
Фишай — «стекло» не самое универсальное, но уж точно не скучное! Особенно приятно, когда за него не надо отдавать целое состояние. Сегодня поговорим о Meike 6.5mm f2.0 Ultra Wide Fisheye — «рыбьем глазе» для кроповых беззеркалок.
Что это за объектив?
Meike 6.5mm f/2.0 Ultra Wide Fisheye — циркулярный фишай-объектив с ручной фокусировкой, разработанный специально для беззеркальных камер APS-C и MFT-формата. Объектив доступен для камер с байонетами Sony E, Fujifilm X, Canon EF-M и Микро 4:3.
Для начала напомним, что такое фишай-объектив и циркулярный фишай.
«Рыбий глаз», или фишай — это сверхширокоугольный объектив с углом обзора от 180° и выше. Его отличают сильные геометрические искажения, которые создают характерный «выпуклый» визуальный эффект.
Есть два вида фишай-объективов:
- диагональный (полнокадровый) фишай — изображение занимает весь прямоугольник кадра и дает угол обзора в 180 градусов по его диагонали;
циркулярный (круговой) фишай — изображение занимает не весь кадр, а как бы вписано круг. Такой объектив имеет угол зрения 180° и более в любом направлении (справа-налево, сверху-вниз). Meike 6.5mm f2.0 создаёт как раз такую картинку.

Корпус и управление

«Стекло» весит 300 граммов — совсем немного для сверхширика. Металлический корпус размером 5 на 6 сантиметров выглядит крепким и солидным. А миниатюрность фишая позволяет ему без труда держаться на небольших кроповых беззеркалках.
Фронтальный элемент, как и полагается фишай-объективу, немного выпуклый, что делает его особенно уязвимым к царапинам. Учтите, что защитные фильтры для оптики не предусмотрены, поэтому во время съёмки надо быть предельно аккуратным. Что касается безопасной транспортировки фишая, то в комплекте вы найдёте удобную металлическую крышку.
Из органов управления — большое кольцо фокусировки спереди и узкое кольцо для настройки диафрагмы ближе к байонету. Есть шкала дистанции, которая облегчает ручную фокусировку (напомним, что автофокуса у объектива нет). Учитывая, что это сверхширик с большой глубиной резкости, никаких проблем с фокусировкой не будет, даже если вы новичок.
Кольцо фокусировки неплохо демпфировано: при кручении ощущается небольшое сопротивление, но кольцо движется плавно, не болтается.
Кольцо диафрагмы работает без кликов, что удобно для видеосъёмки. Однако точно выстроить нужную диафрагму «на слух» не получится. Придется или смотреть на кольцо, или контролировать процесс через видоискатель (на экране, как правило, отображаются показатели диафрагмы).
Особенности объектива

Эквивалентное фокусное расстояние объектива составляет около 10 мм, так что это мощный сверхширик, в который влезает всё, что надо, и даже больше. Угол обзора фишая — 190 градусов, поэтому при съёмке проверяйте, не влезли ли в кадр ваши пальцы или ноги.
Для «рыбьего глаза» у Meike 6.5mm f2.0 необычно высокая светосила — f/2.0 (правда, в эквиваленте для полного кадра получается около f/3), а значит, он ловит много света. Благодаря этому можно без проблем снимать в слабо освещённых помещениях и вечером на улице.
На камерах формата Микро 4:3 объектив создаёт не полностью круглое изображение. Как и при съёмке видео на APS-C-камеру в стандартном соотношении сторон 16:9, кружок немного обрезается сверху и снизу.
Чтобы получить полный круг, лучше снимать в 4К на полнокадровой камере. Это возможно в случае с версией для байонета Sony E, который совместим и с APS-C, и c полнокадровыми камерами производителя.
Качество картинки

На максимально открытой диафрагме f/2 картинка получается очень резкой по центру с хорошим контрастом. Резкость сохраняется почти по всей площади кадра, и только к самой границе круга картинка немного размывается.

Уже на f/2.8 положение улучшается, а начиная с диафрагмы f/4, резкость по краям кадра становится отличной.
При этом на картинке очень слабо выражены хроматические аберрации (фиолетовые и зелёные окантовки), а виньетка не бросается в глаза даже на f/2 — отличные характеристики для бюджетного объектива.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 19 см — не слишком близко, но вполне достаточно для небольших объектов. Вряд ли вы собираете делать макрофотографии на фишай, а снимки крупным планом выходят очень резкими даже на f/2.

Учитывая отличную светосилу и экстремально широкий угол обзора, объектив подходит для креативной астрофотографии. Идеально чистое изображение без коматических аберраций (эффект, когда источники света по краям кадра превращаются в «кометы», засвечивая нерезкие участки изображения) можно получить на f/2.8.

Если вы больше любите снимать на ярком солнце, то знайте, что с блики и засветки у объектива минимальные — можно без проблем снимать против лучей.

Есть и приятный сюрприз. Казалось бы, никакого боке на круговом фишае ждать не стоит, но, максимально приблизившись к объекту съёмки и полностью открыв диафрагму, вы вполне можете получить небольшое размытие фона. Это поможет визуально выделить ваш объект. Конечно, боке получается не особенно выраженным, зато достаточно плавным.
Итоги
