• Урок
  • Сложные схемы света: как настроить, 6 готовых вариантов для практики

Сложные схемы света: как настроить, 6 готовых вариантов для практики

06 мая 2022

3162

0

0

0

Надоело снимать с одним-двумя источниками света? Интересно поставить красивый свет не только на модели, но и подсветить фон? А, может, нужен идеальный белый фон для съёмки в высоком ключе, но чтобы модель получилась на нём интересно, а не как картинка из стоков? Хочется экспериментов? 

Для тех, кому необходимо разнообразить портфолио и бросить себе вызов, мы подготовили шесть сложных схем света с четырьмя и пятью источниками.

Для спокойствия арендуйте студию на несколько часов, чтобы неторопливо со всем разобраться и без суеты настроить каждый моноблок для сложной схемы / Иллюстрация автора

Как выставить схему света в фотостудии — алгоритм и настройки фотоаппарата  

Любую схему света в фотографии, где больше одного источника, можно назвать сложной. Трудность работы с большим количеством света в том, что источники зависят от мощности друг друга. Один может перекрывать другой и, тем самым, давать некрасивые блики и тени на модели, портить изначальную задумку. Рассказываем, как поэтапно и качественно выставить любую по сложности схему света.

1. Настройки фотоаппарата в студии.

Фотографы делятся на три лагеря: одни ставят настройки на фотоаппарате и меняют только настройки света; вторые выставляют схему света и под неё пытаются подобрать оптимальные настройки камеры; третьи меняют и то, и другое, из-за чего их съёмка превращается в бесконечную и нервную борьбу с цифрами на дисплее камеры и моноблоках. 

Чем меньше переменных, тем меньше суеты. Чтобы не хвататься сразу за всё, поставьте одни настройки на фотоаппарате и больше не трогайте их. Пусть меняется лишь мощность и расположение вспышек. 

Пример универсальных настроек для студийной съёмки портрета одного человека:

  • ISO 100.
  • Выдержка 1/125
  • Диафрагма f/8.

При таких настройках человек будет полностью в резкости, на фотографии не будут появляться шумы из-за задранного ISO. Если вы снимаете групповой портрет, то диафрагму необходимо подбирать в диапазоне f/11-f/22. Чем больше людей, тем больше число диафрагмы. И тем выше должна быть мощность источников света.

2. Определитесь со схемой света и выделите главный источник. Настраивая его мощность, учтите, что она должна быть выше, чем у второстепенных — от него будут зависимы остальные вспышки, они не должны перебивать его.

Это будет рисующий свет. Именно он формирует светотеневой рисунок на модели, а остальные источники лишь расставляют акценты (контровой, фоновый свет) или делают тени менее глубокими, подсвечивают затенённые части объекта (заполняющий свет).  

3. Выставьте нужную схему света, поставьте модель в центр и выключите все источники, кроме основного. Сейчас ваша задача - выставить оптимальную мощность главного источника и определить, какой светотеневой рисунок даёт этот источник на модели.

Любой путь к сложной схеме лежит через базовый источник рисующего света. Выстраивая любую по сложности схему, начните с одного моноблока и постепенно добавляйте к нему остальные / pixabay.com

Лайфхаки:

  • Пометьте точку, где должна стоять модель, скотчем. Предупредите, что она не должна сдвигаться с этого места. Со сложными схемами света это крайне важно, потому что передвигать 3-4-5 источников света каждый раз, когда модель сделает шаг в сторону, долго и неудобно. 
  • Обязательно включите пилотный свет на импульсном источнике! Даже слабый пилотный свет поможет вам понять, куда светит вспышка, какую светотень она формирует на модели. Это поможет исправить возможные ошибки ещё до того, как вы сделаете первый пробный кадр.

4. Когда вам понравится результат, который даёт первый и самый главный источник света, добавляйте к нему второй.

Также включите у него пилотный свет, сделайте пробные кадры и донастройте мощность. Так вы будете отлично понимать, какой результат даёт каждая вспышка. Это поможет вам полностью контролировать ситуацию в студии.   

Таким образом последовательно, один за другим, подключите к световой схеме все остальные источники. Последними, как правило, настраивают те моноблоки, которые подсвечивают фон.

Схемы с четырьмя и пятью источниками света

Мы собрали для вас шесть сложных схем света, которые выгодно выделяют модель и прорабатывают фон. Эти схемы можно использовать как в женских или мужских портретах, фэшн-фотосессиях, так и для предметной съёмки. Для удобства перечисление нужных источников света дано в том порядке, в каком следует их подключать при составлении схемы. 

Три схемы света на 4 источника

1. Схема, подчёркивающая формы и прорабатывающая фон.

Подойдёт для женских портретов, предметной фотографии, а также фотографий танцоров, спортсменов, балерин — везде, где можно и нужно продемонстрировать красоту тела / Иллюстрация автора

Схема состоит из:

  • Рисующего света спереди, стоящего под углом от модели. 

Для женских портретов в качестве насадки подойдёт прямоугольный софтбокс. Даст достаточно мягкий свет. Если нужно дополнительно подчеркнуть рельеф и текстуру, добавить на снимок энергии, возьмите рефлектор или портретную тарелку с сотами.

  • Два контровых источника света сзади от модели, подчёркивающих форму. В качестве насадки подойдут вытянутые стрипбоксы, отлично освещающие модель в полный рост.
  • Подсветка фона. Насадки рефлектор или тубус дадут жёсткое световое пятно, дополнительно выделяющее модель. На рефлектор можно надеть цветной светофильтр, чтобы дополнительно окрасить фон в любой цвет.

2. Дерзкая и яркая схема света в неоновом стиле. Подойдёт для погрудных мужских и женских портретов.

В этой схеме важно заранее продумать цвета, которые вы будете использовать на каждом из рефлекторов / Иллюстрация автора

Состав схемы:

  • Два рефлектора с цветными фильтрами по бокам от модели, чтобы создать контрастное яркое сочетание цветов. 
  • Контровик позади модели, чтобы подсветить фигуру или волосы. Подойдёт рефлектор. Можно также сделать его цветным или оставить свет бесцветным.
  • Рефлектор с цветным фильтром на фон.

3. Цветная схема с яркими контровиками, позволяющая оставить кожу модели естественного цвета.

Это более спокойный вариант предыдущей неоновой схемы / Иллюстрация автора

Необходимый свет:

  • Портретная тарелка с сотами (жёсткий свет) или софтбокс (мягкий свет) для рисующего света, стоящего под 45 градусов от модели спереди. 

Выбирайте свет в зависимости от настроения и жанра фотосессии: жёсткий свет подойдет для фэшн-съёмки, дерзкого женского образа, мужского портрета. Мягкий свет подойдёт для более нежного женского портрета. 

  • Два рефлектора с цветными фильтрами позади от модели. Они будут давать интересные цветные контровики, но кожа при этом останется естественной и будет освещена рисующим светом.
  • Рефлектор с цветным фильтром для подсветки фона.

Лайфхак: добавьте к этой схеме дым, чтобы получить таинственную и эффектную фотографию. Кроме того, дым может сделать свет на снимке менее контрастным.

Три схемы света на 5 источников:

4. Нежная схема света с идеально белым фоном.

Такая схема подойдёт для женских и детских портретов, бьюти-съёмок / Иллюстрация автора

Схема состоит из:

  • Крупный прямоугольный софтбокс (120 или 140 см), направленный на человека спереди. 
  • Два крупных софтбокса, направленных на фон. Это сделает его идеально белым. 
  • Два стрипбокса чуть позади модели, чтобы провести по силуэту красивый светлый контур. 

5. Схема с проработанным фоном для ростового женского или мужского портрета.

Состав схемы:

  • на модель сверху светит октобокс (140 см), закрепленный на стойке-журавле. Важно, чтобы октобокс светил чуть спереди перед моделью, как бы в пол перед ней. 
Октобокс даст очень мягкий светотеневой рисунок, как будто вы фотографируете в облачную погоду на улице. Он должен светить в темечко и перед моделью, нависая над ней, как зонт / Иллюстрация автора

Лайфхак: если вы фотографируете на белом фоне, свет октобокса будет отражаться от пола и подсвечивать модель снизу, осветляя тени. Если вы снимаете на другом фоне (сером, чёрном, цветном, тканевом и т.д.), положите на пол отражатель, чтобы добиться похожего эффекта. 

  • стрипбокс с сотами, стоящий по диагонали от модели. Направьте его не прямо на модель, а чуть в сторону. Тогда свет не будет попадать на фон, оставляя его тёмным. Он заполнит тени от октобокса. Его мощность должна быть обязательно меньше мощности октобокса!
  • стрипбокс позади модели. Он создаст красивый контровик, подсветит волосы, выделит фигуру модели и отделит её от фона.
  • источник света с маской Гобо, создающая на фоне интересный узор. 

Лайфхак: не во всех студиях есть маски Гобо, поэтому можно заменить его проектором. Плюс проектора в том, что вы можете выбрать на фон абсолютно любой рисунок. О том, как фотографировать с проектором, читайте в тексте. 

6. Схема с цветным градиентом на фоне, подчеркивающая силуэт модели.

Для схемы подойдёт фон любого цвета. На белом фоне цвета будут более нежные, а на сером и чёрном — насыщенные и яркие / Иллюстрация автора

Состоит из:  

  • рисующего света под углом 45 градусов от модели. В качестве насадки - портретная тарелка с сотами, дающая жёсткий свет.
  • двух рефлекторов с цветными светофильтрами, чтобы создать цветной градиент на фоне
  • двух стрипбоксов позади модели, чтобы создать контровики, подчеркивающие её силуэт, подсветить волосы и отделить её от фона.

06 мая 2022

3162

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые