Тёмные снимки могут получаться случайно, а могут быть осознанным ходом, который необходим, чтобы передать авторскую задумку. Такой подход в фотографии называется низким ключом. О том, как снимать тёмное, когда хочется и не снимать, когда не хочется, читайте в этом материале.

Почему фотографии получаются тёмными
Как фотографировать в низком ключе
Почему фотографии получаются тёмными
Для начала о ситуациях, когда фото получаются тёмными, но никакой авторской задумки за этим нет. Это просто технический брак.
Причина номер 1: очень светлая сцена + авторежим. Если, например, вы снимаете зимний пейзаж в режиме auto или P, с 90-процентной вероятностью вы получите недоэкспонированный снимок.
Автоматика камер работает таким образом, что стремится сделать средне-серый снимок.

Чтобы исправить эту проблему, проще всего использовать экспокоррекцию. Обычно хватает коррекции до +1, но лучше проверить, достаточно ли кадр светлый, на гистограмме. Её можно посмотреть на готовом снимке или вывести на экран камеры, чтобы она отображалась сразу в момент съёмки. Подробнее о том, что такое гистограмма и как с ней работать, читайте здесь.
Это касается не только пейзажей со снегом, но в принципе любой сцены, где доминируют светлые оттенки (например, если девушка в белом платье позирует на белом фоне).
Также исправить подобные ошибки, как правило, можно на стадии постобработки. Подробнее о том, как это сделать, читайте в этом материале.
Причина номер 2: ошибки при настройке камеры. От ошибок не застрахован никто, особенно, когда опыта мало. Слишком тёмные снимки можно легко получить из-за некорректных настроек камеры.
У каждой камеры есть три основных параметра экспозиции. Это диафрагма, выдержка и ISO, вместе они составляют экспотройку и отвечают за то, насколько снимок будет светлым или тёмным.
Если коротенечко, есть три пути сделать кадр светлее, используя настройки фотоаппарата:
- удлинить выдержку (действуя неосторожно, можно наловить смазов);
- открыть диафрагму (малая ГРИП, могут быть сложности с фокусировкой);
- увеличить ISO (могут появиться шумы).
Если снимки получились слишком тёмными, значит, поймать баланс на этих трёх стульях не получилось.
Подробнее о том, как снимать в режиме приоритета диафрагмы, читайте здесь, о приоритете выдержки — здесь. А режим М вообще лучше оставить для пейзажей, предметки и съёмок с импульсным светом без TTL.
Ещё одна вещь, которая может вызывать проблемы с недосветами — некорректно выбранный режим экспозамера. Особенно часто с этим можно столкнуться, если выбран точечный режим замера, а точка фокусировки расположена на чём-то очень светлом.

Если с точечным кадр недосвечен, можно попробовать использовать центровзвешенный или матричный. Обычно ситуация исправляется.
Если все настройки проверены, всё в порядке, а фото всё ещё получаются тёмными, проверьте экспокоррекцию. Её иногда можно крутануть в минус и не заметить. Если тоже нет, переходим к следующему пункту.
Причина номер 3: объективно тёмная сцена + нехватка ресурсов камеры. Так бывает, что в том месте, где вы пытаетесь снимать просто темновато.
С такой проблемой можно столкнуться, даже снимая днём в студии с естественным светом. Если, например, в руках какая-нибудь умеренно-старая кропнутая зеркалка, у которой ISO выше 800 лучше не поднимать из-за шумов, с каким-нибудь умеренно тёмным китовым объективом, у которого на длинном конце диафрагма 5.6.
Если эти два параметра экспотройки уже сдвинуть никак нельзя, остаётся вариант ставить более длинную выдержку. Но если в кадре люди (или ещё круче животные или маленькие дети), это тоже не вариант — пойдут смазы движения.
В этой ситуации стоит честно признать: набор техники просто не справляется с такими условиями. Выхода есть два: добавить искусственный свет и сделать сцену светлее или потом тянуть фото на постобработке. Последний вариант — так себе. Всё равно полезут шумы, будут испорчены цвета. Или можно смириться и не снимать в слишком сложных для себя условиях. Иногда это лучший из путей.

Впрочем, ночные пейзажи можно снимать, сильно удлиняя выдержку. Это и позволит сделать досвеченные фото и добавит интересный эффект, как на снимке выше. Обратите внимание, как автомобили превратились в световые полосы. Единственный момент — для таких фото обязательно нужен штатив. Подробнее о съёмке на длинной выдержке читайте здесь.
А если постоянно есть необходимость снимать без дополнительного света в сложных условиях (например, при съёмке крещений часто не разрешают использовать вспышку, а света в помещениях может быть мало), стоит подумать о подходящей технике. Для этих целей очень полезными будут полнокадровая камера и светосильные объективы.
Как фотографировать в низком ключе
В этом разделе мы собрали лайфхаки, которые помогут создавать эффектные тёмные фотографии.
Выбирайте тёмный фон и тёмые объекты. В низком ключе девушку в чёрном платье на чёрном фоне снять проще, чем девушку в белом на бледно-голубом.
Тут, кстати, легко получить ту же проблему, что и с белым снегом, который получается серым, только наоборот. Если вы работаете в авторежиме (или полуавтомате), автоматика будет тянуть общий вид кадра к средне-серому и высветлять тёмное. Справиться с этой проблемой можно с помощью экспокоррекции.
Но в любом случае на изначально тёмном фоне работать проще. Хотя это совершенно необязательно.

Ставьте объект как можно дальше от фона. Если вы снимаете в относительно большом помещении, цвет фона становится не так важен. Достаточно поместить объект далеко от фона и направить свет таким образом, чтобы он не летел на фон. И он станет на фото чёрным, независимо от того, какого цвета были стены.
Схемы света для низкого ключа — отдельный и некороткий разговор. Больше информации по этой теме вы найдёте в этом материале.
Создавайте на снимках контраст, не бойтесь отдельных светлых областей. Низкий ключ — это не когда «негры ночью воруют уголь», и ничего не видно. Это когда фотография преимущественно тёмная. Но чтобы она смотрелась эффектно, на ней должны быть светлые части. Они будут ещё лучше оттенять общий колорит.

Не пытайтесь затемнить фотографию на постобработке, просто занижая экспозицию. Хороший низкий ключ начинается на съёмке с правильной постановки света, а не за компьютером, когда вдруг пришла в голову мысль сделать потемнее.

Сделать снимок более тёмным и эффектным на постобработке можно. Но для этого лучше пользоваться кривыми и помнить, что нужно не просто увести вниз экспозицию, а создать выразительный контраст.
Например, свет на снимке ниже в принципе позволяет усилить на нём контраст и сделать его более тёмным в целом.

Читайте также:
Гайд по кривым: как обработать фотографию самым мощным инструментом Photoshop