Пластика — пожалуй, самый спорный из инструментов ретуши в Adobe Photoshop. Кто-то использует её всегда и везде, кто-то яростно доказывает, что это искажение реальности, а значит, пользоваться ей нельзя. Оставим философские размышления в стороне и сосредоточимся на естественности.
О том, как убрать с помощью пластики сделать модель худее, исправить формы, убрать второй подбородок, поправить причёску и пропорции лица, чтобы потом никто не понял, что фото редактировали, читайте в нашем материале.

Что такое пластика
Когда применяется пластика
Как использовать Пластику, чтобы результат выглядел естественно
Классическая Пластика/Liquify (работаем с инструментом Деформация/Forward Wrap Tool)
Как убрать второй подбородок с помощью фильтра Liquify/Пластика
Сложные случаи при работе с пластикой в Adobe Photoshop
Философия и логика работы с Пластикой
Что такое пластика
Многие её боятся, многие её используют. Многие её используют, но не признаются, потому что стесняются. Но если уметь пользоваться Пластикой и применять её с умом, можно получить отличный результат.
Пластика/Liquify — это тот самый фильтр, которая позволяет сделать человека стройнее (или наоборот, фигуристее — тут уже у кого какие предпочтения), в использовании которой гневно уличают кинозвёзд.

Когда применяется пластика
На деле у Пластики гораздо более широкий спектр применения, чем просто «сделать деву худее». Помимо коррекции фигуры модели с помощью пластики можно:
- изменить и поправить причёску;
- подправить черты лица;
- скорректировать неудачную позу или ракурс;
Посмотрим подробнее, как инструмент работает.
Как использовать Пластику, чтобы результат выглядел естественно
Выберем фотографию, с которой будем работать, откроем её в Adobe Photoshop. Пластика находится в меню Filter/Фильтр и есть во всех версиях программы.
Прежде чем применить фильтр, сделайте копию слоя с помощью команды Ctrl+J. Это позволит подкорректировать результат работы, если что-то пойдёт не так.

Перед нами открывается основной интерфейс Пластики. В свежих версиях Photoshop (во всех, начиная с CC 2015.5) есть интеллектуальная часть Пластики, которая заслуживает отдельного внимания — инструмент Face Tool/Инструмент Лицо. Пользоваться ей предельно просто — она практически повторяет интерфейс игры The Sims: можно буквально делать глаза больше, нос меньше, а щёки худее. Работает, конечно не всегда идеально, зато очень удобно.

Интерфейс этой функции предельно интуитивный. При наведении мышки на каждую из точек появляются стрелки, которые позволяют сделать глаза больше, лицо тоньше, нос короче или длиннее.

Также у фильтра есть правое меню, в котором со всеми этими параметрами можно работать, двигая бегунки и вводя цифры в поля. Результат будет тот же самый.

Если честно, такая работа больше похожа на игру. Главное здесь — не заиграться. При работе с «умной» пластикой ваш главный инструмент — чувство меры. Иначе можно получить вот совсем гротескный результат.

Если вы хотите увеличить модели глаза и хотите, чтобы это выглядело естественно, увеличивайте их на 10-15%. Максимум на 20%. Дальше изменения уже будут сильно заметны. То же самое касается и других параметров: нос также стоит делать тоньше на 10-15%, ширину лица можно уменьшать до 30-40%. Хотя это зависит от типажа модели и ракурса. Но тут только чувство вкуса и насмотренность в помощь.
Режим работы с лицом интересный и полезный. Но подходит лишь для ряда частных случаев (например, очень удобно работать с глазами и делать лицо чуть тоньше). Он не помогает с многими другими проблемами. Посмотрим на наш промежуточный результат и пойдём дальше.

Классическая Пластика/Liquify (работаем с инструментом Деформация/Forward Wrap Tool)
Помимо всего прочего я хочу распушить себе волосы на этом снимке. Здесь мне автоматика не в помощь — такого параметра у неё нет. Кроме того, автоопределение лиц есть не во всех версиях фотошопа. Если у вас более старая версия, с инструментом в любом случае придётся работать по-старинке.
Запустим Пластику и попробуем поработать с инструментом Деформация/Forward Wrap Tool.
Этот инструмент позволяет буквально сдвигать и растягивать отдельные части изображения. Звучит сложно. Посмотрим на примере. Сделаем ещё одну копию слоя и применим Liquify ещё раз. Теперь нас будет интересовать вот этот инструмент.

Использовать этот инструмент также достаточно просто. Выбираем Деформацию, наводим курсор на то место, которое будем деформировать (в этом случае на границу волос и пространства за ними), зажимаем левую кнопку мыши и, не отпуская, тянем её в нужном направлении (вверх и вправо в нашем случае), отпускаем. Делаем столько движений, сколько необходимо, чтобы причёска выглядела хорошо.

Важный момент: для хорошего результата нужно использовать кисть, соразмерную объекту, с которым работаем. Обратите внимание на картинке — кисть размером практически с голову модели, потому что мы работаем с волосами. Если бы нужно было, например, больше распахнуть глаза, кисть нужна была бы размером с глаз.
Ещё из необычных применений пластики — с её помощью можно поправлять позировки. Выпрямить модели спину, если она слегка ссутулилась, или приопустить плечи, если поднимает их вверх и зажимается.

Как убрать второй подбородок с помощью фильтра Liquify/Пластика
Возьмём вот такой снимок и попробуем убрать второй подбородок при помощи Liquify.

Открываем изображение, применяем Liquify. В этот раз мы будем работать с инструментом Freeze Mask/Заморозить. Он используется для того, чтобы можно было деформировать только часть изображения, а часть оставалась неизменной.

Берём инструмент и очень аккуратно и деликатно отрисовываем овал лица модели, не заходя на второй подбородок. Рисовать маску нужно максимально точно, поскольку с её помощью мы рисуем линию овала лица, которая останется после применения Liquify. Можно использовать для этого графический планшет.
Затем выбираем инструмент Деформация и «втягиваем» подбородок вверх, пока он не скроется полностью.

Здесь также очень важна соразмерность кисти: лучше всего использовать большую кисть (не менее половины лица). Так коррекции будут менее заметными. После этого применяем Liquify.

Тут могут появиться два подводных камня. Во-первых, после применения пластики по краю нового подбородка иногда бывает заметна более тёмная полоска. От неё можно легко избавиться, если вы умеете ретушировать по методу частотного разложения. Если нет, можно попробовать убрать её штампом или лечащей кистью, но будет сложнее.
Здесь этой проблемы нет. Но есть другая: несколько пострадала родинка на шее. Если всмотреться пристальнее, она нас выдаёт.

Её можно или полностью убрать с помощью Лечащей кисти/Healing Brush Tool или вернуть ей былую форму при помощи того же самого Liquify.

Наш финальный результат в сравнении с изначальным на картинке ниже.

Сложные случаи при работе с пластикой в Adobe Photoshop
Если например, девушка на фото ниже просит сделать ей талию потоньше, над фотографией придётся неслабо потрудиться.

Тут дело не в фигуре и не в позировке, а в стене на заднем плане. Как раз через то место, с которым предстоит работать, проходит контрастная прямая линия. Если мы попробуем применить фильтр, как мы делали это раньше, получится вот что.

Также подобные проблемы может вызывать одежда модели. Если, например, на ней платье в полоску или крупными цветами, скорее всего, пластика будет очень заметна. Конечно, существуют способы бороться и одеждой, и с фоном, но это тема для отдельного текста. Для этого потребуется уже более умелая работа со слоями и Штампом/Clone Stamp Tool и, скорее всего, Пером/Pen Tool. В случае, показанном выше, придётся создавать для фона сложную маску и восстанавливать прямую линию, чтобы она не бросалась в глаза.
Философия и логика работы с Пластикой
Сама техника работы с Liquify обычно не вызывает сложностей даже у начинающих. Тут нет каких-то особых хитростей: нужно просто работать аккуратно, быть внимательным деталям и не заходить слишком далеко. Вот с последним обычно и возникает большинство проблем.
Есть несколько лайфхаков, которые стоит взять на вооружение, чтобы пластика не бросалась в глаза.
Работайте с линиями, а не с объёмами. С объёмами легко накосячить — сделаешь модель тоньше, поплывёт фон или какие-то окружающие предметы, это будет заметно. Да и человека вообще редко интересует, какую площадь кадра занимает его лицо или тело, но вот неудачные линии легко могут создавать впечатление «я толстая».

Аналогично здесь: можно не втягивать живот и не делать его плоским, а просто немного сгладить S-образность линии.

Работайте скорее как стилист, чем как пластический хирург. Есть ряд приёмов, которые используют люди, подбирающие одежду и причёски, чтобы человек лучше выглядел в повседневной жизни. Их можно в какой-то мере воссоздавать при ретуши. Например:
- если лицо кажется большим, и у женщины распущенные волосы — натяните их слегка на лицо и шею — она будет казаться тоньше и длиннее. Можно ещё сделать более объёмной прическу — многие модели от души скажут вам за это «спасибо»;
- если брюки обтянули переход от живота к ноге, выпрямите и сгладьте этот переход;

- если человек позирует в расстёгнутом пиджаке и полы сильно разошлись, фигуру можно сделать изящнее, немного сблизив полы;
- если какую-то часть тела перетянуло тугой резинкой, сверху и снизу появились валики, сгладьте линию.
Работайте против времени. Особенно это касается ретуши лица: с возрастом линии всегда неизбежно немного опускаются. Опускаются уголки глаз, опускается веко (особенно если у человека по жизни есть тенденция к нависшему веку), делая выражение лица более грустным, опускаются брыли, из-за чего может плыть линия подбородка.
Если немного (совсем чуть-чуть, здесь чувство меры важнее, чем где-либо) приподнимать то, что опускается с возрастом, человек будет выглядеть хорошо. Так, будто только что вернулся из отличного отпуска и хорошо выспался, а не так, будто его от души нафотошопили.
Если вам всё равно кажется, что любая пластика искажает реальность, что лицо на фото менять нельзя совсем, покажу вам картинку. Всегда показываю её тем, считает, что ретушь — это от лукавого. На двух слайдах ниже — моё лицо, снятое в один день в одном месте с одного и того же ракурса (камера для чистоты эксперимента стояла на штативе) с одним и тем же светом. Без грамма обработки. Только с чуть-чуть разным позированием.

А если я могу так сильно поменять реальность (овал и полноту лица), просто слегка наклонив голову вперёд и опустив подбородок, почему не стоит делать то же самое с помощью фотошопа?