Накамерные мониторы: как выбрать, для чего нужны

30 янв. 2024

2029

0

0

0

Накамерные мониторы выводят сигнал прямо с матрицы камеры. Оператор воочию наблюдает получаемое изображение в деталях, может быстро внести корректировки. С накамерным монитором банально удобнее и проще работать. Его можно расположить вдали от камеры, чтобы снимаемое видел ещё один человек (режиссёр, заказчик, друг модели и т. д.). Описали главные преимущества накамерных мониторов и объяснили простым языком, как выбрать подходящую модель.

Внешний монитор даёт 100% контроль над процессом съёмки и настройками камеры. Фото: newsshooter.com

Что даёт и зачем нужен накамерный монитор
На что обращать внимание при выборе накамерного монитора
   Возможности камеры и её совместимость с монитором
   Диагональ
   Матрица (разрешение, яркость)
Дополнительные функции

Что даёт и зачем нужен накамерный монитор

Слишком мало аксессуаров — плохо. Слишком много — тоже. Профессионалы сделают фотографии или видео фантастического стиля даже на советский «Зенит». Но если вы не Халсман или новый Картье-Брессон, накамерные мониторы помогут вам облегчить процесс съёмки. И пока другие страдают на маленьких встроенных экранах камер и мучаются с видоискателями низкого разрешения, вы будете на коне.

Главное преимущество устройств этого типа — обеспечение контроля съёмочного процесса. Вы сможете детально рассмотреть и сразу же улучшить картинку. При этом хорошие накамерные мониторы выдают изображение с отличной детализаций и множеством полезный функций (о них пойдёт разговор далее). Монитор поможет и с фокусировкой. Рассмотреть на крошечном экране камеры мелкие объекты бывает сложно —  в том числе из-за низкого разрешения. Но даже если у вас дорогая модель, позволяющая масштабировать изображение, на накамерном мониторе погружаться в детали куда удобнее и проще. А правильная оценка деталей — это гарантированно верная и точная фокусировка. 

Даже пять дюймов всегда выиграют в работе у маленького экрана типовой камеры. И дело не в остроте зрения. Фото: cined.com

Второй бонус — борьба с эффектом мерцания. Он нередко возникает во время съёмки из-за сложных процессов, возникающих в силу несоответствия FPS камеры параметрам тока ламп освещения. Если записать видео с мерцанием, избавиться от него после будет чрезвычайно сложно. А вот с монитором увидеть этот эффект можно сразу. Увидеть и поменять настройки, чтобы потом не пришлось сокрушаться из-за испорченного материала.

Третий бонус — точнейшая цветопередача. Профессиональные модели накамерных мониторов порадуют 100% охватом цветов Rec.709, DCI-P3. А самые дорогие решения ещё и фильтры с шаблонами цветокоррекции предложат. И в этом случае постпродакшн в части работы с цветами просто отпадёт за ненадобностью. 

Функция LUT — предпросмотр изображения с выбранной оператором цветокоррекцией. Фото: adophoto.gr

Другие, не менее важные бонусы и преимущества:

  • Монитор можно закрепить прямо на горячем башмаке камеры или взять длинный кабель и разместить его на любом расстоянии от оператора. Теперь не придётся обладать гуттаперчевым телом для съёмки в тесном пространстве или под очень острым углом. Полезно и для любителей влогов, которые снимают сами себя.
  • Оценивать съёмку сможет кто угодно с какой угодно точки. Подключайте к процессу важных персон, заказчика, коллег. Удобно.
  • Солнечный свет, заливающий ЖК-дисплеи камер, не проблема, если есть накамерный монитор. IPS-дисплеи устройств куда ярче, с лучшей контрастностью, чем штатные экраны. Яркости в 2500 нит будет предостаточно, чтобы спокойно снимать даже на пляжах Копакабаны без специального защитного козырька. Всё будет видно без засветов.
  • При снижении частоты кадров для получения киношного эффекта размытия можно полагаться либо на опыт, либо на накамерный монитор, который в режиме реального времени покажет итоговый результат. Встроенный экран камеры на такое не способен.
  • Благодаря лёгкому выбору формата изображения вы можете спокойно снимать ролики с эффектом документального кино — чёрными полосами сверху и снизу. Красиво. На штатном экране такое не провернуть.

Отдельно скажем о накамерных мониторах с рекордерами — функцией прямой записи во внутреннюю память картинки прямо с матрицы камеры. Нередки случаи, когда возможности рекордера монитора превосходят показатели встроенного рекордера камеры. И это значит, что вы получите запись лучшего качества. 

На что обращать внимание при выборе накамерного монитора

Если вы только-только купили камеру и ещё делаете первые шаги в съёмке, накамерный монитор вам не нужен. Сэкономьте деньги. Вместо покупки кучи аксессуаров изучайте теорию, правила, законы; практикуйтесь и набивайте руку. Продвинутые же фотографы и видеографы должны знать несколько простых правил выбора накамерных мониторов.  

Возможности камеры и её совместимость с монитором

Изображение на монитор выводится камерой. На большинстве моделей устанавливают видеовыходы — разъёмы для подключения внешних устройств. Убедитесь, что ваша камера оснащена такими разъёмами, и изучите их тип (HDMI, SDI и т. д.). Такие же порты должны быть на выбранном мониторе. 

Далее сравните форматы видео, которое предлагает камера, и форматы, которые поддерживаются монитором. Они должны быть идентичны. Если камера снимает только в 1080p 30FPS, нет смысла покупать монитор с видеовходом 4К 60FPS — повышения качества не будет, деньги потратите зря.

Видеовыходы чаще всего подписаны. Если нет, пользуйтесь даташитом. Если нет выходов вообще — тогда и монитор не пригодится. Фото: hilotherm.co.uk

Энтузиасты иногда игнорируют параметр совместимости портов. Покупают конвертеры HDMI–SDI, что-то колхозят на лету. Это лишнее. Проще сразу подобрать подходящий монитор и не забивать себе голову проблемами.

Диагональ

Оптимальными для классических камер, включая беззеркальные, считаются мониторы с диагональю пять-семь дюймов. Не переживайте, что на таком дисплее 4К будет выглядеть очень мелко. Не будет. Диагонали девять и более дюймов — хороший вариант для массивных кинокамер и съёмок с участием режиссера или другого члена группы. 

А вот отдельная категория мониторов с диагональю от десяти дюймов — это не совсем накамерная история. Такие модели после подключения сразу располагают где-то на удалении от камеры (с помощью кабеля или беспроводного модуля) для контроля процесса обученным человеком или клиентом. Оператор подобными девайсами во время съёмки не пользуется.

7-дюймовый дисплей будет удачным в 99% сценариев на разных камерах. Фото: blackcoalminers.com

Матрица (разрешение, яркость)

От яркости зависит, насколько хорошо и чётко будет отображаться информация на мониторе при определённых условиях освещения. Зависимость очень простая: чем больше света на съёмочной площадке, тем выше должна быть яркость. Профессиональные модели заранее учитывают возможные сценарии работы и обладают яркостью от 2000-2200 нит. Эконом-модели ограничены яркостью в 500-1000 нит. 

Для дневной работы на залитых солнцем площадках выбирайте яркие накамерные мониторы. Фото: bhphotovideo.com

Вопросы разрешения косвенно затронули выше. Добавим, что чисто визуально на дисплеях от пяти дюймов любая картина 1080p и выше смотрится очень хорошо. Редкие накамерные мониторы выполняются с диагональю менее пяти дюймов и разрешением 720p. Но и такого разрешения будет достаточно на старте. Другое дело, если камера снимает в 4К. Тогда нет смысла её ограничивать и покупать монитор с меньшим разрешением. 

Дополнительные функции

Всевозможные фишки и навороты мониторов облегчают работу и расширяют возможности оператора. Главное — понимать, что для чего нужно, уметь с этим работать и в принципе нуждаться в каких-то дополнениях. На первых порах можно обойтись накамерной моделью с базовым набором возможностей. По мере погружения в процесс и роста навыков вы можете ощутить желание познать больше. 

Среди популярных функций моделей полупрофессионального и профессионального классов:

  • Сенсорный дисплей вместо аналоговых элементов управления.
  • LUT — полезный фильтр для предпросмотра готового кадра с учётом внесенных в цветовую гамму изменений.
  • Направляющие (гайдлайны) — модули для правильного применения разных вариантов соотношения сторон картинки.
  • HDR — поддержка сигнала с расширенным динамическим диапазоном.
  • Осциллограф — для установки идеальной экспозиции.
  • Вектороскоп — инструмент для анализа цветов и оттенков, насыщенности картинки. 
  • Пиковая фокусировка.

30 янв. 2024

2029

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые