Ровно год назад на экраны повторно вышел отреставрированный шедевр Скорсезе — «Таксист». Молодой Роберт Де Ниро колесит по улицам Нью-Йорка, наблюдая за жителями города: от социального дна и гиблых районов до будущих кандидатов в президенты. Фильм снят почти полвека назад, однако это шедевр, который даст фору современным лентам. Что же такого особенного в «Таксисте»? Разбираемся!
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/f9d0e55e529840379272604415fb1ac8/image.jpg)
Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую работу с цветом, светом и построением кадров в кино. Предыдущий можно прочитать здесь.
ЦВЕТ
Две важных ремарки: «Таксист» снят в 1976 году, это работа с плёночной кинокамерой, что усложняет любой пост-продакшн и работу с цветом. Кажется, что на это стоит делать скидку и судить с высоты тех лет. Однако, фильм настолько поражает искренней и органичной работой с цветом, что скидку, видимо, нужно делать всем современным фильмам, где работа съёмочной команды не столь высока.
Во-вторых, не секрет, на какую именно плёнку снят фильм Скорсезе. Это Kodak Eastman Color Negative 100T. Литера Т в название соотносит предназначение плёнки (а в киноплёнках есть такая опция) под работу с лампами накаливания и искусственным светом. Плёнка была снята с производства в 1977 году, через год после релиза картины. Возможно, это лишь эфемерная почва субъективных гипотез, но если обратиться к единственной ныне выпускаемой серии кинопленок Kodak (Vision 3), то можно проследить схожие моменты в поведении при определённом освещении и доминирующих цветах.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/5d7e5013c9f849d2b78085a4260c8bfc/image.png)
Смотрите сами, если взять схожий сеттинг тёмного времени суток и искусственного освещения, то зелёные полутона, о которых мы ещё поговорим, заметно себя проявляют.
Так, если картинка этого фильма вдохновит вас на определенную визуализацию будущей съёмки, то вы знаете, к какому инструменту прибегнуть: многие лаборатории (как минимум Петербурга и Москвы) закупают бобины данной киноплёнки и делают собственную намотку в стандартные катушки 35мм.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/b7473b7f34a54a568c7298debb738e07/image.png)
Несмотря на сложность работы с плёнкой в вопросе колористики, Скорсезе мастерски решает этот вопрос. Фильм пестрит яркими элементами и вдумчивой работой с цветом. Лента открывается крупным планов глаз Де Ниро с контрастными тенями и красным светом в лицо.
Говорящее начало — красный цвет считают роковым, кровавым и, пожалуй, одним из самых «громких» цветов. Возможно, таким первым кадром режиссёр намекает: фильм о таксисте не то, чем он кажется не первый взгляд. По ходу сюжета красный ещё не раз встретится в кадре.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/c3b975d44ad34786a8f0fd7c892fb286/image.png)
В фильме о водителе такси, разумеется, будут присутствовать характерно-жёлтые автомобили в большом количестве. В кадре этот ярко-жёлтый балансирует за счёт использования классической схемы на сочетании холодного и тёплого оттенков — жёлтого и синего. В данном случае лазурного.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/bbd74a0a640b4ba8a87354264a756e7f/image.png)
Однако колористика завязана не только на цвете такси. Скорсезе филигранно работает с ней за счёт проработки деталей в кадре. Присмотритесь, здесь жёлтые предметы — такси, цветок и пакетик снека — формируют треугольник, в котором сосредоточено действие и внимание зрителя.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/3373ac4349d649778fd9d2db8eeadd19/image.png)
В других кадрах мы видим жёлтое платье и жёлтую футболку, а на переднем плане ярко-жёлтую полоску на обложке журнала. Это вроде бы мелочи, но именно они добавляют нужные акценты и делают картинку менее плоской и однотонной.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/e331ea525a60455c86b6039918d112a2/image.png)
Однако, несмотря на характерный окрас такси, один из главных цветов фильма Мартина Скорсезе всё-таки зелёный! Тот самый зелёный, который был отмечен выше, как частый оттенок на нынешней Kodak Vision, а, стало быть, и Kodak Color Negative 100T. От светло-оливкового до ярко-изумрудного в зависимости от времени суток в кадре.
Зелёный всплывает то тут, то там, почти перманентно окрашивая картину по всему хронометражу.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/6fbb321d2024424180acd2d13bd01a79/image.png)
Зелёный как один из главных цветов уже был отмечен в тексте о «Чёрном лебеде». Это цвет тревожности, опасности, яда, возможно, некой болотистости, сонливости. Главный герой во сне практически и пребывает: по характеру персонаж Де Ниро слегка заторможен, немногословен, может, чуть глуповат. Словно он погружён в ядовитое состояние полудрёмы. Кроме того, герой по сюжету не раз признаётся, что он берёт пассажиров во всех районах Нью-Йорка, даже не самых благополучных. Де Ниро видит «всю ту грязь, которая будет смыта с улиц проливным дождём». Кажется, зелёный цвет и должен подчеркнуть это.
Разумеется, мы говорим не только о работе сильного режиссёра, который задумывается, работая с фильмом, но и о колористике. Так что какой зелёный без сопутствующего красного, комплиментарного ему цвета.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/f4607d07ff7d4de7a520d9c3e68d5597/image.png)
Красный в «Таксисте», как мы уже убедились с самого первого кадра, второй основной цвет. Именно красный во всём этом ядовитом дурмане социального неблагополучия присущ герою Де Ниро. Красный не только балансирует с зелёным, но и добавляет характерную эмоциональную составляющую как самому фильму, так и Трэвису, главному герою.
Красный цвет — цвет крови, опасности, тревоги и насилия. Насилия, которое герой видит, проезжая на такси по злачным улицам, окружающей опасности, его личной тревоги «за город», и, в конце концов, крови, которую Трэвис проливает. А всё это фоном сопровождает многочисленный неон, красные светофоры, цвета фасадов и элементы в кадре.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/d5b2d634a7244c11ba1b4fbdd14863d0/image.png)
Скорсезе работает над деталями и тут. Обратите внимание на одежду большинства важных по сюжету персонажей: красный доминирует. Даже в сцене с предвыборной компанией Палантайна на нём самом красный галстук, а женщина во втором ряду одета в красный костюм.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/f4fd7a55eb5140e0897843a403d30db3/image.png)
Больше того — на протяжении всего фильма героя Де Ниро почти перманентно в красных образах: его рубашки в клетку, костюм, даже козырные казаки — и те бордово-красные. Так автор прописывает ассоциативную связь между просто цветом в кадре, который призван вызывать фоновое восприятие тревоги и опасности на передачу характера главного персонажа, за которым красный цвет уверенно закрепляется.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/b87aec88c7d249fda7c5ee3a662e4196/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a7a1e0256672406b88677951d9e5c6c3/image.png)
Если приглядеться, то даже цвет косвенных деталей в таких кадрах продуман: зелёные очки на Бетси, предвыборный слоган We are the people красным цветом и мелкие предметы на столе Трэвиса тоже красные.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/528cf16864ef4947a406f75e8aa99312/image.png)
Любопытная с точки зрения колористики сцена наступает почти к самому концу фильма. Это кульминация дурманного сна героя Де Ниро. Словно он окончательно просыпается, уверовав в формировавшуюся весь фильм идею, либо наоборот, впадает в состояние аффекта, которое было навеяно перманентной тревогой. Трэвис вооружается пистолетами и идёт вершить правосудие, он — тот самый дождь, который должен смыть всю грязь с улиц.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/d4122d2b28894c8484c3fa7f0bd08312/image.png)
Лишь этот единственный эпизод из всего фильма окрашен в песочно-жёлтые оттенки, хоть он также снят в тёмное время суток. Жёлтый цвет неоднозначный, болезненный. Знать наверняка мы не можем, но напрашивается аллюзия — Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского. Тот герой тоже пребывал в сонливом состоянии перманентного наблюдения, мыслей и тревожности. Все же помнят школьную программу? «Ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору». Все дороги к одному и тому же цвету явно не случайны.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/7434bb6d315049919a4d075e48fd3783/image.png)
На этом фильм не заканчивается. Мы видим, как Трэвис проходит через коридор жёлтой сцены с расправой, а дальше режиссёр показывает события уже спустя несколько недель. Главный герой жив, в полном порядке и вновь крутит баранку в такси. Вновь привычный зелёный фоном и красные огни светофоров. Герой Де Ниро искренне улыбается и нажимает на газ. Значит ли это, что его характер эти события не сломили? Обрел ли он внутреннее спокойствие, как герой Достоевского? Вышел ли он сухим из тревожного состояния?
КАДРЫ
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/91aba54d7f1e4e03b1bb34590eb0c75c/image.png)
Скорсезе мастерски прорабатывает не только цвет в кадре, но и детализацию этих кадров, разные планы. Проработанность сцены вглубь – один из характерных приёмов «Таксиста».
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/011c53e2e7474a97b1c682efc3d59ebd/image.png)
Второй главный приём — это взаимодействие с окружающей средой. Кадры очень фотографичны: диагональ телефонов, герой плаката как одно из действующих лиц в кадре, игра с руками статуи и красивый блёр с фокусом лишь на кусочке кадра. У оператора Скорсезе можно учиться искать и задумываться, снимая стриты.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/c14e4985315e47fbab963aa22b55e0d6/image.png)
В «Таксисте» много неона, что не удивительно, ведь значительная часть событий происходит в тёмное время суток. Здесь можно взять на заметку сразу несколько заходов: и использовать окрашенные огнями места как сильные локации, и свет от вывесок, который поможет подкрасить героя для вашей цветной съёмки и неон в дождливый день с красивыми отражениями и бликами на асфальте.
Вот ещё четыре интересных приёма из «Таксиста», которые стоит взять на заметку для фотосъёмок:
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/5e6fe856f2af409d8c14da03139eba4d/image.png)
1. Работа с силуэтами. Считается, что человек в кадре обязательно должен считываться и находиться в светлых участках. Скорсезе её перечеркивает, показывая, что можно по-другому. Особенно примечательны в этом вопросе сцены с тёмной геометрией деталей такси или кадр с Де Ниро за рулем. Фактическая рекомендация по применению такого приёма: не поднимайте экспозицию, а, наоборот, опускайте ее! Оставляйте в тенях весь оставшийся кадр, выравнивая лишь светлый участок.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/3f349127a2da40218bb158640c77d242/image.png)
2. Кадрирование. Съёмка в автомобиле словно предполагает хотя бы несколько кадров через зеркало заднего вида: оператор берёт Трэвиса крупными планами, показывая лишь глаза. Не обязательно снимать в машине, чтобы использовать такое сильное кадрирование: редактируйте после съёмки, оставляя лишь акцентный кусочек. Контраст эмоции будет в разы сильнее!
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/1f64765c60dc4fbcb081fd37627a37c0/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/f6402a69306a41fc89b9db20472881b8/image.png)
3. Съёмка от бедра. Фактически, главное правило Ломографии. Использование таких ракурсов в людном месте при стрит съёмке только усилит ощущение включённости в кадр, возможно, даже его случайности, если использовать последнее как намеренный приём.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/4e1c1b6413154575a92e338b713d1ed9/image.png)
4. Пространство. Обратите внимание, как иначе воспринимается герой Де Ниро, когда он идет по пустынной улице, по тому месту, которое привычно видеть с многочисленными прохожими. Сегодня эту игру на контрасте тоже можно использовать, хоть это будет не просто. Нужны те локации, которые подразумевают большое количество людей. А снимать придётся ранним утром, когда когда можно поймать кадр без людей.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/6687a6899e7a4fe995effe2425e26c91/image.jpg)