Без языка, валюты и понимания, что делать дальше, чудак застрял в пограничной зоне аэропорта. И чудак этот — Том Хэнкс! Актёру не впервой играть немного глуповатых, но эмпатичных персонажей, у него за плечами всем известный Форрест Гамп. В «Терминале» герой другого порядка, но тоже немного неуклюжий, смешной, глуповатый и добрый. Фильм «Терминал» Спилберга — не самая показательная работа режиссёра, однако в этих «не самых» порой кроются богатые визуальные образы.
Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую фильмы с точки зрения колористики и композиции кадров. Предыдущий можно прочитать здесь.
ЦВЕТ
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a0be6e1a182549fdb456ae163f9d2b26/image.png)
Спилберг из тех, кто думает и прорабатывает картины на всех уровнях. В том числе на уровне эмоционального восприятия зрителя. Синий цвет всегда ассоциативно используется, чтобы подчеркнуть некую отрешенность, меланхолию, одиночество. Рой Андерссон так вообще строит на прохладных оттенках почти все свои фильмы и типичных для него одиноких персонажей.
Но Спилберг идёт дальше и срубает джек-пот ассоциативных эмоций. Он использует меланхоличный синий для такого одинокого по сюжету персонажа, как Наворский. А самое главное — в аэропорте, месте, в котором любой человек — маленький чеховский персонаж в окружении безликой толпы незнакомцев.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/0cf72d83fe3d4fdd95ef94bf2e216b42/image.png)
Разумеется, где нужно, Спилберг дополняет его, работая в классическом сочетании синего и жёлтого. Синий в таких сценах граничит с оттенками зелёного, а жёлтый подкручен до неоново-кислотного.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/265a6bf48b024e0eb932e440c0608711/image.png)
В зелёные тона картинка фильма тоже эпизодически уходит, а режиссёр дополняет их красными элементами.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/cd69b5d6229341d98b19538f9769132f/image.png)
Другой мимолетный кадр доказывает, что режиссёр занимался серьёзной проработкой сцен и пост-продакшеном. На экране всё тот же синий, однако уведённый ближе к лазурному оттенку. А значит, классическая схема синего и красного требует корректировки: последний цветокоррекцией доведен до малинового оттенка.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ac5c0b6cc54149bc862bac0663716519/image.png)
Достаточно сделать несколько стоп-кадров, чтобы увидеть, как Спилберг продумывает цвета до мелочей. Вот синяя униформа, оттеняющая жёлтые тона в сцене, красная рубашка главного героя в синих тонах аэропорта, вновь красный с синим и даже сочетание жёлтого с синим только за счёт одежды в одной из сцен.
Стивен Спилберг не первый, кто работает с цветом, задействуя одежду героев в кадре. Но использование такого инструмента подчеркивает серьёзность этой работы: грамотная колористика – это не просто поставить источники света с разной температурой.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/d0b199e5bf044397b15e742196d688ea/image.png)
В нескольких сценах можно увидеть ещё одну устойчивую схему по работе с цветом, одну из самых классических — RGB — красный, зелёный и синий. Приглядитесь, даже в сцене за столом есть красный — яркие цветы на столе.
КАДРЫ
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/3b8d45a6f736405f8fc7db638bd3dedd/image.png)
Один из характерных операторских приемов в фильмах — эффект присутствия. Фокус берётся на человека на среднем плане, а на переднем находится другой. Как правило, он в кадре лишь частично, обращён к главному персонажу и находится в расфокусе. Такой нехитрый приём позволяет режиссёрам вызвать чувство сопричастности у смотрящих, словно они в этом диалоге на экране невольные участники. Приём можно увидеть у Нолана в «Начале», Андерсона во «Французском вестнике» и у самого Спилберга в «Поймай меня, если сможешь». «Терминал» не исключение — тут эффект присутствия также эпизодически появляется.
«Терминал» — не самая крупная рыба в сетях Спилберга, однако в этом фильме точно есть, что отметить и взять на заметку. Ниже шесть любопытных приёмов режиссёра, которые можно смело взять в мудборд ваших съёмок.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/2fa067f48cf548ac9cd5b8b51f5f7331/image.png)
1. Съёмка в толпе. Подобный сеттинг можно увидеть даже в работах Питера Линдберга. Можно последовать стилю фильма и поместить вашего героя съёмки в центре зала аэропорта. Есть и другие варианты — расположить модель посередине пешеходного перехода в окружении проходящих мимо или развернуть лицом в камеру на эскалаторе против движения. Подойдёт любое людное пространство.
Этот кадр здорово снимать на долгой выдержке. Так силуэты проходящих людей станут совсем безликими, смазанными. Акцент останется на неподвижно стоящем герое.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/b943eff5d21b426c919521a6685769a4/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ebb11bc304b34ab990bac565ebdf23db/image.png)
2. Силуэт. Источник света направлен на фон таким образом, чтобы герой на переднем плане остался лишь тёмным силуэтом без деталей. Это контровой свет. Простую студийную схему можно перенести в любую другую локацию.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/0ed9d5e5375c40129d22fae9adab95d8/image.png)
3. Съёмка через стекло. Этот приём уже давно облюбован многими фотографами, а кадры из «Терминала» лишь ещё одно подтверждение визуальной силы такой съёмки. За счёт отражающих свойств стекла получается почти снимок с двойной экспозицией. Кроме того, стекло в таких случаях работает сглаживающий фильтр.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ce9cffb7c8a14b05a4e3e55b9247bc45/image.png)
4. Боковой и направленный свет. В кинофильме этот приём используется лишь в паре сцен. Направляя свет на лицо героев, режиссёр подчеркивает их эмоции, акцентируя внимание зрителя. Такой приём легко задействовать в портретной съёмке. Достаточно лишь установить источник света сбоку от снимаемого. Для повторения кадра с девушкой потребуется точечный источник света, например фотофонарь. Этот приём используют, когда необходимо выделить конкретную деталь в кадре или, как в данном случае, лицо героини.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/83acaf7fafc045288bee30b7169fab84/image.png)
5. Локация. От сцены к сцене в фильме Спилберга укрепляется ощущение силы аэропорта как интересной локации для съёмки. Много неоновых вывесок, стекло, металл, отражающие поверхности и яркие огни. Если снимать в аэропорту для вас проблематично, можно использовать как локацию любой торговый центр или ярко освещённое публичное место. За счёт деталей в кадре локацию можно использовать для экспериментов с нестандартным светом. Новый сеттинг для популярных сегодня цветных съёмок не только в вечернее время.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a327807ad5934e389017bade77fa6646/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/421389e3f8cb4ebc8d5bdab21b50c258/image.png)
6. Сложный свет. Выбранные кадры можно копировать прямо в мудборд будущей съёмки: чем не картинка в духе популярных фотографов, снимающих с ярким освещением? Это уже тренд, так что технически ничего нового в этих кадрах из «Терминала» нет. Однако, такие находки — очередное напоминание о том, что идеи можно черпать откуда угодно. Даже из фильмов 20-летней давности, когда про разноцветные съёмки ещё никто не говорил.