Обычно в JPEG снимают либо зелёные новички, которые ещё не поняли, зачем нужен формат RAW, либо суперопытные профессионалы. Когда съёмка в JPEG приносит больше пользы, чем RAW, чего ждать от снимков в этом формате и как обрабатывать JPEG в Lightroom, разбираемся в этом материале.
Каждый начинающий фотограф, впервые попробовавший работать в RAW, как правило, сразу становится адептом этого формата. Это понятно: RAW даёт гораздо больше свободы рукам на постобработке и здорово разгружает голову на съёмке.
Однако есть случаи, когда JPEG может быть предпочтительнее RAW.

Когда снимать в JPEG
Дополнительные возможности JPEG
Художественные режимы фотоаппарата
Как снимать в JPEG
Как обрабатывать JPEG в Adobe Lightroom
Когда снимать в JPEG
Снимать в JPEG удобнее, когда нужно снимать много и отдать очень быстро. Например, фотографы, работающие со спортивными фотобанками, чаще всего фотографируют в JPEG. Их задача — снять максимально много кадров и отдать их как можно быстрее. От скорости и количества кадров напрямую зависит заработок. В этом плане JPEG — оптимальный выбор в силу ряда причин.
- JPEG меньше весит, а значит, позволяет вместить больше материала на одну карту. Например, JPEG у Fujifilm весит порядка 5 Мб, RAW — 20-30 Мб. Размер файлов может несколько различаться в зависимости от системы, но целом корреляция между цифрами будет сопоставима: JPEG обычно меньше RAW в 4-10 раз;
- при съёмке в JPEG у большинства камер увеличивается скорость серии и количество снимков, которые может удержать буфер;
- JPEG не нужно конвертировать в другой формат, он готов к использованию, в отличии от RAW. Если снято чисто и хорошо, JPEG можно сразу отдать заказчику;
- если JPEG таки нужно обработать, на копирование, импорт и экспорт в Lightroom уходит существенно меньше времени, чем в случае с равками.

Если подводить итоги, то съёмка в RAW — это про более тонкую и вдумчивую работу, JPEG — про более скоростную.
Дополнительные возможности JPEG
Производители камер тратят много времени и средств, чтобы получить красивые джипеги. Как правило, у каждой камеры при съёмке в джипег есть несколько цветовых профилей. Часто они адаптированы под съёмку конкретного сюжета: портрета, пейзажа и так далее.
Если очень упростить, цветовой профиль — это настройки цвета и контрастности. Эти настройки не имеют прямого отношения ни к экспозиции, ни к другим параметрам, которые может настраивать сам пользователь. Речь скорее идёт о том, как камера интерпретирует свет и контраст.
Очень интересны и показательны в этом плане камеры Fujifilm. У них также есть несколько профилей, которые меняют цвет и контраст, симулируя классические плёнки Fujifilm: Velvia, Astia, Provia.

Что интересно: чтобы повторить в Lightroom то, что внутрикамерный профиль делает для JPEG автоматически, иногда приходится приложить много сил.

Снимок слева (JPEG) выглядит более выигрышным. Более того, его можно считать готовым и не обрабатывать дальше, если не хочется. А вот картинка справа (RAW) с пересвеченным лицом — явный технический брак с потерей деталей (пересветом), который точно нужно дорабатывать.
Художественные режимы фотоаппарата
Кроме внутрикамерных профилей JPEG позволяет использовать художественные режимы камеры: это может быть сепия, эффект софт-фильтра и тилт-шифта, частичный цвет. Часто профессионалы относятся к таким эффектам немного свысока. Но иногда они могут быть полезными.

Может показаться, что подобные режимы могут быть только в совсем уж любительских мыльницах. На деле такие настройки, как правило, есть в практически всех зеркалках и беззеркалках, кроме самых старших моделей. Например, они встречаются у довольно серьёзных Nikon D750 и Olympus OM-D E-M1 II.
Как снимать в JPEG
Снимать в чистый JPEG стоит в случае, если вы абсолютно уверены в себе, в своей технике, в условиях съёмки.
В идеале стоит переключаться в JPEG, если вы уже три раза снимали в этом ЗАГСе на эту камеру в это время дня при этой погоде, и точно знаете, что никаких проблем по обработке не было. Тогда есть шансы не слить съёмку и сэкономить себе место на картах и время на обработку.
Снимать в JPEG лучше всего в спокойных условиях: например, в пасмурный день или на закате, когда свет мягкий. В полдень под ярким солнцем избыточный контраст может помешать.
К сложным условиям, в которых снимать в JPEG стоит с осторожностью, относятся:
- съёмка вечером, когда мало света;
- съёмка со вспышками;
- съёмка в контровом свете;
- съёмка со снегом (его легко выбить или сильно не досветить).
При съёмке в JPEG нельзя забивать на баланс белого и экспозицию. Баланс белого обязательно нужно выставлять вручную. Или, если доверяетесь автомату, при съёмке следить, чтобы белое было белым, а люди — цвета людей. С RAW такой проблемы нет — этот формат сохраняет гораздо больше информации о цвете. Если картинка снята с сильной ошибкой по балансу, в RAW легко можно всё поправить. А в JPEG — нет.

На изображении справа часть оттенков цвета утеряна безвозвратно, изображение стало плоским, есть ощущение общего паразитного оттенка. У среднего изображения этих проблем нет.
У многих камер есть вариант снимать RAW+JPEG. Его можно использовать в случаях, когда не слишком важна скорострельность, поскольку такая комбинация снижает скорость серии и объём буфера для большинства камер, кроме самых новых и топовых. Ещё одна проблема — при съёмке RAW+JPEG будет быстрее забиваться карта памяти.
Те же самые проблемы могут возникнуть при сильных ошибках по экспозиции. Если из RAW можно спокойно вытащить 2 ступени недосвета или пересвета, то с JPEG такой фокус может и не пройти.
Так это может выглядеть при съёмке в контровом свете.

Как обрабатывать JPEG в Adobe Lightroom
Обработка JPEG в Lightroom отличается от работы с равками, хотя и не слишком сильно. Он так же их импортирует, даёт все возможности для пакетной обработки и работе с пресетами, но есть несколько нюансов.
Если посмотреть на рабочие панели, первое, что бросается в глаза — другой вид ползунков баланса белого.

Изменения в шкале — это непривычно, но не более того. Вторая, более неприятная особенность — что для JPEG не получится использовать пресеты, созданные для RAW. Из-за того, что в пресете могут быть настройки, который у джипегов просто физически нет (например, возможность менять цветовой профиль), при выборе файла JPEG такой пресет просто исчезнет из колонки пресетов. Выбрать его будет нельзя.
Для JPEG пресеты придётся или создавать заново или воспользоваться следующим лайфхаком: находим фотографию в RAW, на которую наложен нужный пресет. Кликаем по ней правой клавишей мыши и выбираем команду Develop Settings/Copy Settings / Настройки обработки/Копировать параметры.

Таким образом Lightroom перенесёт все настройки, которые есть в пресете и при этом доступны для JPEG. Единственное, к чему нужно быть готовым — пресет может лечь криво-косо, особенно в части цвета. Баланс белого и настройки HSL, скорее всего, придётся подправлять.