Накамерные мониторы выводят сигнал прямо с матрицы камеры. Оператор воочию наблюдает получаемое изображение в деталях, может быстро внести корректировки. С накамерным монитором банально удобнее и проще работать. Его можно расположить вдали от камеры, чтобы снимаемое видел ещё один человек (режиссёр, заказчик, друг модели и т. д.). Описали главные преимущества накамерных мониторов и объяснили простым языком, как выбрать подходящую модель.

Что даёт и зачем нужен накамерный монитор
На что обращать внимание при выборе накамерного монитора
Возможности камеры и её совместимость с монитором
Диагональ
Матрица (разрешение, яркость)
Дополнительные функции
Что даёт и зачем нужен накамерный монитор
Слишком мало аксессуаров — плохо. Слишком много — тоже. Профессионалы сделают фотографии или видео фантастического стиля даже на советский «Зенит». Но если вы не Халсман или новый Картье-Брессон, накамерные мониторы помогут вам облегчить процесс съёмки. И пока другие страдают на маленьких встроенных экранах камер и мучаются с видоискателями низкого разрешения, вы будете на коне.
Главное преимущество устройств этого типа — обеспечение контроля съёмочного процесса. Вы сможете детально рассмотреть и сразу же улучшить картинку. При этом хорошие накамерные мониторы выдают изображение с отличной детализаций и множеством полезный функций (о них пойдёт разговор далее). Монитор поможет и с фокусировкой. Рассмотреть на крошечном экране камеры мелкие объекты бывает сложно — в том числе из-за низкого разрешения. Но даже если у вас дорогая модель, позволяющая масштабировать изображение, на накамерном мониторе погружаться в детали куда удобнее и проще. А правильная оценка деталей — это гарантированно верная и точная фокусировка.

Второй бонус — борьба с эффектом мерцания. Он нередко возникает во время съёмки из-за сложных процессов, возникающих в силу несоответствия FPS камеры параметрам тока ламп освещения. Если записать видео с мерцанием, избавиться от него после будет чрезвычайно сложно. А вот с монитором увидеть этот эффект можно сразу. Увидеть и поменять настройки, чтобы потом не пришлось сокрушаться из-за испорченного материала.
Третий бонус — точнейшая цветопередача. Профессиональные модели накамерных мониторов порадуют 100% охватом цветов Rec.709, DCI-P3. А самые дорогие решения ещё и фильтры с шаблонами цветокоррекции предложат. И в этом случае постпродакшн в части работы с цветами просто отпадёт за ненадобностью.

Другие, не менее важные бонусы и преимущества:
- Монитор можно закрепить прямо на горячем башмаке камеры или взять длинный кабель и разместить его на любом расстоянии от оператора. Теперь не придётся обладать гуттаперчевым телом для съёмки в тесном пространстве или под очень острым углом. Полезно и для любителей влогов, которые снимают сами себя.
- Оценивать съёмку сможет кто угодно с какой угодно точки. Подключайте к процессу важных персон, заказчика, коллег. Удобно.
- Солнечный свет, заливающий ЖК-дисплеи камер, не проблема, если есть накамерный монитор. IPS-дисплеи устройств куда ярче, с лучшей контрастностью, чем штатные экраны. Яркости в 2500 нит будет предостаточно, чтобы спокойно снимать даже на пляжах Копакабаны без специального защитного козырька. Всё будет видно без засветов.
- При снижении частоты кадров для получения киношного эффекта размытия можно полагаться либо на опыт, либо на накамерный монитор, который в режиме реального времени покажет итоговый результат. Встроенный экран камеры на такое не способен.
- Благодаря лёгкому выбору формата изображения вы можете спокойно снимать ролики с эффектом документального кино — чёрными полосами сверху и снизу. Красиво. На штатном экране такое не провернуть.
Отдельно скажем о накамерных мониторах с рекордерами — функцией прямой записи во внутреннюю память картинки прямо с матрицы камеры. Нередки случаи, когда возможности рекордера монитора превосходят показатели встроенного рекордера камеры. И это значит, что вы получите запись лучшего качества.
На что обращать внимание при выборе накамерного монитора
Если вы только-только купили камеру и ещё делаете первые шаги в съёмке, накамерный монитор вам не нужен. Сэкономьте деньги. Вместо покупки кучи аксессуаров изучайте теорию, правила, законы; практикуйтесь и набивайте руку. Продвинутые же фотографы и видеографы должны знать несколько простых правил выбора накамерных мониторов.
Возможности камеры и её совместимость с монитором
Изображение на монитор выводится камерой. На большинстве моделей устанавливают видеовыходы — разъёмы для подключения внешних устройств. Убедитесь, что ваша камера оснащена такими разъёмами, и изучите их тип (HDMI, SDI и т. д.). Такие же порты должны быть на выбранном мониторе.
Далее сравните форматы видео, которое предлагает камера, и форматы, которые поддерживаются монитором. Они должны быть идентичны. Если камера снимает только в 1080p 30FPS, нет смысла покупать монитор с видеовходом 4К 60FPS — повышения качества не будет, деньги потратите зря.

Энтузиасты иногда игнорируют параметр совместимости портов. Покупают конвертеры HDMI–SDI, что-то колхозят на лету. Это лишнее. Проще сразу подобрать подходящий монитор и не забивать себе голову проблемами.
Диагональ
Оптимальными для классических камер, включая беззеркальные, считаются мониторы с диагональю пять-семь дюймов. Не переживайте, что на таком дисплее 4К будет выглядеть очень мелко. Не будет. Диагонали девять и более дюймов — хороший вариант для массивных кинокамер и съёмок с участием режиссера или другого члена группы.
А вот отдельная категория мониторов с диагональю от десяти дюймов — это не совсем накамерная история. Такие модели после подключения сразу располагают где-то на удалении от камеры (с помощью кабеля или беспроводного модуля) для контроля процесса обученным человеком или клиентом. Оператор подобными девайсами во время съёмки не пользуется.

Матрица (разрешение, яркость)
От яркости зависит, насколько хорошо и чётко будет отображаться информация на мониторе при определённых условиях освещения. Зависимость очень простая: чем больше света на съёмочной площадке, тем выше должна быть яркость. Профессиональные модели заранее учитывают возможные сценарии работы и обладают яркостью от 2000-2200 нит. Эконом-модели ограничены яркостью в 500-1000 нит.

Вопросы разрешения косвенно затронули выше. Добавим, что чисто визуально на дисплеях от пяти дюймов любая картина 1080p и выше смотрится очень хорошо. Редкие накамерные мониторы выполняются с диагональю менее пяти дюймов и разрешением 720p. Но и такого разрешения будет достаточно на старте. Другое дело, если камера снимает в 4К. Тогда нет смысла её ограничивать и покупать монитор с меньшим разрешением.
Дополнительные функции
Всевозможные фишки и навороты мониторов облегчают работу и расширяют возможности оператора. Главное — понимать, что для чего нужно, уметь с этим работать и в принципе нуждаться в каких-то дополнениях. На первых порах можно обойтись накамерной моделью с базовым набором возможностей. По мере погружения в процесс и роста навыков вы можете ощутить желание познать больше.
Среди популярных функций моделей полупрофессионального и профессионального классов:
- Сенсорный дисплей вместо аналоговых элементов управления.
- LUT — полезный фильтр для предпросмотра готового кадра с учётом внесенных в цветовую гамму изменений.
- Направляющие (гайдлайны) — модули для правильного применения разных вариантов соотношения сторон картинки.
- HDR — поддержка сигнала с расширенным динамическим диапазоном.
- Осциллограф — для установки идеальной экспозиции.
- Вектороскоп — инструмент для анализа цветов и оттенков, насыщенности картинки.
- Пиковая фокусировка.