Ровная линия горизонта в кадре — это формально верное решение в композиции по всем правилам фотографии. Однако, вы наверняка не раз видели, как в фильмах намеренно заваливали горизонт. Кривая линия горизонта по оси Х — не оплошность операторов, а не что иное, как приём голландского угла. Заваливать его действительно можно и порой даже нужно. Что в кинематографе, что в фотографии. Разбираемся, откуда этот приём взялся, как его использовать и чем он может быть полезен в качестве стилистического инструмента.
Что такое голландский угол
Голландский угол — это визуальный приём с нестандартным расположением горизонта в кадре. Впервые его начали использовать немецкие режиссёры-экспрессионисты XX века, так что на самом деле угол немецкий, а не голландский. Путаница произошла из-за схожести произношения Dutch и Deutch. Однако в массовой культуре этот приём так уже и закрепился как голландский угол.
Суть приёма состоит в намеренном наклоне уровня горизонта относительно оси Х. Первопроходцы-немцы часто использовали его в фильмах ужасов, триллерах и нуар-картинах. В таких фильмах заваленный горизонт помогал усилить тревожные моменты в глазах зрителей. Позднее приём стал массовым: сегодня это один из операторских трюков для работы с определёнными сценами.
Кроме того, голландский угол используют в фотографии. Статичное изображение также можно усилить динамичным расположением по осям.
Как работает голландский угол? Спокойные цвета и округлые формы вызывают чувство гармонии (либо, если не вызывают напрямую, то могут этому способствовать). Контрастные цвета, как и фигуры с острыми углами, воспринимаются более эмоционально. Круг кажется спокойным, а остроугольный треугольник — резким. Ровный горизонт, пусть даже в эмоциональной сцене — статично и спокойно, заваленный горизонт – динамично и эмоционально, появляется ощущение движения.
Для чего используется голландский угол?
Такой ракурс был неотъемлемым элементом хоррор-фильмов, в которых он помогал усилить тревожное состояние героев или самой сцены. Достаточно вспомнить дедушку классических триллеров — Альфреда Хичкока, в фильмах которого этот трюк используется.
Однако голландский угол может быть удобным инструментом в совершенно разных ситуациях. Вот 5 примеров:
1) Диалог. Не только контрастным светом едины: переживания персонажей также можно подчеркнуть, визуально взяв их под острым углом. Особенно, если снимать лица персонажей крупным планом. Такой приём можно увидеть в «Миллионере из трущоб», он же обрамляет героя «Миссия: невыполнима» в особенно сложном диалоге по сюжету.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/51904302395648eabc7f28bad248dc7b/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/23b8321644b5411099062763b13af2a8/image.jpg)
2) Конфликт. Голландский угол сам по себе создаёт напряжение в кадре, а теперь представьте, что на экране ещё и происходит конфликтная сцена. Это эффектный инструмент усиления визуального напряжения. Один из примеров — сцена из фильма «Делай, как надо» Спайка Ли. Что любопытно, доминирующие персонажи усилены как голландским углом, так и ракурсом снизу вверх.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/cc447e80e2364833855ea779043f7a69/image.png)
3) Динамичная сцена. Также приём голландского угла может использоваться в своём классическом варианте, чтобы сделать динамичной статичную сцену. Заваленный горизонт сделает движения и героев более живыми. Человек, идущий по коридору отеля с ровным уровнем горизонта, воспринимается как классика статичного портрета. Но стоит только наклонить камеру относительно пола — и вот уже почти детективный триллер или сцена с преследованием. В таком простом решении и кроется сила приёма.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/7b26c1a3cd654496b3f0b19a885801b5/image.jpg)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/69004010a8a24fa290ee2f8d8ea2ba63/image.jpg)
4) Состояние персонажа в кадре. Рауль Дюк из экранизации «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — классический пример персонажа в измененном психическом состоянии. Режиссёр подчёркивает это задранными ракурсами, ведь в сознании героя под действием всего принятого мир примерно так и выглядит.
Голландский угол также хорошо обрамит апатичное, одинокое состояние персонажа, его тревогу, страх или меланхолию.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ffe4ead3d78c47c9af61a296743aede8/image.jpg)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/1a30235fd2c243599aee459e052f13ea/image.jpg)
5) Усиление экспозиции. Другая планета, индийские трущобы, потайные пространства и секретные локации — всё это будет работать ещё сильнее в глазах зрителя и завораживать, если снимать под острым углом. Так и делают режиссёры фильмов «Трансформеры» и «Миллионер из трущоб».
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/0985d63d97c3466cb6d0505d92b5d6e9/image.jpg)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a3aaa814d8394ede9b55859090025ff8/image.jpg)
В каких фильмах искать примеры?
Разумеется, приведенные выше стоп-кадры — лишь часть большого количества примеров из мирового кинематографа. Голландский угол — распространённый приём, и встретить его в современных фильмах легко. Среди классики мирового кинематографа он, разумеется, тоже есть. Достаточно взглянуть на того же Хичкока, который часто использовал приём голландского угла в триллерах.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ce4c1b5cdb5e41709c00d6d80a52fb04/image.jpg)
Один из примеров современного массового кино — Гарри Поттер, в последней части которого этот приём периодически мелькает в кадре. Тёмные тучи сгустились, напряжение по сюжету растет, последняя битва близка.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/06715c55c47e477c8cc63ed6a0bd679a/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/4dc36beb83944c6aae5e74ea5b294ad9/image.jpg)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/046f4c5656a54ebb918712d7fcdf2a8c/image.png)
Хичкок не единственный, кто любил этот приём — его современный соратник по киноремеслу Гай Риччи также часто прибегает к заваленному горизонту в своих картинах.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/da732594e82241bebd4079a2d9022880/image.jpg)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/fed4f1d17ef74355b1a9e99b336c8757/image.jpg)
А что на счёт фотографии?
Да, фотография — это статичное изображение, в отличие от кинематографа, но даже такой статике можно придать желаемое движение лишь за счёт ракурса. Голландский угол — лёгкий способ указать на эмоцию персонажа в кадре, подчеркнуть его настроение или усилить окружающую экспозицию.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/c995c8dd95b94b70941cbf3b8e0c7e55/image.jpg)
Приём можно использовать на любых планах, только всегда ориентируйтесь на окружающее пространство. Например, в студийных интерьерах явно будет неуместно брать общий план. На улице же, наоборот, приём позволит взять в кадр больше и визуально подчеркнуть движение героя.
Голландский угол можно задействовать и в стрит-съёмке, и в портретной. Заваленный горизонт создаст ощущение случайности кадра, снимка от бедра, «псевдо-неумелости», что, при качестве самого кадра, только усилит его. Обратите внимание на снимки Линдберга, который использовал такой приём в своих уличных съёмках.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/e451f1a1f9cc49ed938f2c88191cc207/image.jpg)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/84f953c9de5a42319609cb177cd4999a/image.jpg)
Голландский угол также станет отличным решением, когда необходимо вместить в кадр весь объект, который не помещается при ровном горизонте. Например, такой приём часто используют авто-фотографы, создавая диагональную перспективу машины.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/fd745e151a804e76b1ec648fbe629b41/image.jpg)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/44864af115ec4190a515dae2bb9d5421/image.jpg)
Некоторые сцены или кадры становятся полноценными и куда более интересными, если просто наклонить камеру. Этот приём своего рода палочка-выручалочка для тех случаев, когда предмет съёмки вроде как есть, а кадр не выстраивается, получается плоско и скучно.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/e48616d804d747a38277cb0248b406aa/image.jpg)
Что важно, всегда держите в голове следующие пункты:
• Угол наклона. Приём не имеет конкретного обозначения градуса наклона, всё на глаз. Главное помнить: больше наклон — больше динамики, меньший градус наклона — меньше динамики.
• Не перебарщивать и наоборот. Завалив горизонт максимально высоко, можно переборщить, и от стилистического приёма останется странное послевкусие. С другой стороны, совсем небольшой градус наклона может восприниматься как ошибка съёмки, силы приёма в этом тоже не будет. У голландского угла нет конкретной схемы применения, руководствуйтесь своим чутьём, которое легко воспитать, посмотрев достаточное количество примеров.
• Уместность. Думайте и анализируйте, приём должен быть уместным и выполнять свою функцию в кадре, работая на эмоциональное восприятие. В общем-то, как и любой визуальный приём.