Кинокамера Sony FX30: обзор компактной новинки

28 нояб. 2022

12188

0

0

0

На первый взгляд и не скажешь, что эта малышка — полноценная кинокамера. Фотография: gadgetmatch.com

Профессиональная кинокамера размером с зеркалку… Звучит интересно, но как-то дороговато. Впрочем, не торопитесь с выводами. Sony в очередной раз превзошла себя, выпустив доступную по цене модель, которая при этом не идёт на компромиссы ни по качеству картинки, ни по набору функций.

Sony FX30 — APS-C (в кино этот формат называют Super35) камера, нацеленная на видеографов и кинематографистов из небольших студиий, на коммерческую съёмку и создание высококачественного видеоконтента для социальных сетей. По сути, это 26-мегапиксельная APS-C версия FX3, которая уже успела полюбиться многим киноделам — она держит ту же высокую планку, но при этом её цена существенно ниже (1799$ против 3899$). Чем хороша Sony FX30, давайте разбираться вместе.

Корпус: наследство Sony FX3

Sony FX30 получила ровно такой же корпус, как и полнокадровая FX3. И это хорошо, ведь эта «тушка» специально разработана для съёмки видео. Это значит, что новинка не только удобна в использовании, но и может похвастаться компактными размерами и небольшим весом (78 x 130 x 85 мм, 650 грамм).

Внешне FX30 отличается от FX3 только размером матрицы. Фотография: amateurphotographer.co.uk

На корпусе предусмотрены целых пять отверстий с универсальной резьбой 1/4"-20. С их помощью камеру легко установить в клетку или дополнить различными аксессуарами, например, внешним монитором: отверстия встроены прямо в каркас камеры, так что всё будет сидеть как влитое.

Раскладка органов управления также ничем не отличается от FX3: тут вам и множество кастомных кнопок, чтобы настроить камеру на свой вкус, две клавиши для старта видеозаписи (спереди и сзади), джойстик автофокуса на верхней панели (удобно для съёмки от пояса) и другие особенности профессиональной видеокамеры.

Однако в новинке используется APS-C матрица, что делает её абсолютно другой камерой с точки зрения картинки.

Новая матрица

К счастью, Sony не стала использовать древний 24-мегапиксельный сенсор со своих кроповых камер, который отличался очень медленным считыванием пикселей, из-за чего на камерах вроде Sony a6400 имелся выраженный эффект роллинг шаттера (характерное искажение, которое проявляется во время записи видео, при панорамировании или движениях камеры во время съёмки).

FX30 получила совершенно новую 26-мегапиксельную матрицу с быстрым считыванием, и это отличная новость для видеографов!

Пример 4К видео, снятого на Sony FX30. Источник: Youtube-канал DSI Pictures

Формат APS-C обозначает, что у вас будет 1,5-кратная обрезка кадра по сравнению с полнокадровой камерой. При этом почти во всех стандартных 4К режимах кроп (обрезка) небольшой:

  • при работе в 4K на 24, 30, 60p будет 1,04-кратная обрезка — совсем небольшой кроп, так что вам не придётся всё время изменять кадр и композицию во время съёмки, чтобы всё влезло;
  • при работе в 4K на 120p будет мощная 1,62-кратная обрезка (в дополнение к уже существующей 1,5х) — во время съёмки слоу-моушна у вас будет совсем маленький кадр, что-то схожее с 1-дюймовыми матрицами на компактных камерах.

Конечно, жаль, что качество картинки для замедленной съёмки падает настолько ощутимо, однако в любом случае приятно, что у вас вообще имеется возможность записи 4К на высокой частоте кадров.

В дополнение к 4К режимам есть запись в RAW 4,7K с выводом на внешний рекордер с минимальным кропом.

Надо отметить, что у камеры нет механического затвора, только электронный. Так что если вдруг вы захотите на неё пофотографировать, то скорости затвора вполне хватит для стандартных статичных снимков, но вот в случае сцен с быстрым движением или панорамирования (когда движущийся объект в фокусе, а задний фон размыт с эффектом движения) эффект роллинг шаттера будет весьма выраженным. Так что это не самая лучшая камера для фотосъёмки, что неудивительно.


Читайте также:
Электронный затвор vs механический затвор: плюсы и минусы


Дисплей: выше разрешение

Как и FX3, новая камера использует полностью подвижный поворотный дисплей, что очень удобно для видеосъёмки. Его можно повернуть в положение селфи, он не мешает аксессуарам и позволяет снимать с разных углов.

По сравнению с полнокадровой версией есть приятное изменение — более высокое разрешение экрана 2,36 млн точек (против 1,44 млн точек в FX3).

Камера получила поворотный экран, удобный для съёмки блогов и интервью. Фотография: lowyat.net

Также в камере появился режим Sunny Weather — дополнительная яркость дисплея для съёмки на солнце (работает во всех режимах вплоть до 4К 60p). Это полезно, учитывая, что видоискателя в камере нет.

Зачем вообще видоискатель на видеокамере, спросите вы? Конечно, это дело вкуса, но иногда он бывает полезен для более точной фокусировки, особенно когда в кадре присутствуют мелкие детали (например, при предметной видеосъёмке). Всё-таки изображение в видоискателе более детализированное, чем на встроенном дисплее.

Внешний рекордер подключается через полноразмерный HDMI-порт. Фотография: alphauniverse.com

Поэтому для ситуаций, в которых вопрос фокусировки особенно критичен, придётся подключать внешний монитор — к счастью, на корпусе FX30 предусмотрен полноразмерный HDMI-порт для работы с внешними рекордерами.


Читайте также:
Топ-5 лучших накамерных мониторов и рекордеров


Видеопрофили, цветокоррекция и кодеки

Видеопрофили позволяют снимать материал, специально подготовленный для последующей цветокоррекции, или сразу получать готовую «раскрашенную» картинку.

Примеры использования видеопрофилей S-Cinetone и SLOG3. Источник: Youtube-канал Matt WhoisMatt Johnson

Пожалуй, самым универсальным вариантом в камере является профиль S-Cinetone — он очень удобен для небольшой цветокоррекции и лёгких изменений во время постобработки. Это почти готовая кинокартинка, которая отлично подойдёт для сцен с низким контрастом.

Второй профиль — S-Log3, он обладает пониженной контрастностью, что подходит для более глубокой и детальной цветокоррекции. 

Также есть HLG-профиль для съёмки HDR-видео с повышенным динамическим диапазоном.

Sony FX30 поддерживает и кастомные LUT-ы (таблицы цветокоррекции, позволяющие автоматически «раскрашивать» видеоматериал), которые вы можете загружать в камеру самостоятельно. Для кастомных LUT имеется возможность превью перед съёмкой.

Вообще же камера снимает с глубиной цвета 10-бит 4:2:2 (как и топовая Sony a1), что предоставляет очень глубокие и гибкие возможности для редактирования цвета на постобработке.

Что касается кодеков, то тут у вас есть все необходимые форматы для профессиональной работы:

  • X-AVC HS (H.265 Long GOP);
  • X-AVC I (H.264 All-I);
  • X-AVC S (H.264 Long GOP).

Стабилизация и другие функции

Sony FX30 получила встроенный стабилизатор. Приятная фишка, которую мы далеко не всегда видим на моделях, заточенных под профессиональное видео — обычно предполагается, что вы будете использовать стедикам.

Однако не спешите восторгаться кудесникам из Sony. Стабилизация хорошо работает, когда вы стоите на месте, например, при панорамировании видео. Но вот при съёмке во время ходьбы стаб уже не такой эффективный и, прямо скажем, отстаёт от продвинутых гибридных камер типа Sony а7S III.

Однако Сони, похоже, прекрасно это осознаёт, поэтому и добавила специальный режим Active, то есть электронную стабилизацию. Он слегка обрезает кадр,но при этом выдаёт стабильные кадры при съёмке с рук. 

Единственный недостаток — при съёмке на более низкой частоте кадров и более длинной выдержке, например на 24к/с и 1/50с, иногда заметно небольшое размытие кадра (хотя материал по-прежнему хорошо стабилизирован), что связано с работой электронного затвора. Но для этой проблемы есть решение — вы можете применить электронную стабилизацию уже после съёмки, во время постобработки с помощью приложения Sony Catalyst.

Пример работы стабилизатора Sony FX30. Источник: Youtube-канал slashcam

Как и во многих современных хай-энд моделях с ориентацией на видео, в FX30 имеется «двойное родное ISO»: можно использовать пониженное ISO для улучшения динамического диапазона, а в слабом освещении переключить на более высокое базовое ISO и получать менее «шумную» картинку. Так, при съёмке в S-Log3 можно выбрать базовое ISO 800 или 2500. В обычном режиме можно выбрать ISO 100 или 320.

Камера оснащена новым фирменным XR процессором. Прежде всего это повлияло на интерфейс. В FX30 используется новая система меню — простая и удобная в навигации. Есть опция My Menu для создания собственного меню с наиболее часто используемыми опциями.

Присутствуют и специальные фишки интерфейса, предназначенные для облегчения рабочего процесса: режим Menu1 и Menu2 с основными опциями в виде плиточки, между которыми можно быстро переключаться прямо во время съёмки.

Интерфейс Menu1/Menu2 в FX30. Фотография: dpreview.com

Это очень удобная функция, предназначенная для мгновенной смены между двумя наиболее часто используемыми наборами настроек. Такая опция есть сегодня почти на каждой профессиональной кинокамере, и Sony решила не отставать.

Что касается памяти, то здесь используется та же схема, что и в большинстве последних полнокадровых камер Sony: 

  • один разъём для CF Express Type A;
  • второй разъём для SD карты.

Ещё пару слов об автофокусе и конкурентах. Очевидные конкуренты для Sony FX30 — Panasonic GH6 и Fujifilm XH2 (а также XH2S).

Это классные гибридные камеры, но с одной большой общей проблемой: не самым надёжным автофокусом в видео. И вот Sony эту проблему исправляет полностью. В FX30 используется очень крутой фирменный Real Time автофокус с эффективным отслеживанием объекта в видео. Очень удобно для съёмки сцен с движением или, скажем, семейных праздников. Конечно, хардкорные киноделы не пользуются автофокусом, но времена меняются — иногда так удобно, когда автоматика всё делает за тебя. Так что если для вас важен надёжный следящий автофокус в видео, то лучше опции на рынке сейчас нет.

Аудиозапись и XLR-адаптер

Не устаём повторять, что качество звука для видео не менее важная часть, чем качество самого видео. К счастью, FX30 унаследовала возможности аудиозаписи от абсолютно крутой в этом плане FX3, а если точнее, она также совместима с опциональной ручкой-адаптером для XLR-микрофонов. 

На адаптере расположено два XLR-входа, а ещё цифровой стереоаудиоинтерфейс, так что вы получаете сразу четыре аудиоканала. При этом для регулировки уровней записи на адаптере расположены отдельные удобные поворотные рычаги.

Опциональный XLR-адаптер. Фотография: dpreview.com

Но если такой навороченный интерфейс вам не нужен и вы хотите немного сэкономить, у вас по-прежнему будет 3,5мм вход под наушники и 3,5мм вход для микрофона. По сути, всё, что нужно для записи и мониторинга звука.

Компенсация дыхания фокуса

Ещё одна интересная особенность новинки — встроенная система компенсации дыхания фокуса.

Дыхание фокуса — это негативный визуальный эффект. Он проявляется заметным дрожанием (изменение поля обзора) во время видеосъёмки при фокусировке с нуля до бесконечности из-за изменения фокусного расстояния. 

Система компенсации дыхания фокуса автоматически слегка обрезает кадр и отстраивает его по мере фокусировки камеры, так что изменения поля обзора не происходит (соответственно, никакого дрожания).

Демонстрация работы системы компенсации дыхания фокуса. Источник: Youtube-канал Sony India

К сожалению, данная функция доступна не для всех объективов, а только для ряда родных стёкол Sony. При этом компенсацию дыхания фокуса можно применить во время постобработки с помощью всё того же приложения Sony Catalyst.

Итоги

Sony FX30 — отличная компактная камера для небольших видеостудий и видеографов-фрилансеров. Фотография: thegadgetflow.com

У Sony получилась по-настоящему классная компактная камера для профессиональных видеомэйкеров. Компактный корпус, лёгкое управление, множество фишек для профессиональных видеографов.

Единственное замечание, к тому же субъективное — у FX30 нет видоискателя. Интересно, появится ли в скором времени новая гибридная камера с такой же матрицей, но при этом и с видоискателем, что-то вроде a6800 или a7000. И главное, сколько видеофишек из FX30 перекочует на неё.

Если появится такая камера с похожим на FX30 набором функций, возможно, это будет более интересный вариант.

Однако если вы почти всегда снимаете с экрана или вам нужна крутая APS-C кинокамера прямо здесь и сейчас, Sony FX30 — самый достойный вариант.

Посудите сами. Она ощутимо дешевле конкурентов:

  • Sony FX30 обойдётся в 1799$;
  • Panasonic Lumix DC-GH6 стоит 2199$;
  • Fujifilm X-H2S стоит 2499$.   

При этом у неё более цепкий автофокус, и она не проигрывает соперникам по качества изображения.

28 нояб. 2022

12188

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые