Правило третей, спираль, диагонали, золотое сечение, божественная пропорция, ракушка и фотосетка — всё это про композицию объектов в кадре. Вы наверняка не раз слышали эти термины, а может, впервые их видите. Думаю, я не сильно ошибусь, если предположу, что порядка 70% всех фотографий в мире сделаны по этим правилам композиции.
Разбираемся, как работает основа основ построения композиции и как сделать грамотные фотографии с помощью этих правил.

Что такое золотое сечение и правило третей в композиции
Золотое сечение и правило третей — визуально комфортное и «правильное» расположение объектов в кадре. Это то, что отличает «приятную» фотографию от «неприятной» в глазах простого зрителя, который в фотографии не разбирается. Построенное по этим схемам, изображение становится целостным, с грамотно расставленными акцентами. Глазу приятно смотреть на него, потому что все объекты внутри находятся в гармоничном балансе.

Правила композиции универсальны и могут быть применены к любой фотографии. От пейзажной до портрета, от фэшн-съёмки до стрита.
Как появилось золотое сечение
Первые упоминания о золотом сечении относятся к средним векам. К этому правилу пришёл математик Фибоначчи, выстраивая свою известную последовательность цифр (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д.), где два предыдущих числа всегда дают в сумме последующее в этой бесконечной прогрессии.
Позднее о божественной пропорции писал Леонардо да Винчи. Он пришел к мысли, что золотое сечение распространяется на всё вокруг и встречается повсеместно на земле, во флоре, фауне и самом строении человека. На основании этого и родился рисунок «Витрувианского человка».

Развил теорию учёного немецкий философ XIX века Адольф Цейзинг. Он провёл исследование, в рамках которого произвёл замеры более двух тысяч никак не связанных людей, а вместе с ними замеры античных статуй. Итог получился впечатляющим, и именно он дал документальное подтверждение. Теория стала фактом: правилу золотого сечения подвластны практически все части тела человека, в каждой из них наблюдается соотношение божественной пропорции.

Наиболее кратко золотое сечение можно выразить в отношении меньшей части целого к большей, равной отношению большей ко всему целому. Приблизительное значение этой пропорции — 1,6180339887. А если округлять, то — 62% на 38%.
Живопись
Божественная пропорция — явление числовое, однако оно легко переводится в плоскость визуального искусства. Суть проста: прямоугольник делится на квадрат и прямоугольник, меньшая из сторон которого составляет половину стороны квадрата. Далее получившийся прямоугольник расчерчивается подобным же образом, потом следующий и т.д. Через полученные квадраты можно провести четвертинки окружностей, соединив их между собой. Так получится золотое сечение, спираль которой можно переложить на любое изображение. Её закрученный центр — логический центр фотографии, куда стоит поместить объект.

Есть и более упрощённая схема: прямоугольник кадра расчерчивается линиями подобно приведенным ниже. Точки пересечения линий в числовом коэффициенте составят 3/8 и 5/8 (та же божественная пропорция). Именно опираясь на них стоит компоновать фотографию.

Если вы до сих пор сомневаетесь в применении и работоспособности этого правила на практике, то достаточно взглянуть на старшего брата фотографии — живопись. Божественную пропорцию можно найти во множестве произведений — современных и давно ставших классикой.




Фотография и правило третей
Золотое сечение тесно переплетено с правилом третей, ещё одной важной схемой при работе с визуальным. Как фотографию можно считать младшим братом изобразительного искусства, так и правило третей родилось из золотого сечения.
Главное отличие — в соотношении сторон. В случае третей кадр делится на три равные части, а золотое сечение делит его в соотношении 1:0.618:1.
Правило третей можно считать упрощенной версией божественной пропорции. Самое важное — оно рабочее!


Разлинованная сетка третей встроена во все современные камеры, включая смартфоны. Помещая объекты на узлах соприкосновения линий, вы можете выстраивать грамотную композицию.
На что стоит опираться?
- Точки пересечения на линиях третей. Располагая ключевой объект съёмки по ним, вы сделаете снимок более комфортным для восприятия;

- Диагональная композиция. Это может быть как интуитивная линия, которую можно прочертить из верхнего угла кадра в нижний, так и объекты, которые расположены таким образом, что в своей градации размеров эту линию образуют. Несколько различных диагоналей придадут кадру динамику. Восходящая диагональ (из левого нижнего угла в правый верхний) создаст мажорное настроение снимка, нисходящая — минорное;

- Пропорции. В первую очередь это касается взаимосвязи объектов на разных планах фотографии. Та же божественная пропорция, только перенесённая на соотношение объекта на переднем плане к меньшему объекту на заднем плане (или наоборот);

- Линия горизонта. Если речь идет о пейзажной съемке, городской или об общем плане в портрете, старайтесь вписывать линию горизонта по одной из горизонтальных линий третей. Это сделает снимок сильнее;

- Воздух. Дайте «подышать» объекту, находящемуся в кадре: если это портрет — оставлять место между краем кадра и головой человека. Если взгляд человека направлен вправо — располагать его по левым точкам пересечения линий и оставлять пространство для взгляда (и наоборот).

Можно ли обходить это правило?
Кратко: да. Правило есть правило, поэтому его можно ситуативно нарушать, если обстоятельства подходят. Разберём несколько конкретных кейсов.
- Симметрия. Расположение по осям — грамотно для визуального восприятия, но не всегда уместно. Например, если у вас намечается идеально симметричный кадр. Тогда да, стоит расположить центр этой симметрии ровно посередине;

- Перспектива. Симметрия не обязательна: основной объект съёмки может располагаться в глубине кадра, а может и не располагаться. Перспектива может быть самоцелью и главным приёмом, чтобы усилить глубину кадра;

- Рамки как композиционный приём. Объекты на переднем плане могут создавать визуальное ощущение рамки, кадрируя фотографию, даже если остальные объекты не расположены по линиям третей;

- Объект в центре кадра. Идеально для снимков, где нет симметрии, но необходим акцент на конкретном предмете в кадре. Особенно к этому правилу стоит присмотреться в тех случаях, когда кадр перегружен деталями;

- Усиление размера объекта. Горизонт обычно рекомендуют располагать по одной из линий третей. Однако, если вы хотите усилить снимаемый объект, то можно пренебречь этим правилом и, например, сдвинуть линию горизонта почти вплотную к нижней границе кадра;

- Усиление «малости» объекта. Этого можно добиться, охватив большее пространство вокруг основного объекта, если оно усиливает контраст. Так вы создадите визуальное противоречие;

- Динамика. Любая картинка будет выглядеть динамичнее, если ракурс имеет наклон (академически — прием голландского угла), а в случае объекта — он находится совсем не на третях . Объект будет ещё сильнее привлекать к себе внимание композиционной дисгармонией, а наклон снимет с человека в кадре лишнюю статику.
