Естественный свет — самый доступный и дёшевый вариант для фотосъёмки. Он идеален для новичков, ведь можно не тратить деньги на дополнительные аксессуары и сосредоточиться на композиции кадра, работе с моделью, изучении настроек камеры. Не брезгуют естественным светом и профессионалы, получая прекрасные снимки без дополнительных источников света.
У естественного источника света — солнца — есть особенности, которые могут как сыграть на руку, так и осложнить процесс съёмки, если о них не задумываться. Делимся секретами, как снимать с естественным светом, чтобы получать качественные и интересные кадры.

Лучшее время для съёмки с естественным светом
Профессионалы считают, что не бывает правильных и неправильных часов для фотографии. Это справедливо, но у съёмки в разное время суток и при разной погоде свои особенности.
Как получить жёсткий свет при съёмке с естественным светом
Жёсткий свет дают прямые солнечные лучи. Такое возможно в безоблачную, ясную погоду, когда солнце не рассеивают облака. По времени — это полуденные часы, когда естественный свет падает почти вертикально.
Многие фотографы советуют избегать съёмки в эти часы. Солнце настолько высоко и светит настолько сильно, что на фотографии это выражается в жёстких и глубоких тенях, а также пересветах. Кроме того, яркий свет неприятен для глаз, и модели будет сложно полностью расслабить лицо — это может быть критично для портретов.
Тем не менее жёсткий свет часто используют, чтобы показать брутальность, характер. Его не боятся в имиджевых и фэшн-съёмках. Он может создать нужную атмосферу, если вы фотографируете архитектуру, пейзажи, уличные репортажи. Например, чтобы передать духоту летнего города, ясное и светлое морозное утро, заставить зрителя почувствовать зной пустыни.
Как получить мягкий свет при съёмке с естественным светом
Естественный солнечный свет становится мягким, если рассеивается. Чтобы получить такой свет — с едва заметными светотеневыми переходами, светлыми нежными тенями, без ярких бликов — фотографируйте в пасмурную погоду, когда небо затянуто облаками.
Также мягкий тёплый свет в безоблачную погоду возможен в так называемое «режимное время» или «золотой час». Это короткий промежуток на рассвете и закате, когда солнце светит слабо и почти горизонтально. Такой свет часто используют в портретной съёмке, создавая с его помощью вокруг модели тёплый золотой контровик.

Выбирайте ракурс
При съёмке с искусственным светом в студии модель и фотограф часто остаются неподвижны. Меняются только мощность, высота, расположение моноблока и светоформирующие насадки.
Естественным источником света управлять не получится. Фотограф должен тщательно следить за собственным положением и контролировать, как относительно света расположена модель. Например, если поставить модель против света, лицо может оказаться недосвеченным, тогда как фон — пересвеченным. Если же солнце светит человеку прямо в лицо, он будет щуриться.
Также нужно помнить, что интенсивность и цветовая температура естественного света меняются. Днём светлее, чем вечером. В закатное время свет теплее, чем в сумерки.
Ищите студии с большими окнами
Съёмка в студии с естественным светом привлекательна тем, что, не выходя из помещения, в любую погоду, вы можете получить кадр с хорошей освещённостью. Это при условии, что в выбранном зале фотостудии достаточно света. Уточните размеры зала и окон перед бронью студии, а также узнайте, на какую сторону света выходит помещение.
В студиях с большими окнами при естественном свете снимают модельные тесты и снепы (серия сделанных по определённому стандарту снимков, где хорошо видны фигура и лицо модели), где важно достоверно показать параметры человека и его внешность.
Используйте широкоугольный объектив при съёмке в небольшом помещении
Освещение естественным светом позволяет снимать не только в студиях, но и в квартирах, где разместить искусственный свет из-за небольшого размера помещения может быть проблематично. В таких случаях отлично подойдёт широкоугольный объектив — благодаря ему вы захватите в кадр не только героя, но и окружение. Это позволит создать портрет с историей, сюжетом.
В тёмных квартирах широкоугольный объектив должен быть светосильным. О лайфхаках по съёмке с шириком читайте в материале.
Убедитесь, что вы не фотографируете против солнца
В «режимное время» съёмка против света даёт красивый контровик. Во время пасмурной погоды свет рассеивается равномерно, при любом положении модели давая одинаковую освещённость.
Если же поместить модель спиной к свету в яркий солнечный день, то возможны два варианта: либо человек будет погружён в глубокую тень, либо позади него будет сплошная белая пелена — пересвет. Чтобы избежать этого, поставьте модель иначе относительно солнца. Например, боком.

Возможен и другой вариант решения проблемы, технический — настройка брекетинга экспозиции. Тогда камера сделает несколько кадров — светлый, средний, тёмный, что позволит на постобработке совместить их и получить фотографию с идеальной освещённостью переднего и заднего планов.
Про то, что такое экспозиция и как её настраивать читайте в этом тексте.
Регулируйте силу света
От палящего солнца на пленэре можно спрятаться в тени зданий или деревьев. А естественный свет в помещении также легко регулировать! Чтобы он был слабее, отодвиньте модель подальше от окон. Также можно задёрнуть штору или жалюзи, поставить флаг, загораживающий свет.
Идея на заметку: с помощью штор и жалюзи можно получить интересные художественные снимки, осветив только часть героя.
Работайте с тенями
Съёмка сквозь ткани, сетки, решётки даст интересный рисунок на модели. Также при съёмке на пленэре интересные тени на герое можно получить с помощью веток или цветов. Такие решения удачны для художественных и фэшн-съёмок.

Подсветите объект с помощью отражателя
Отражатель незаменим для съёмки с естественным светом. В яркий солнечный день он поможет осветлить тени и рассеять лишний свет. В студии же отражатель даст более равномерный светотеневой рисунок, если подсветить им дальнюю от окна половину тела модели.
Тут мы подробно рассказывали о том, какие бывают отражатели и как с ними работать.
Будьте готовы к неожиданностям
Естественный свет хорош для новичка не только дешевизной — также он вынуждает постоянно приспосабливаться, менять настройки, подстраиваться под ситуации. Например, пасмурная погода может смениться солнечной. И, если в первом случае вы пытались сделать кадр ярче и контрастнее, то во втором уже придется бороться с пересветами.
Самое сложное — переменная облачность, когда нужно постоянно менять настройки камеры и цветовую температуру. Иногда условия меняются настолько часто, что вы не успеваете нажать кнопку спуска затвора, когда приходит время вновь изменить параметры съёмки.
При съёмке на пленэре есть дополнительные риски. В любой момент могут пойти снег или дождь. Проще всего в таком случае использовать водонепроницаемый чехол. Вот, к слову, ещё советы для съёмки на улице в сложных погодных условиях.
Свет это ещё не всё
Естественный свет с одной стороны является вызовом для новичка, а с другой — учит его работать в любых условиях и быстро подстраиваться под ситуацию. Но интересный свет — не единственное, что делает фотографию красивой и эффектной.
Например, готический вампир или ведьма едва ли будут выгодно смотреться на пляже или даже в лесу в яркий солнечный день. А нежная невеста будет выглядеть неуместно в заброшенном доме в сумерках.

Подбирайте локацию, исходя из модели и её образа. Продумывайте реквизит и декорации, ищите выгодные ракурсы, обращайте внимание на композицию, меняйте пространство под себя — передвигайте мебель, закрывайте шторы, а на пленэре используйте окружение, создавая естественные рамки, необычные тени. Тогда даже в максимально нейтральном и мягком пасмурном освещении вы сможете получить атмосферный портрет.