Как фотографу рассчитать, сколько брать за съёмку

01 сент. 2021

6793

1

0

0

Сколько брать фотографу за съёмку? Этот вопрос сомнением подкрадывается даже к давно практикующим людям в индустрии, не говоря о начинающих фотографах, которые постоянно задаются им.

Какую цену ставить? Недавно я видел рекламу в инстаграме, текст которой был примерно следующим: «Последний месяц съёмок по старой цене, с сентября месяца прайс будет XXX — успевайте записаться». Это уже открывает следующий уровень вопросов: когда повышать цену, как её повышать, на основании чего? Фотография – это работа. А сама съёмка — только верхушка айсберга. Ещё есть логистика, время на работу с фотографиями, стоимость техники и много-много всего другого.

Так сколько же брать за съёмку? Разбираемся в составляющих этого сложного финансового подсчета.

Фото: magnumphotos.com

Разрядов здесь нет

Разрядов, как в шахматах, нет. А потому нет и точных цифр: я не могу сказать, что снимающий один год человек должен брать именно X рублей, а снимающий больше пяти лет XX рублей, обладатель полнокадрового фотоаппарата одну сумму, а пользователь кропа другую. Нет. Так это не работает.

Финальная стоимость, которую вы будете указывать, складывается из множества факторов. Должна складываться из множества факторов! Просто тыкнуть пальцем в небо, назвав любую цену, это безосновательно. Содрать прайс у фотографа N из инстаграма — тоже. Давайте попробуем взять творческую профессию и, как призывал классик, «поверить алгеброй гармонию».

Складываем, но не вычитаем

Из чего же в сухом остатке должна складываться финальная стоимость работы фотографа? Вы ожидали увидеть здесь некие конкретные суммы или слагаемые с заложенной стоимостью, но их не будет. Будет логика, которую можно взять на вооружение.

Фото: digital-photography-school.com

Я взял примерные и очень общие категории, которые каждый сможет примерить на себя. Исходя из них, а также ряда субъективных параметров, вы сможете оценить стоимость своей работы. При формировании прайса на ваши услуги стоит закладывать:

  •  стоимость фотоаппарата, объективов и прочего оборудования, на которое вы потратились. Вы купили эту технику, которая стоит определённых денег, и её хорошо бы окупить. Чем дороже арсенал — тем выше качество и тем больше это должно влиять на вашу стоимость как творческой единицы;
  • расходы на развитие. Дорогой фотоаппарат — это одно, но можно купить его и снимать годами, делая одно и то же. Вот почему стаж не всегда показатель. Тетя Люба в соседнем подъезде работает парикмахером и делает это не одно десятилетие. Но где она и где топовые мастера стрижек? Поэтому стаж — хорошо, но прокачивать свои навыки необходимо. В эту графу стоит закладывать всевозможные курсы, воркшопы, мастер-классы, платные лекции и даже специализированную литературу и фото-книги, которые стоят недёшево. Всё это повышает ваше мастерство и делает сильнее. И вновь: выше качество — выше ваша цена как фотографа;
  • логистику. Пункт, казалось бы, не такой важный, но порой показывающий себя. Одно дело уличная съёмка или съёмка в студии в центре города, совсем другое — пусть и редкая, но съёмка за городом или в труднодоступной локации. Базовые расходы на транспорт в черте города также стоит учитывать;
  • наконец, самое важное и обширное: время вашей съёмки, количество фотографий и время работы с ними. Кто-то снимает ровно час по таймеру, а кто-то несколько часов. Кто-то накидывает пресеты, а кто-то вручную работает над каждой фотографией. Всё имеет право на существование, но только вам известно сколько сил вы тратите на всё это. Поэтому это важно учитывать, ни под кого не подстраиваясь. А с клиентом это можно обсудить и на берегу: оговорив количество фотографий на выходе и тайминг съёмки.

*Отдельно я бы обозначил дополнительные расходы, которые при адекватном подходе должны оплачиваться клиентом. А именно: оплата аренды студии, если это студийная съёмка, и оплата расходников, если это съёмка на пленку. Такие моменты важно оговаривать заранее.

Фото: abmcollege.com

Конвертируем в конкретные цифры

Исходные данные понятны, а вот как их учитывать — не очень. Вы знаете стоимость техники, представляете, сколько тратите на транспорт и редкую покупку повышающих курсов, даже высчитали время работы над фотографиями… А что с этим всем делать? Поэтому я оговорился про сухой расчет, который не может заменить составляющую творчества.

Допустим, вы один раз потратились на топовый фотоаппарат с парком светосильных объективов. Вы хотите окупить эти расходы и ставите высокий прайс. Это в корне неверно! Ведь вы не учитываете самое важное — фотографии. Это самый главный критерий.

Критерий субъективный, но есть неплохое упражнение, которое поможет понять, сколько же вы стоите как фотограф:

Посмотрите, что делают другие. Тот самый раз, где не только можно на них ориентироваться, но даже нужно. Открывайте инстаграм, ВК, услуги на сервисах бесплатных объявлений. Ищите там фотографов в вашем городе и изучите, что они предлагают. 

Есть такое понятие, как средняя рыночная стоимость, её вам и необходимо найти. А теперь примерьте эти данные на себя: сколько часов работы предлагают эти фотографы? Как быстро они отдают фотографии? Сколько отдают? А примеры своих работ какие показывают? Как вам, вы субъективно сильнее или не очень?

Да, все снимают в своём стиле, по-разному и разное. Найдите наиболее похожих на вас и близких по художественной ценности фотографии. Вот их и берите в расчёт.

Теперь дело за малым, учесть издержки. Представим гипотетический пример, который наглядно покажет как это делать: похожих фотографов вы нашли, цену увидели. Но, допустим, фотограф работает ровно полтора часа, а вы готовы снимать два-три. Значит, это уже должно стоить больше. Фотограф пишет, что у него ФФ фотоаппарат? И у вас! Пропускаем. Он/она отдает снимки за неделю? Вы в течение десяти дней. Примерно одно и то же. Но в тексте человека указаны 40 фотографий на выходе, вы же отдаете порой даже под 100, с учетом времени съёмки. Это еще один звоночек. А вот с цветокоррекцией у вас плохо. Когда человек пишет, что делает это умело, да и прикрепленные снимки говорят об этом. Повод сделать шаг назад.

Таким образом, вы поймете в чем вы сильнее, а в чем уступаете другим фотографам на рынке вашего города. А также сможете субъективно прикинуть, сколько бы стоила ваша работа.

Самое важное, как при пошиве костюма, делать финальную примерку: как вам с этой ценой, комфортно? Достаточно? Оправдывает вложения вас, навыков, техники, времени?

Сумма, которую вы получаете, должна мотивировать вас развиваться дальше. А если вы впадаете в состояние «успеть выдохнуть до следующей съёмки», значит, что-то идёт не так.
Фото: wikimedia.com

Бонусом: как повышать цену, когда вы уже…

Когда вы уже выросли из старой, как подросток из одежды. Уже маловато, потому что опыта вы поднабрались, съёмок было достаточно, результаты радуют, да и новый фотоаппарат недавно купили.

Я не случайно вспомнил про рекламу, которую видел недавно: такое действие не должно быть внезапным и вызывать отторжение у клиентов или ещё хуже — у постоянных клиентов и знакомых. Это нужно делать постепенно, открыто и, что важно, объясняя людям, почему вы это делаете. Тот самый стаж, подкрепленный качеством, ростом, возможно, даже, курсами и новой техникой, — то, чем парикмахер тетя Люба похвастаться не может, а вы можете. Об этом можно даже написать отдельный текст в ваших соцсетях. Адекватные люди не только поймут, но и поддержат.

На этом этапе вам не нужно смотреть, что делают другие и сколько за это просят. Вы уже сформировавшаяся единица с заявленной рыночной стоимостью. Посмотрите на себя в прошлом и оцените, насколько вы выросли по сравнению с собой предыдущим и насколько выше теперь должна быть цена вас как фотографа. Задайтесь все тем же вопросом: с учетом всего, какая цена мне будет комфортна?

1

01 сент. 2021

6793

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые