Секреты красивого пейзажа: сюжет, советы, техника

24 апр. 2023

3508

0

0

0

Вы тоже были в этой ситуации? Когда попадаешь в новое место, видишь много красоты — хочется объять необъятное, глаза разбегаются, начинаешь фотографировать всё вокруг. Приезжаешь домой, смотришь фото — и всё не то. От фото дух не захватывает. И ты такой: ну там же было так красиво, а у меня руки не из плеч, а у меня камера плохо снимает, а у меня времени было мало.

Фото: Olga Yonsh

Красота состоит из ветра в волосах, обзора на 360 градусов, возможности лизнуть камень или погладить дерево. Из ощущения новизны, из ассоциаций, которые приходят в голову, или воспоминаний, что вот когда-то был такой же закат, а потом бабушка кормила меня блинами.

В этой статье разбираемся, как снимать природный и городской пейзаж так, чтобы через фотографию передать друзьям и подписчикам ваши ощущения и чувства от того самого момента.


Фотографии на фон рабочего стола
Главный герой
Разноплановость
Городской пейзаж
Как снять необычный пейзаж в городе
Аэрофотосъёмка
Ночная съёмка и северное сияние
Технические аспекты
Готовьтесь к съёмке, как в поход
Главный секрет

Фотографии на фон рабочего стола

Есть фотографии, которые могут быть только фоном для чего-то. Взгляд пробежал и не задержался. Такие фото хороши для заставок на рабочий стол компьютера или экран телефона. Они не отвлекают на себя внимание, не говорят «брось все дела и разглядывай меня», они помогают мимолётно сбросить напряжение и легко искать файлы и приложения на их фоне.

Фон для рабочего стола, который видел каждый. Фото: «Безмятежность», Charles O’Rear
Про фото Чарльза О’Риэра мы знаем, что это одна из самых известных пейзажных фотографий в мире, и одна из самых дорогих. Похожее фото в солнечный день каждый из нас может сделать на смартфон. Практически в любой стране и регионе. Будет ли оно художественно ценным, заработает ли оно вам что-то, кроме сотни лайков? Может быть, на стоках. Но это не точно.

Какие фото — хороший фон? Те, сюжет которых однозначно считывается с одного взгляда. Вот летнее небо, вот сочная трава. Простая красота, простая геометрия, не происходит ничего. Безмятежность. Летнее счастье. Или — горы в тумане. Просто горы. Просто в тумане. Красиво. Дорога петляет в поле, на ней никого нет. Пальма на пляже, голубая вода, отпуск. Простая радостная ассоциация, никакой пищи для размышлений над сюжетом, максимально простая композиция, передний, средний и задний план картинки одинаковы или отсутствуют — вот секрет хорошего фона.

Хорошие фоны разберут на смартфоны друзья и подписчики, они могут пригодиться в интерьерах отелям или вашей маме. Но чего-то, что зацепит зрителя и заставит раз за разом возвращаться к этому фото, в них нет.

Главный герой

Главный герой — человек, вписанный в пейзаж. Фото: Olga Yonsh

В каждом пейзаже, который останется любимцем автора и зрителей «на века», должен быть главный герой — тот объект, вокруг чего мы выстраиваем компоновку и композицию. Объект, который красуется перед фоном и привлекает внимание.

Компоновка — распределение предметов и фигур в кадре, заполнение, выделение главного, равновесие компонентов. Когда всё ровненько, сбалансировано и по «правилам композиции».


Читайте также:
Фотография с нуля — основы композиции
Композиция в фотографии — 5 необычных правил, улучшающих кадр


Композиция — управление взглядом зрителя, ведение его по картинке как по повествованию. Это про драматургию и сюжет. И иногда сюжетные нужды могут посылать лесом все правильные правила. Не «горизонт завален», а «голландский угол», например. Композиция сложнее компоновки, именно через неё проходит грань, где все мы сначала учимся делать «как правильно», а потом научаемся эти правила нарушать.

Самый простой пример главного героя — человек в пейзаже. Такой кадр всегда соберёт больше лайков в сравнении с тем же кадром без людей. Человек в пейзаже — не конкретная личность, часто мы даже не понимаем, мужчина это или женщина, но эта маленькая фигурка в кадре позволяет зрителю проассоциировать человека с самим собой, ощутить эффект присутствия, демонстрирует масштаб картины, понимание, какой огромный красивый мир вокруг нас.

Животные также зовут за собой в кадр, вызывают умиление и отлично работают главными героями.

Фотографии, где главные герои — животные. Фото: Olga Yonsh

Героями могут быть и неживые объекты. Важно иметь в голове ассоциацию с местом, общую идею, которую вы хотите раскрыть в фотографии или серии. Выбрать главного героя будет проще, если вы знаете, какую ассоциацию транслируете — например, тишину и пустоту передают болото в штиль и заброшенный дом на закате. Одни и те же ассоциации, героев для которых вы будете искать везде, могут, к тому же, стать отличной базой для вашего авторского стиля.

Здесь главные герои — болото и старый дом. Фото: Olga Yonsh

Снимая человека или животное в пейзаже, также не забывайте об ассоциациях и идее. Герой должен передавать эту идею зрителю, а не просто размещаться в кадре.

Работа с планами в фотографии

Поговорим о приёмах съёмки, которые помогут сделать наш кадр сильнее, и не перейти случайно от пейзажа к съёмке портретов главных героев крупным планом.

Мы уже обсудили фон и то, что нам нужен главный герой — тот, кого зритель будет разглядывать на красивом фоне. Теперь разберём, что такое разноплановость. Добавим в кадр некое «приглашение» для зрителя — передний план, то, что находится ближе всего к камере.

Пейзаж тем интереснее, чем больше планов задействовано в фотографии. Фото: Olga Yonsh

На фото выше главный герой — полузаброшенный поселок, дорожка приглашает зрителя в кадр, а сзади, за посёлком, роль фона выполняют сопки и небо. 

Вот ещё пример, в чём разница между скучной аватаркой из путешествия и человеком в пейзаже с использованием разноплановости:

Фото слева из архива Olga Yonsh, фото справа Daniel Kordan

Передний план — сильный инструмент. Посмотрите на фото внизу слева. Прямо перед камерой — куст. И вот вы уже зритель в театре, а сцена прямо перед вами. Или вы — тигр в кустах, готовящийся съесть одинокую фигурку путника. Здесь уже нет экрана и статьи, которую вы читаете, только сюжет, в котором вы — непосредственный участник. Так работает перспектива заслонения.

Передний план: перспектива заслонения и демонстрация деталей. Фото Daniel Kordan

Другая миссия переднего плана — показывать детали. Посмотрите на фото справа. Если бы автор взял точку съёмки повыше, мы бы никогда не узнали, что в таких мрачных величественных горах растут весёлые оранжевые цветы. Настроение фотографии стало бы совсем другим, и она переместилась бы в категорию «красивых фонов».


Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке


Городской пейзаж

Найти сюжет в городе значительно проще. Фото: Olga Yonsh

Отличие природного пейзажа от городского в том, что город предлагает гораздо больше сюжетов. В природе — пропустил какой-нибудь особенный луч света, невероятный закат или пробег лисы по горе — всё, можно сворачиваться, следующий кадр удастся через час или послезавтра. А в городе — пропустил один момент и просто ищешь другой, он будет через минуту. Здесь также работает композиция, по-прежнему играет разноплановость, а мимо ходят сотни главных героев.

Но в этом же и ловушка. Здесь происходит столько всего, да ещё и на фоне красивой архитектуры, что можно попытаться снова объять необъятное и передать всё-всё-всё в одном кадре.

К тому же если в природе всё ещё можно найти уголки, где ваше фото станет крутым просто в силу своей уникальности — именно это место ещё никто не снимал, то про все города мира уже снято столько открыточных видов, что иногда опускаются руки. Всё уже снято до вас. Или нет?

Игра с отражениями — бесконечный источник вдохновения. Фото: Olga Yonsh

Как снять необычный пейзаж в городе

Снимать там, где не снимают другие, и тогда, когда другие не снимают. Вот подборка простых в реализации идей, которые помогут привезти из путешествия по городам отличные фотографии.

1. Снимайте отражения. Асфальт после дождя, лужи, пруды, витрины магазинов — в городах можно найти гораздо больше отражений, чем в природе, и грех этим не пользоваться.

2. Снимайте в плохую погоду. У самых фотографируемых городов мира мало действительно крутых фотографий в ливень, туман или шторм. А в городе, в отличие от гор или леса, вам всегда будет где укрыться, чтобы согреться и переодеться в сухую одежду.

Ночью город выглядит совершенно иначе. Фото: Olga Yonsh

Снимайте ночью. Ночных фотографий всегда меньше, чем дневных, хотя бы в силу того, что ночью люди обычно спят. Город простит вам даже отсутствие штатива — снимайте, установив камеру на перила моста, бордюры или просто ровный асфальт.

4. Снимайте на рассвете. Красивый утренний свет и отсутствие людей помогут сделать крутые кадры самых туристических мест, где днём не протолкнуться.

5. Снимайте детали — скульптуры, кусочки фасадов, дверные ручки, потолки — то, что вам действительно нравится разглядывать и что можно снять без толпы людей в кадре. Здесь не будет разноплановости, но и не каждой фотографии она нужна. Такие кадры отлично дополнят вашу серию о поездке.

6. Снимайте на очень широкий угол. Подходите к достопримечательностям так близко, чтобы арки, колонны и прочие архитектурные изыски оказывались на переднем плане. Планируйте симметричные композиции, чтобы избежать искажений. Люди наверняка попадут в кадр, но не будут мешать вашей идее.

7. В крайнем случае снимайте людей. Здесь есть два метода: для стесняшек и для храбрецов. Стесняшкам подойдёт самый длиннофокусный объектив, который есть у них в арсенале, и медитативное подглядывание за сюжетами из жизни людей. Здесь нужно заранее скомпоновать кадр и ждать, когда человек в него зайдёт. И, конечно, не повредит общая наблюдательность. Смельчаки могут подходить к понравившимся людям и искренне сообщать — вы очень красивый (-ая), можно я вас сфотографирую?

8. Выходите на охоту с заранее выдуманным ограничением — только ч/б, только жёлтые предметы, только диагональные композиции, или только один объектив, который, к тому же, с вашей точки зрения не подходит, чтоб снять всё, что хочется. Это ограничение может стать связующим звеном для итоговой серии о городе.

Аэрофотосъёмка

Снимки с дрона — чистая графика. Фото: Olga Yonsh

Технологии съёмки не стоят на месте и становятся всё доступнее. Вот вы купили дрон, дух захватило от необычного вида с высоты. Всё снова красиво везде, и вы готовы пуститься во все тяжкие.

Главное правило съёмки на дрон — помнить про геометрию. Фото: Drone.Globe

1. Используйте геометрию. Всегда используйте её, но здесь — тем более. При съёмке под углом 90 градусов к земле зависайте чётко над центром снимаемого объекта. При съёмке архитектуры используйте симметрию, зависайте напротив центра снимаемого объекта. Объективы дронов широкоугольные, вы получите обидные искажения, если забудете про симметрию.

2. Используйте паттерны. Много бочек, много вагонов, много зонтиков на пляже — однотипные объекты, которые с земли могут выглядеть совсем несимпатичными, при взгляде с воздуха превращаются в головокружительный сюжет. Такие фото интересно разглядывать как с главным героем, так и без него.

Если «рассыпать» по кадру похожие объекты, как конструктор, снимок будет очень интересно разглядывать. Фото: Drone.Globe

3. Покажите масштаб. Человек, дом или машина — любой привычный объект на фоне грандиозных гор или у подножия вековых сосен добавит кадру понятности и соотнесения размеров. Здесь важно не перемельчить и не перекрупнить — объект, добавленный для масштаба, не должен превратиться в непонятную точку, но и не должен перетянуть на себя всё внимание, если вы снимаете не именно его, а картину в целом. Если человек плохо считывается стоя, положите его на землю и растопырьте «звездой».

Ищите ракурсы и объекты, которые будут направлять взгляд зрителя. Фото: Drone.Globe

4. Поиграйте с тенями! Утром или вечером в ровной однотонной локации поймайте тени. От людей на пляже, машин на асфальте, старой церкви на лугу.

Чем ближе солнце к горизонту, тем длиннее и интереснее тени. Фото: Drone.Globe

5. Используйте новые ракурсы. Загляните за гору, за которую вы не зайдёте ногами, посмотрите на здания, которых с земли не видно друг из-за друга, осмотрите изгибы реки, которых не увидеть глазами одновременно. Покажите в фотографиях то, на что может посмотреть только дрон. И снимите это так, как может снять только такой художник, как вы. Дерзайте!

Ночная съёмка и северное сияние

А вы знали, что существуют фотоконкурсы, посвящённые только северному сиянию? Фото: Olga Yonsh

И снова новый опыт, глаза полны восторга, а руки тянутся к камере. На небе — северное сияние, яркие звезды или подсвеченные уходящим закатом потрясающие облака. Но мы с вами уже знаем, что если поторопиться, получится сделать в лучшем случае документальную фотофиксацию и только. А мы идём за шедевром.

И нам нужны спокойствие, рассудительность, выстроенная разноплановость в кадре, а также штатив и, возможно, фонарик для подсветки переднего плана, фокусировки или выделения главного героя. Фонарик, кстати, можно повесить на дрон, тем самым заполучив себе летающую световую кисть.

Снимать ночной пейзаж сложнее, но и интереснее, чем утренний, дневной или вечерний. Здесь вам пригодится понимание, как работает длинная выдержка и насколько открывать или закрывать диафрагму, чтобы стало хорошо в каждом конкретном случае. Работать с автофокусом станет сложнее и, возможно, придётся перейти на ручную фокусировку.

Технические аспекты

Фотографировать северное сияние (да и любой ночной пейзаж) с рук не получится. Нужен штатив. Фото: Olga Yonsh

Пожалуйста, не забывайте штатив, если выдвигаетесь на съёмку вечером. Штатив должен быть устойчивым (или иметь крюк для подвеса чего-нибудь тяжёлого, например, вашего рюкзака) и достаточно лёгким, чтоб очередная идея выйти на съёмку ночью не вызывала у вас стон ужаса и боль в спине.

Для долговечности и устойчивости лучше выбирать металлическую конструкцию. Хлипкие пластиковые ноги, гнущиеся во все стороны или собирающиеся сами в себя при выставлении кадра, могут подпортить настроение во время съёмки.


Читайте также:
Как выбрать штатив: виды, рекомендации, характеристики


Пейзаж можно снимать на любую камеру, любой объектив. И если вам говорят, что на вашу технику «ничего приличного не снять» — помните, что автор этих слов говорит о себе, а не о вас. Это тому автору было бы некомфортно снимать на вашу технику, или вы не снимите «точно также, как он». Но точно также вам и не надо. 

Лучшие фокусные расстояния — те, которыми «видеть кадр» привыкли лично вы. Удобно, когда у вас в арсенале есть и что-нибудь пошире, и что-то подлиннее. Так вы сможете снять любую идею — и масштаб, и детали.

Вы можете снимать крутые пейзажи с той техникой, которая есть у вас уже сейчас, даже если это только смартфон. Умение наблюдать красоту и строить кадр всегда важнее фокусных миллиметров и крутых светосил (хотя вот это, конечно, тоже важно!).


Читайте также:
Рейтинг смартфонов с лучшей камерой


Не ищите, что лучше по мнению кого-то там. Если интересно попробовать другую технику — возьмите её в аренду на день. То, что лучше всего для вашей фотографии, можете подобрать только вы сами, методом проб и ошибок.

Но если решили заняться пейзажем, возьмите штатив. Даже если маленький для смартфона. Одна смешная тренога серьёзно расширит ваши возможности и не сильно пошатнёт бюджет.

Готовьтесь к съёмке как в поход

Самые красивые кадры получаются в не самую дружелюбную погоду. Фото: Olga Yonsh

Возьмите с собой всю технику, которая в ваших фантазиях может вам пригодиться. Серьёзно, лучше носить в рюкзаке то, что ни разу не достанете, чем горько выть посреди голой тундры о фильтрах, аккумуляторах и объективе, оставшихся дома.

И по одежде снаряжайтесь как в поход. Если вы замёрзнете, промокнете и проголодаетесь, лучшие кадры могут остаться не снятыми.

Главные качества пейзажного фотографа — выдержка, терпение, спокойствие, надетое термобельё.

Главные помощники для съёмок на природе — тёплая машина, перекус, термос чая, надежный товарищ, с которым не страшно, потому что вы обязательно однажды окажетесь ночью посреди нигде рядом с заброшенным скрипучим домом, и именно там будет лучший вид. С этим набором страхи, холод, голод и прочая ерунда не помешают вам сделать ваш лучший кадр. А товарищ ещё может подержать фонарик или стать главным героем вашего кадра.

Главный секрет

Красота в глазах смотрящего. Фото: Olga Yonsh

И последний совет на сегодня — если есть возможность, сначала насмотритесь глазами. Впитайте красоту в себя. Цели поездок и важность съёмок бывают разные, но если вы сразу схватите камеру и начнете щёлкать налево и направо, велика вероятность не ощутить, что в этой красоте были именно вы, потому что вы смотрели только в видоискатель. И не привезти действительно хороших фотографий, потому что, глядя в видоискатель и боясь что-нибудь пропустить, вы не увидели своих главных героев, не поймали важные ассоциации и не рассказали свою историю. 

Без суеты насладиться видом хоть пару минут и только потом достать камеру и начать — пожалуй, главный секрет, который я могу вам открыть.

Удачных съёмок, друзья!

24 апр. 2023

3508

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые