Можно ли вообще снимать портреты на широкоугольный объектив — вопрос дискуссионный. Сегодня мы предположим, что можно. В этом материале читайте о том, что такое широкоугольный объектив и как фотографировать людей на умеренный и выраженный ширик.

Что такое широкоугольный объектив
Умеренные широкоугольники
Выраженные широкоугольники
Как снимать на широкоугольный объектив
Плюсы и минусы широкоугольных портретов
Итоги
Об эту тему сломано ох сколько копьев. Если залезть в какой-нибудь фотографический паблик и написать там что-нибудь про портреты на широкоугольник, на вас тут же кинется несколько страшно опытных фотографов, которые расскажут вам, что портреты можно снимать на 80 мм и длиннее. Что даже полтинник — это плебейство. А уж про 18 мм и подумать страшно.
Есть такое понятие — классическое портретное фокусное расстояние. Оно оформлялось и устаканивалось годами и веками. Его обычно определяют диапазоном в 50-200 мм, хотя даже на этом уровне есть разногласия. Кто-то считает подходящим для портретов расстояние 70-150, кто-то — 80-180. 50-200 мм — наиболее широкий вариант нормы.
Дело в том, что на фото, снятых на объективы в этом диапазоне фокусных расстояний, минимальны перспективные искажения. Картинка приближена к тому, как видит глаз. Все пропорции лица максимально сохранены.
Поэтому эту формулу стоит читать так: чтобы получить классический портрет без искажений, нужно классическое портретное расстояние. Всё. Точка.

Но в некоторых умах эта сентенция иногда превращается в «портрет снимать на ширик нельзя, потому что это неправильно». Ещё есть вариации на тему «люди будут, как головастики, ноги — как ласты».
Да, на ширик будут искажения. Но плохо это или хорошо? Если вы снимаете ранимую барышню, которая будет долго плакать от того, что у неё на снимке длинный нос, то плохо. А если эпатажного мужчину, которому нужны яркие и неординарные фото для соцсетей — заверните два.
Что такое широкоугольный объектив
Широкоугольный объектив — это объектив, у которого фокусное расстояние меньше 50 мм.
Все широкоугольные объективы можно условно разделить на ширики умеренные и выраженные. Умеренные — те, у которых фокусное расстояние находится в диапазоне от 35 до 50 мм. Выраженные — те, у которых меньше 35.
Лучше всего разницу между умеренными и выраженными можно показать на примере:

Умеренные широкоугольники
Как ни странно, именно эти объективы чаще всего вызывают споры на тему, можно ли снимать на них портреты. Сложно сказать, почему. Наверное, потому, что если человек взял в руки какой-то суровый фишай и снимает на него гротескные портреты, у зрителя нет вопроса, нарочно ли он это сделал. А c 35-c объективом возникают сомнения. На деле, такие стёкла дают достаточно приличный результат.
Например, достаточно распространён Canon EF 35mm f/1.4.

Nikon Nikkor Z 35mm f/1.8 вообще один из самых любимых объективов свадебных фотографов. Его ценят за универсальность: при съёмке в помещениях он достаточно широк, чтобы захватить интерьер, а на крупных кадрах даёт хорошее размытие заднего фона. На свадьбе, когда снимать и соображать нужно быстро, возможность не жонглировать объективами — это хороший козырь.

Умеренные ширики ещё и чаще стали использовать из-за повсеместного распространения мобильной фотографии. В массе своей камеры смартфонов — умеренные ширики. Люди привыкли фотографироваться на телефон, привыкли к тому, как они выглядят на этих фотографиях. Поэтому небольшие искажения не воспринимаются как брак.
В случае с выбором умеренного ширикоугольника важно учитывать кроп-фактор. Для полного кадра всё просто, в случае с кропнутыми камерами нужно считать эквивалентное фокусное расстояние. Если мы хотим, например, аналог двух вышеописанных объективов для Fujifilm, на нужно стекло не 35 мм, а на 23. Например, Fujifilm XF 23mm f/1.4.
Выраженные широкоугольники
В эту категорию попадают объективы, фокусное у которых меньше 35 мм. Перспективные искажения на таких стёклах уже сложно с чем-то спутать. Например, это объективы Laowa 9mm f/5.6, VILTROX 20mm f1.8, Fujifilm XF 14mm, Sony FE 12-24mm f/2.8 GM. На последний можно получать подобные интересные кадры:

Отдельный интерес среди сверх-шириков представляют фишай-объективы. Например, Canon EF 8-15mm f/4.0L Fisheye и Nikon 8-15mm f/3.5-4.5E ED.
Читайте также:
Лучшие объективы «рыбий глаз» для камер разных брендов

Как снимать на широкоугольный объектив
Для умеренно широкоугольных объективов одни лайфхаки, для выраженных шириков — другие. Точнее даже не так, если хочется замаскировать широкоугльность — одни, если нужно её подчеркнуть — другие.
Итак, если нет задачи подчеркнуть искажение, а надо сделать так, чтобы никто не понял, что это широкоугольник, нужно:
- держать лицо человека ближе к центру кадра. Все искажения — по краям;

- можно снимать с запасом и аккуратно обрезать снимки на постобработке;
- снимать многоплановые композиции, чтобы главный герой был позади;
- не злоупортреблять крупными планами. Как ни крути, чем вы ближе к модели, тем заметнее будут широкоугольные искажения.
Если ширик вы взяли в руки потому, что именно этого и хотели, стоит делать всё наоборот:
- быть близко к модели. Всю свою необычность широкоульники проявляют именно в этих ситуациях;
- снимать ракурсно. Снизу, сверху, сбоку. Портреты снятые прямо с уровня глаз будут слегка смахивать на мобильные фотографии. А вот работая с ракурсами можно получить очень необычные и динамичные сюжеты;

- следить за задним планом. Частая проблема широугольников — в кадр попадают все урны и праздношатающиеся туристы на заднем плане.
Плюсы и минусы широкоугольных потретов
У съёмки портретов на широкоугольные объективы есть ряд плюсов. В том числе:
- фотографии привлекают внимание необычностью без дополнительного реквизита, хитрых локаций и прочих танцев с бубнами. Просто за счёт необычной перспективы;

- снимки на ширик часто очень динамичные — перспективные искажения создают сходящиеся линии, которые подчёркивают и усиливают движение в кадре;
- съёмка на такие объективы развивает. Широкоугольники — не самый очевидный выбор для съёмки портретов. Они заставляют искать новые ракурсы, новые кадры, новые подходы. Если вы чувствуете, что в какой-то момент снимать на портретник стало скучно, попробуйте широкоугольник. Хотя бы в качестве эксперимента.
Однако есть и ряд минусов, от которых никуда не деться:
- нужен постоянный контроль заднего плана. Ширик охватывает много пространства, а значит, больше шансов, что какая-то неудачная деталь испортит хороший кадр;
- придётся нарушать личное пространство модели. Даже чтобы получить ростовой портрет на широкоугольных объектив, нужно быть быть достаточно близко. А уж если нужно снять крупный план на сверхширик, придётся буквально тыкать объективом человеку в лицо. Некоторых людей такая близость может раздражать;
- всё-таки у любого широкоугольного объектива будут искажения, и кто-нибудь может написать вам гадкий комментарий по их поводу;
Итоги
Умеренный ширик — удобный инструмент, если вы не перфекционист и готовы научиться с ним работать.
Выраженный ширик — это как соль. Кто-то ест совсем без соли, кто-то любит солёное, кто-то не очень. Но мало кто любит, когда пересолено. Так и с широкоугольными портретами. Пара-тройка украсит почти любую съёмку, но снимать всё на него — ну, такое. Как стружка кальмара — очень солоно и очень под настроение.
Читайте также:
Кадрирование портрета: современный подход