• Статьи
  • Размытое фото как художественный приём: как сделать красиво

Размытое фото как художественный приём: как сделать красиво

07 июля 2022

19025

1

0

2

С нерезкими снимками обычно борются, считая их браком и избавляясь всеми силами. Однако размытыми или смазанными снимки можно делать умышленно, чтобы добавить в фото дополнительные смыслы или создать эстетичную картинку, выходящую за рамки просто техничных фотографий. О том, как размазывать фотографии так, чтобы это завораживало и этим хотелось любоваться, читайте в нашем материале.

Если включить зануду, снимок не техничен. Но его определённо интересно разглядывать / Фото: unsplash.com

Размытые снимки могут быть красивыми. Сегодня многие фотографы тяготеют к тому, что можно было бы назвать новым импрессионизмом — снимают не техничные картинки о том, «как это было», а скорее снимки про то, «как я это чувствую и вижу». Если подходить к фотографии с этой точки зрения, в раздел хороших фотографий вполне могут попадать и нерезкие, и смазанные, и вообще чёрный квадрат.

Дальше поговорим о конкретных приёмах, которые позволяют делать не просто размытые фото, а размытые фото, которыми кто-то будет любоваться.

Расфокусированная картинка и фокус на фоне
Смаз для передачи стремительности движения
Смаз движения + вспышка
Софт-эффект
Итоги

Расфокусированная картинка и фокус на фоне

Один из самых простых в плане техники приёмов при съёмке на относительно светосильный объектив. Мы привыкли, что если снимаем, например, человека на фоне моря, резкость должна быть на человеке. Суть приёма как раз в том, чтобы игнорировать это правило.

Такие снимки говорят о том, что главный герой — пейзаж, а не человек / Фото: unsplash.com

Главное при создании таких картинок — делать разницу между расфокусированным объектом и чётким фоном сильной. Чтобы у зрителя не возникало вопросов, не ошибка ли это. Если объект будет вываливаться из фокуса совсем чуть-чуть, неизбежно будет возникать ощущение брака. Усиливать такие снимки можно при помощи композиции: не просто делать фигуру человека размытой, но и делать её небольшой относительно фона или смещать в край кадра.

Здесь снимок делает хорошим не только композиция, но и линия взгляда человека, направленный на руины здания вдали / Фото: unsplash.com

Интересные картинки можно получить ночью, снимая огни города и оставляя фокус перед ними. Например, вот такие:

Получаются практически абстрактные полотна: ничего конкретного, но настроение есть. А гармоничный цвет дополняет кадр / Фото: unsplash.com

Чтобы получить такой снимок, включите в режим ручного фокуса и крутите его, пока картинка не станет интересной. Фишка этого приёма в том, что отсутствие фокуса превращает огни в крупные пятна.

Снимок с фокусом за спиной модели, в руках которой зонт, обмотанный гирляндами с очень мелкими огоньками / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Смаз для передачи стремительности движения

Когда что-то быстро движется, наш глаз не всегда успевает поймать и рассмотреть объект и он кажется нам смазанным. Этот эффект достаточно легко сымитировать на фотографии при помощи длинной выдержки.

На снимке видно, что поезд быстро проносится мимо модели / Фото: unsplash.com

Для создания подобных картинок понадобятся длинные выдержки: 1/4, 1/2 и более длинные — в несколько секунд. Для таких съёмок обязательно нужен будет штатив: чтобы размазывалось только то, что должно размазываться, а то что не должно — оставалось резким. Выдержки такой длины с рук удержать практически невозможно.

Использовать этот приём можно по-разному. Снимок с чёткой архитектурой и размазанными фигурами людей хорошо передает суету вокзала / Фото: unsplash.com

Смаз движения можно использовать для съёмки поездов, машин, парков развлечений. Всё это будет красиво размазываться. Есть классический сюжет для съёмки влюблённых: выбираем оживлённую улицу, просим пару стоять максимально неподвижно и снимаем на выдержку в 1-2 секунды.

Люди кругом превращаются в размытые тени суетливого мира, которые окружают трогательно изолированных от этой суеты влюблённых / Фото: slrlounge.com

Часто этот приём используют для съёмок пейзажей с ручьями, реками и водопадами. Вода на длинной выдержке размывается, создавая интересный эффект. Правда, при такой съёмке есть подводные камни — можно легко переэкспонировать снимок. Закройте диафрагму и используйте нейтрально-серые фильтры, чтобы избежать этого.

Пейзаж с водопадом. Красивое / Фото: unsplash.com

Ещё одно применение для длинной выдержки — съёмка звёзд. Для того, чтобы получить красивую картинку со звёздными треками, нужны очень длинные выдержки.


Читайте также:

Астрофото: как снять звёздные треки, Млечный путь, Луну и ночной пейзаж


Треки такой длины появляются на выдержке от 20 минут / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Самый большой вызов при съёмке звёзд — сделать полный круг. Тут проблема возникает с тем, что при длинных выдержках общая сцена пейзажа начинает засвечиваться. Например, на картинке выше точно были бы выбиты корабли и не было бы так проработано северное сияние. Как правило, снимается несколько картинок с выдержкой в 10-20 минут и потом объединяется в Photoshop или StarStaX.

У Olympus есть читерский режим — Live Composite, который позволяет делать такие снимки одним кадром. Он есть, например, у Olympus OM-D Mark III. Суть в том, что при съёмке в Live Composite камера фиксирует исходную экспозицию снимка, а потом только добавляет дополнительные светящиеся объекты в тех местах, где на исходнике их не было.

Если вы не счастливый обладатель Olympus, исправить ситуацию с пересветами может нейтральный фильтр

Получать интересные эффекты от смаза можно не только снимая подвижные объекты, но и размахивая самой камерой на относительно длинной выдержке. Таким образом можно получать вот такие сюрреалистичные картинки:

Если назвать этот кадр «Лето пролетело», он обретает смысл / Фото: unsplash.com

Также частным случаем такого подхода можно назвать съёмку с проводкой. Чтобы получать такие кадры, нужно снимать на длинной выдержке, следя за движущимся объектом. Для этого нужно вести объектив следом за спортсменом или автомобилем с той же скоростью, с какой двигается он.

Съёмка с проводкой / Фото: unsplash.com

Смаз движения + вспышка

Ещё более интересного эффекта можно добиться, совмещая съёмку на длинной выдержке со съёмкой со вспышкой. Суть этого приёма в том, что вы снимаете кадр на длинной выдержке (в 1-2 секунды, например), объекты за это время слегка размазываются. Потом сверху прилетает вспышка, фиксируя и «замораживая» в последней фазе его движения. Получаются вот такие снимки:

Вроде как и полный сюрреализм на фоне, но в то же время фигуры танцоров считываются и выглядят резкими / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Ещё один приятный бонус — здесь можно работать без штатива. Смаз движения рук в таком случае усилит сюрреализм, а вспышка всё равно вычертит чёткие контуры того, на что попадёт.

Софт-эффект 

Эффект мягкого фокуса — ещё один популярный приём, близкий к тому, о чём мы говорили ранее. Софт-фокус — это не смаз и не ошибка по фокусу. Это явление, которое было характерно для старых плёночных объективов. Софт-эффект — это неисправленные сферические аберрации. Они получаются из-за того, что лучи света, проходящие через центр линзы и через края линзы, фокусируются в разных местах из-за формы линзы.

Появление современных резких стёкол заставило часть фотографов ностальгировать, скучать и желать вернуться к софт-фокусу.

Выглядит софт-фокус, как лёгкий туман на фото, который смягчает световой рисунок, делает всю картинку более спокойной. За это эффект мягкого фокуса любим портретистами, особенно, когда речь идёт о женском портрете.

Портрет с эффектом мягкого фокуса /schonmagazine.com

Есть несколько базовых способов создать софт-фокус без дополнительного оборудования

– использовать объективы с эффектом софт-фокуса (например, редко встречающиеся Canon EF 135 мм f/2,8 Soft focus или Pentax SMC FA Soft f/2.8) или монокли (объективы только с одной линзой, часто их переделывают из советских «Гелиосов»);

– использовать специальные софт-фильтры;

– взять обычный защитный фильтр, намазать его вазелином или другим жирным кремом и снимать;

– натянуть на объектив колготки (проверенный «дедовский» способ).

Тёплый ламповый софт-фокус при съёмке на плёнку на монокль / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Итоги

Итак, повторимся: размытые снимки могут быть красивыми. Главное будьте честны с собой и  помните, что просто нерезкое фото — это ещё не искусство. Это просто нерезкое фото. И если вы всё время мажете по фокусу и не умеете правильно выбирать выдержку, это не стиль такой. Это зона роста. 

Кстати, о том, как бороться со смазами и недофокусами разных видов, мы писали здесь.

Красивые смазанные фото могут получаться и случайно, но отдельный вид мастерства — когда вы умеете делать это осознанно.

1

07 июля 2022

19025

1

0

2

1 комментарий

Сергей

09 июля 2022

Спасибо за статью! Раньше было мастерством делать резкие кадры, теперь наоборот:))) Подскажите, у меня не получаются кадры с проводкой. А именно возникают трудности с фокусировкой на движущемся объекте. Автофокус не успевает фокусироваться и елозит туда сюда (точно знаю дело не в оборудовании, а в моих руках,)). Правильно ли я выбираю следующий режим: AF-C + небольшую область фокусировки левее от центра кадра? Спасибо)

Показать 1 ответ

Самые новые

Самые читаемые