
Прошли те дни, когда профессиональные видеокамеры были очень громоздкими и скорее напоминали гранатомёты — сегодня устройства даже самого высокого уровня выглядят как обычный фотоаппарат. Вот и у Sony есть две компактные модели, специально заточенные под съёмку видео: Sony a7S III и FX3.
Они одновременно очень похожие и очень разные: обе нацелены на профессиональных видеографов, обе максимально портативные. Тем не менее, стиль съёмки, для которого они созданы, отличается кардинально.
Качество видео: первоклассные характеристики с обеих сторон
Дизайн: два противоположных подхода
Аудио: профессиональные возможности
Работа с камерой: найдите свой стиль
Фотосъёмка
Итоги
Качество видео: первоклассные характеристики с обеих сторон
Прежде чем перейти к сравнению, кратко ответим на вопрос, зачем вообще вам может понадобиться такая камера. Быстрый и исчерпывающий ответ: они предоставляют высочайшее качество видеокартинки, которое позволяет снимать и высокохудожественные шедевры, и коммерческий материал профессионального уровня, а также весь набор функций, который только может понадобиться для крутого кинодела.
В том, что касается картинки, a7S III и FX3 имеют много общих характеристик и функций:
- 12-мегапиксельная полнокадровая BSI CMOS матрица;
- внутренняя запись в UHD 4K 120p 10-бит 4:2:2;
- удобные форматы с эффективным сжатием — XAVC S-I и XAVC HS;
- вывод 16-битного Raw видео через полноразмерный HDMI-порт;
- съёмка RAW в 4.2K 60p с помощью рекордера Atomos Ninja V и V+;
- внутренняя Full HD запись с частотой кадров до 240p для суперслоу-моушна;
- продвинутый автофокус с фазовой детекцией;
- 15 стопов динамического диапазон;
- широкий диапазон ISO 80-102400 для съёмки в слабом освещении;
- S-Log3, S-Cinetone и другие профили для цветокоррекции.
Если пытаться выбрать одну из этих камер исключительно на основе характеристик, может показаться, что они совершенно одинаковые. Это объясняется тем, что в них используется идентичная матрица, отвечающая за качество картинки. Но основные различия этих камер кроются в конструкции и, соответственно, в том, как на них снимать.
Победитель: ничья.
Дизайн: два противоположных подхода

Разница в конструкции и дизайне камер заметна сразу. Отличается даже текстура и цвет корпуса. Sony a7S III — классическая чёрная беззеркальная камера. FX3 получила тёмно-серый корпус в стиле линейки Cinema для кинематографистов и профессиональных видеооператоров. Небольшая деталь, но она чётко демонстрирует: несмотря на схожие характеристики, камеры рассчитаны на разную целевую аудиторию.

А вот в набор портов у двух моделей одинаковый, даже их расположение очень похоже. Каждая камера получила:
- полноразмерый HDMI;
- USB-C;
- Micro-USB/Multi-Port;
- горячий (или, как называет Sony, мультиинтерфейсный) башмак;
- 3,5мм джек для наушников;
- 3,5мм микрофонный вход.
На другой стороне корпуса вы найдёте слоты для карт памяти. У обеих моделей два слота для быстрых CFexpress Type A и SD карт. Очень удобная особенность новых моделей Sony, особенно учитывая ориентацию наших героев на видеосъёмку.
Плюсы и минусы конструкции:
a7S III | FX3 |
Классическая беззеркалка, ориентированная на видео | Суперкомпактная видеокамера |
ПЛЮСЫ | ПЛЮСЫ |
Встроенный видоискатель | Съёмная верхняя ручка с XLR-входами |
Дизайн, знакомый всем пользователям серии a7 | Встроенная резьба на верхней части корпуса для клетки/аксессуаров |
Кнопки отдельно кастомизируются под видео и под фото | Встроенный вентилятор |
Раскладка клавиш, заточенная под видео | |
Несколько световых индикаторов записи — сзади и спереди | |
МИНУСЫ | МИНУСЫ |
Необходима клетка для установки аксессуаров | Нет видоискателя |
Для продвинутой звукозаписи нужен опциональный XLR-адаптер | |
Нет вентилятора |
Победитель: FX3.

Если по большей части вы планируете снимать видео, дизайн FX3 даёт целый ряд преимуществ, среди которых готовая резьба для клетки и дополнительные аксессуары. Единственным минусом является отсутствие встроенного видоискателя. С другой стороны, a7S III будет удобным вариантом, если вы планируете переключаться между фото- и видеосъёмкой, а также снимать через видоискатель с рук.
Аудио: профессиональные возможности
Ещё одно важное различие в камерах — способы звукозаписи.
Прямо из коробки FX3 выглядит однозначным победителем, ведь камера поставляется со специальной верхней ручкой, на которой расположены два XLR входа.
XLR-входы требуются для многих профессиональных микрофонов. В каждый вход вы можете подключить по микрофону и записывать звук сразу нескольких источников одновременно.
На ручке есть дополнительный цифровой стереоаудиоинтерфейс, так что, по сути, вы получаете сразу четыре аудиоканала. a7S III также может работать с XLR-«майками», но для этого придётся купить к камере адаптер XLR-K3M XLR, крепящийся на горячий башмак.

Технически, качество звука на камерах будет одинаковым. Однако ручка FX3 на практике намного удобнее, ведь за неё можно держаться! А ещё a7S III с XLR-адаптером на несколько сотен долларов дороже, чем FX3, которая поставляется с XLR-примочкой в комплекте. Так что если вы планируете использовать XLR-микрофоны, имеет смысл взять именно FX3.
В остальном, камеры не отличаются — у обеих стандартный 3,5мм разъём для наушников и микрофонный вход.
Победитель: FX3.
Работа с камерой: найдите свой стиль
Тут выбор становится более тяжёлым и зависит от вашего стиля съёмки. Один из решающих факторов — встроенный видоискатель в a7S III, который отсутствует в FX3. Это делает a7S III более подходящей камерой для фотосъёмки. a7S III выглядит как классическая беззеркальная фотокамера, а это значит, что она отлично заточена под съёмку с рук. К тому же видоискателем удобнее пользоваться в яркие солнечные дни, когда экран может засвечиваться, в нём картинка более чёткая и контрастная. Так что, если по какой-то причине вам нужен видоискатель, берите a7S III.
Другая интересная особенность это то, что a7S III полностью «запечатана» (защищена от пыли и влаги), так как в камере нет вентилятора. Это значит, что она потенциально более приспособлена для сложных погодных условий. С другой стороны, некоторые пользователи а7S III жаловались на проблемы с перегревом в жару.

В чём фаворитом выглядит скорее FX3, так это в раскладке органов управления и кастомизации. Камера разработана именно для видео, поэтому в ней есть качелька зума прямо на кнопке спуска затвора/видеозаписи, что удобно для плавного зумирования при съёмке с рук.
Верхняя рукоятка и дополнительная резьба — важные элементы для специализированной видеокамеры: это позволяет снимать с рук, используя дополнительные аксессуары. Чтобы работать таким же образом с a7S III, вам понадобится клетка, которая добавляет лишний вес.
Победитель: ничья.
Фотосъёмка
В плане качества фотосъёмки камеры не отличаются, ведь у них одинаковая матрица, процессор, автофокус и остальная начинка. Но a7S III будет явно более удобным вариантом благодаря форм-фактору, расположению кнопок (с возможностью отдельной кастомизации под фото и видео) и, конечно, всё тому же видоискателю.
Победитель: a7S III.
Итоги

Обе камеры — удобные портативные инструменты для профессиональной видеосъёмки. В плане качества картинки, доступных режимов и функций камеры идентичны. Выбор сводится исключительно к конструкции корпуса и эргономике.
Видеографам, которых не интересует фотография, лучше выбрать FX3, так как камера полностью заточена именно под видеосъёмку. В конструкции нет ничего лишнего, зато есть удобная ручка с двумя XLR-разъёмами. А ещё в ней есть встроенный вентилятор, так что перегрев камере не грозит. Поэтому, если вам нужно долго снимать на солнцепёке — FX3 выглядит интереснее. А вот если вы рискнёте снимать в плохую погоду, то у а7S III больше шансов пережить ненастье.
В целом, Sony FX3 лучше всего подходит для длительной съёмки со штатива — она хороша для документалки и event-съёмки.
А вот тем, кто иногда снимает фотографии, или нуждается в видоискателе для съёмки с рук на уровне глаз, больше подойдёт форм-фактор в стиле зеркалки, который предлагает a7S III. Также a7S III отличный вариант для того, чтобы «поливать» (снимать всё подряд без чёткого плана) — вновь плюсом идёт видоискатель и более удобное управление при работе непосредственно за камерой.