией Canon, а другим производителем.
В этом тексте читайте о том, на что способны свежие фиксы Sigma и насколько хороши они в сравнении с родными объективами Canon. Небольшой спойлер: Sigma AF 16mm особенно хорош, так как у Canon пока нет аналогов с такими фокусными расстояниями и светосилой.

Sigma AF 16mm f/1.4 — широкоугольный фикс для блогеров и пейзажных фотографов
Sigma AF 30mm f/1.4 — «полтинник» для кропнутых беззеркалок
Долгое время компания Canon не разрешала сторонним производителям выпускать объективы с байонетом Canon RF. Таким образом, выбор у владельцев свежих кэноновских беззеркалок был небольшой: либо покупать новые, качественные, но недешёвые объективы Canon RF, либо использовать старую оптику от зеркалок с байонетом Canon EF через соответствующий переходник.
Но недавно Canon стал выдавать разрешение на выпуск объективов для своих беззеркалок (пока что только для камер с кропнутой матрицей и байонетом RF-S). На данный момент такое разрешение точно есть у известных японских производителей объективов — компаний Sigma и Tamron. И Sigma уже начала выпуск своих объективов — в первую очередь, светосильных фиксов, которых для кропнутых беззеркалок Canon RF практически нет.
Sigma AF 16mm f/1.4 — широкоугольный фикс для блогеров и пейзажных фотографов
Объектив Sigma AF 16mm f/1.4 выпускается для разных байонетов уже более 6 лет. Сперва — для микро 4/3 и Sony E, затем для Canon EOS M, в 2023 году вышли версии для Fuji X-mount и Nikon Z, а теперь появился и вариант для Canon RF-S. Относится он к линейке объективов Sigma Contemporary, в которую входят бюджетные модели. Так что есть шанс, что стоить новинка будет недорого (например, версию этого объектива для Sony E стоит чуть больше 30 тысяч рублей).

Фокусное расстояние 16 мм на камерах с APS-C матрицей «превращается» примерно в 24 мм. Такое фокусное можно назвать «стандартно-широкоугольным»: например, основная камера у современных смартфонов обычно имеет ЭФР от 23 до 28 мм, так что сигмовский объектив даст привычный многим угол зрения.

Благодаря своему фокусному расстоянию объектив хорошо подойдёт для тех, кто привык снимать на смартфон, но хочет перейти на беззеркалку (например, блогерам, которые хотят создавать контент более высокого качества). В сочетании с небольшой беззеркалкой (такой, как Canon EOS R100) можно получить лёгкий и компактный комплект, который удобно брать с собой.

Любителям снимать ночной город или пейзажи со звёздным небом тоже стоит присмотреться к Sigma AF 16mm f/1.4. Высокая светосила позволяет снимать в тёмное время, не задирая ISO до слишком высоких значений. Например, в сравнении с объективом Canon RF-S 18-45 IS STM f/4.5-5.6 (этот объектив идёт в качестве китового на большинстве кропнутых беззеркалок Canon) выигрыш в светосиле будет 3,5 ступени. И там, где при съёмке на Canon RF-S 18-45 понадобится ISO 12 800, при съёмке на Sigma AF 16mm f/1.4 хватит всего лишь ISO 1200 — а значит, фото в темноте на Sigma AF 16mm f/1.4 будут гораздо менее шумными.

Качество изображения — хорошее (а с учётом невысокой цены — очень хорошее). Объектив даёт резкую картинку в центре уже на открытой диафрагме, края менее резкие, но их качество улучшается, если закрыть диафрагму до f/2. Максимальная резкость объектива достигается на диафрагме f/5.6, после чего резкость снижается из-за дифракции.
Хроматические аберрации минимальны, присутствуют только в контровом свете в виде небольшой пурпурной каймы и исчезают при закрытии диафрагмы. Есть небольшая бочкообразная дисторсия, которая автоматически исправляется при съёмке в JPEG (а при съёмке в RAW нужно выбрать соответствующий профиль объектива в конвертере для коррекции искажений).
Читайте также:
Как исправить искажения на фото
Что такое дисторсия объектива и что с ней делать

Размытие фона спокойное и равномерное, а благодаря девятилепестковой диафрагме блики остаются круглыми. Виньетирование присутствует, но сильно в глаза не бросается и исчезает после f/2.8.

Аналогов Sigma AF 16mm f/1.4 в линейке объективов собственного производства Canon пока что нет. Уже упомянутый штатный зум Canon RF-S 18-45 IS STM f/4.5-5.6 немного длиннее и значительно темнее на широком конце. Есть более светлый и широкий зум Canon RF 16-28mm F2.8 IS STM, но и он на две ступени темнее и заметно дороже — стоит около 200 тысяч рублей.
Существует кэноновский фикс Canon RF 16mm F2.8 STM, который находится в одной ценовой категории с Sigma AF 16mm f/1.4, но он на 2 ступени проигрывает в светосиле (хотя и выигрывает в компактности).
Sigma AF 30mm f/1.4 — «полтинник» для кропнутых беззеркалок
Объектив Sigma AF 30mm f/1.4 очень похож по дизайну на Sigma AF 16mm f/1.4, а его версии для других байонетов тоже существуют довольно давно. Правда, он меньшего размера и заметно легче (вес — 280 грамм, диаметр под светофильтр — 52 мм против 67 мм у Sigma AF 16mm). Эквивалентное фокусное расстояние при установке на «кропнутую» камеру будет около 45 мм, что очень близко к классическому и любимому многими «полтиннику».

Объектив, как и любые другие «полтинники» можно считать универсальным: он подойдёт для портретной съёмки (лучше всего для ростовых и поясных портретов, а вот для крупных лучше взять объектив подлиннее), стрит-фото, городского пейзажа и для натюрмортов с красиво размытым фоном.

Качество изображения хорошее для бюджетного объектива. Резкость на открытой диафрагме не идеальная, присутствует лёгкий софт-эффект. Впрочем, для портретной съёмки это можно считать плюсом.
Читайте также:
Портрет с софт-эффектом: техника и эстетика

Хроматические аберрации присутствуют, и в некоторых случаях могут быть довольно заметными (например, на ярких бликах в зоне нерезкости). Присутствует и бочкообразная дисторсия — если в кадре есть прямые линии (столбы, стены, окна), не забудьте включить исправление искажений при обработке фотографий.

Как и в Sigma AF 16mm f/1.4, здесь установлена диафрагма с девятью скруглёнными лепестками. Корпус объектива выполнен из металла и пластика, байонет — металлический с уплотнительным кольцом для защиты от пыли и влаги. Кнопок и рычагов на объективе нет — переключаться между автоматической и ручной фокусировкой нужно на камере. Единственный орган управления — широкое фокусировочное кольцо.
Ход кольца фокусировки плавный, им удобно фокусироваться как при фото-, так и при видеосъёмке. Правда, видеографам может не понравиться сильный «эффект дыхания»: масштаб изображения заметно изменяется при переводе фокуса с переднего плана на дальний.

Стабилизатор в объективе отсутствует, так что для съёмки с рук на длинных выдержках понадобится камера со встроенным матричным стабилизатором — например, Canon EOS R7. А вот на камерах без стабилизатора, таких, как Canon EOS R10, лучше ограничится выдержками не длиннее 1/50 при съёмке с рук, а для более длинных использовать штатив.
Что касается аналогов от Canon, есть очень хороший Canon RF 35mm F1.8 IS STM Macro стоимостью около 60 тысяч рублей. У него немного меньше светосила, но есть встроенный стабилизатор и кольцо управления, с помощью которого можно настраивать диафрагмы, экспокоррекцию и ISO. И имеется шикарный Canon RF 35mm F1.4L VCM — топовый полнокадровый фикс, тяжёлый и дорогой, стоимостью свыше 250 тысяч.