Рассказы в фотографиях: как снять фотоисторию

09 июня 2023

3899

0

0

0

Все фотографии и фотосессии можно условно разделить на два типа: те, которые просто про человека, его красоту, уникальность и неповторимость, и те, которые рассказывают какую-то историю. О том, какие детали и мелочи превращают обычную съёмку в фотоисторию, читайте в этом материале.

Скользи со мной в наше общее будущее / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Что такое фотоистории
Придумайте тему и проработайте сюжет
Используйте принципы видеомонтажа
Структура фотоистории
Импровизируйте и следуйте за съёмкой

Что такое фотоистории

Словом «фотоистории» часто называют несколько явлений принципиально разного порядка, которые объединяют несколько вещей. 

Во-первых, чтобы получить историю, нужна серия кадров. Строгих законов, сколько именно, нет: это может быть и выразительный триптих, и несколько сотен снимков, сшивающихся в одну канву. 

Во-вторых, обычно есть одна точка, которая держит на себе историю, её условный «главный герой». Это может быть конкретное место, или человек, или группа людей, или событие. 

В-третьих, главная идея фотоистории в том, чтобы к ней не приходилось писать длинное подробное описание. Она должна считываться с фотографий, по аналогии с графическим романом.

Что касается масштаба, это может быть большой проект на стыке фотографии и журналистики, в котором автор, используя фотографии, рассказывает о каком-то большом явлении в жизни людей.

К хрестоматийным примерам можно отнести «Сельского доктора» Юджина Смита. Фотоэссе, созданное в 1948 году, подробно рассказывает о быте и работе врача. Есть также фотоочерки Сергея Максимишина. Например, «Колодцы» — о жизни дворов Петербурга или «Шойна» — о быте затерянного на севере Архангельской области приморского посёлка. Из более современных — мы писали про интересный проект, посвящённый коронавирусу. Там фотограф снимал горящие одуванчики.

Это также могут быть личные, менее глобальные проекты, просто растянутые во времени. Например, есть расхожий сюжет про съёмку беременности и материнства.

Одинаковые кадры, одинаковый ракурс и свет помогает наглядно показать изменения, происходящие с женским телом / Фото: i.pinimg.com

И есть вариант, когда фотограф использует приёмы сторителлинга, чтобы сделать более интересной одну конкретную съёмку. Такие истории гораздо менее масштабные, но гораздо проще реализуемые. В основном об этом сегодня и пойдёт речь — об использовании истории, как художественного приёма для создания интересных фотосессий.

Есть разница с репортажем, где фотограф просто фиксирует происходящее. Историю чаще всего заранее продумывают и режиссируют. В ней могут быть и спонтанные изменения, но она формируется из изначально целостного замысла.

Элементы фотоисторий очень украсят:

  • свадебную съёмку;
  • love-story;
  • семейную съёмку.

Также иногда элементы историй используют и в других жанрах, например, в детских или индивидуальных съёмках.

Про раннюю осень и запах дымка / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Придумайте тему и проработайте сюжет

У любой истории должна быть тема и сюжет, даже если это маленькая зарисовка о закате и природе. Где брать темы и сюжеты: 

  • спросите своих моделей. Если, например, это пара, которая увлечена велоспортом или коньками, то вопрос отпадает сам собой. Или держит в доме пять золотистых ретриверов;
  • посмотрите в искусстве: книгах, музыке, кино. Есть бродячие сюжеты, которые заходят большинству людей. Например, в фильме «Привидение», есть любовная сцена с гончарным кругом, которую часто повторяют в love-story, а из фильма «Один день» можно позаимствовать идею для целого многолетнего проекта: там монтаж построен вокруг событий, происходящих в разные года, но в одну дату. Можете попробовать делать по несколько фото, скажем, каждое 15 июля, и через 5-7 лет получить интересный результат;
  • у коллег и на Pinterest — ничто не ново под Луной. Если не копировать съёмку целиком, а брать только идею и слегка её видоизменять или переосмысливать, никто не упрекнёт вас в плагиате. Есть классная книга «Кради, как художник», всем, кто занимается творчеством, очень рекомендую.

Помните, что сюжет не обязательно должен быть сложным или очевидным. История про то, как мы пошли вечером гулять, нашли на обочине заросли одуванчиков и долго дурачились с ними, закидав друг друга пухом — отличная история. Как гуляли в парке, пошёл дождь, и мы прятались под газетой и много смеялись — тоже.

Или как надули матрас и плавали на нём по озеру / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Не стремитесь к буквальности и прямолинейности. История — это не обязательно театрализованная съёмка, где люди наряжаются в костюмы, старательно отыгрывают роли, изображая, например, историю знакомства. Из серии: она такая сидела на скамейке, он такой прошёл мимо, их взгляды встретились и пошло-поехало. Такой подход имеет право на жизнь, но он несколько устаревший.

Не хватайтесь за огромное, лучше обратите внимание на мелочи и детали. Съёмка в стиле Муми-троллей — это может быть сложно: нужен какой-то реквизит, нужно хорошо её продумывать. Семейная фотосессия, где мама с детьми готовит печенье по рецепту из кулинарной книги Муми-мамы — уже гораздо конкретнее и легче воплотить. Нужна кухня, настроение, умение снимать сюжетно, и, возможно, маленькая плюшевая игрушка. Или так:

Зимнее солнце, собаченьки и мандарины / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Используйте принципы видеомонтажа

Истории в фотографии — это не про то, сколько родов деятельности сменили модели или сколько локаций вы прошли, а про то, что делает фотограф. Например, в съёмке с матрасом мы не сдвинулись ни на метр (мы его привязывали, чтобы не уплыл), а развитие сюжета есть. Давайте разбираться, за счёт чего.

Первое, что помогает создавать динамику — это крупности и ракурсы. Снимайте общий, средний, крупный, снимайте сверху, снимайте снизу. Вообще этого правила стоит придерживаться на любой съёмке.

В поиске интересных ракурсов поможет, например, дрон / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Из этого следует ещё один вывод: чтобы легче было находить планы определённой крупности, стоит заранее продумать детали и оборудование. Конечно, можно снимать крупным планом руки, детали одежды или глаза. Но можно и заранее подготовить какой-то мелкий реквизит: букет, письмо, что-то ещё, что впишется.

Что касается аппаратуры, лучший друг при съёмке крупных планов — хороший телеобъектив, для динамичных подойдёт широкоугольник или фишай, верхние сверхкрупные лучше всего снимать на дрон.

Также стоит заранее продумать локацию или локации. Если это love-story, спросите, есть ли какие-то особенные памятные места, где люди впервые встретились. Это здорово поможет работать с эмоциями.

Когда пара — увлечённые любители водного спорта / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Структура фотоистории

Структуру сюжета для съёмки мы заимствуем у литературы или кино. У любой истории должны быть: завязка, развитие, кульминация, развязка. И хорошая точка.

Передать экспозицию (завязку) поможет сверхобщий план или, наоборот, деталь. Ещё один отличный вариант — снимать живые моменты приготовления: если ваши модели переобуваются или достают что-то из сумок — это может стать прекрасным кадром для вашей завязки.

Этот кадр можно было ещё докрутить — попросить молодого человека помочь своей невесте завязать шнурки. Но умная мысль пришла слишком поздно / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Для развития сюжета продумайте активности или просто следите за тем, что происходит, если люди в кадре сами творят какую-то весёлую дичь.

Дедушка, покатай меня на ракете! / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Чтобы создать выразительную кульминацию, ловите эмоции. Можно предлагать людям танцевать, щекотать друг друга, играть во что-нибудь, толкаться и пихаться.

Что касается финала и точки, старайтесь, чтобы последняя фотография в серии имела особый вес (порядок можно поменять при публикации). Кино тоже снимают не строго в хронологическом порядке сцен. Например, при съёмках «Титаника» Джеймс Кэмерон самой первым снимал эпизод, где Джек рисует портрет Роуз. Потом в интервью он говорил, что это было сделано намеренно, чтобы между актёрами сохранялась естественная неловкость. Хотя в других интервью кто-то из членов команды упоминал, что просто только декорации этой каюты были готовы.

С последним снимком получается не просто красивая девочка с ретро-чемоданом, а история про то, как она в город осень принесла / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Импровизируйте и следуйте за съёмкой

Например, этот кадр, где молодой человек расчищает каток, никто не планировал. Просто пара пришла чуть раньше, а лопату мы использовали, собственно, чтобы почистить каток. Получилось отличное начало истории, где он готовит для неё романтичное место для свидания.

Лопата — орудие романтики / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Если ваши герои внезапно захотели взять кофе и посидеть с ним в теньке — отлично, поваляться на траве — ещё лучше. Но если речь идёт о коммерческой фотографии, лучше всегда держать в рукаве три-пять таких «готовых решений», чтобы можно было предложить их клиентам. Не все любят и умеют хорошо импровизировать, иногда люди теряются и просто стоят с вопросом «а что делать-то?».

Из самых простых вещей это могут быть:

  • еда или напитки (берём кофе, пьём его на брудершафт, кормим друг друга сахарной ватой/мороженым, разрешаем ребёнку в этом же мороженом измазаться — эмоции гарантированы);
  • мыльные пузыри, воздушные змеи и подобные игры;
  • самокаты/велосипеды/скейты и любые другие средства весёлого передвижения вплоть до машинок в парке аттракционов;
  • букеты цветов или одуванчики с газона;
  • движение: танцы, подбрасывание детей, простая пробежка (кстати, очень помогает, если люди по началу зажаты — физическая активность стряхивает напряжение).

09 июня 2023

3899

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые