Фотографы делятся на лагеря по любимым маркам фотоаппаратов, жанрам, в которых снимают, а также по тому, с кем им больше нравится работать: с людьми, от которых они заряжаются и получаются обратную связь, либо с предметами, которые предполагают спокойное и размеренное одиночество в труде. Но итог один — и лица, и объекты надо ретушировать.
Найти качественные материалы про ретушь портретов — это дело пары секунд. С ретушью предметов сложнее — этот запрос более нишевый. Разбираемся, чем ретушь лица отличается от ретуши стекла, экокожи или пластмассы, а также какие инструменты и лайфхаки используют в предметной ретуши.

Чем отличаются портретная ретушь от предметной ретуши
Вообще-то особо ничем. Если приблизить любую фотографию, она распадётся на квадратики разных цветов — пиксели. Поэтому неважно, что ретушировать — Фотошопу всё едино. Техники ретуши, будь то частотное разложение или Dodge&burn, инструменты, будь то Штамп, Восстанавливающая кисть, Пластика, используются одинаковые.

Не имеет значения, что вы хотите ретушировать: сумочки и кольца или губы и лица. Изучать техники можно на любых исходниках, они одинаковы для всех объектов. Поэтому, если вы мечтаете делать фуд-съёмки, но увидели урок, где практикуются на портрете, не отбрасывайте его. Техники одинаковые, но есть нюансы. Например, бывают инструменты, которые в портретах используют реже, чем в предметке.
Концептуально же получается, что предметная ретушь более дотошная и тщательная, чем портретная. Теми же самыми инструментами, но больше, выше, сильнее. Нет, лицо тоже можно «вылизать» до идеального состояния, но всегда можно сказать, что незачем, ведь человек хорош в своей неидеальности. Особенно если это индивидуальная фотосессия, а не фэшн-съёмка для журнала.
Даже бренды следуют этой концепции — всё чаще появляются рекламы, где недостатки моделей не скрывают, они такие, как есть, либо ретушь минимальная. С предметкой же такое — увы — не прокатит. Если вы принесёте заказчику снимок помады, которая будет неровной, кое-где надкусанной, а на тюбике будут отпечатки пальцев и шерсть, то «она хороша в своей естественности» лишит вас работы.
Как чистить объекты в предметной ретуши
Определимся, что такое «грязь». Это всё лишнее, чего на предмете не было изначально, либо что мешает его разглядывать: отпечатки пальцев, пыль, царапины, шерсть, лишние отражения, блики, складки, заломы на одежде.
Восстанавливающая кисть / Healing Brush. Этот инструмент подойдёт для предметов с отчётливой фактурой: ткани, кожа, поверхности с узорами.
1. Откройте фотографию.
2. Нажмите Shift + Ctrl + N, чтобы создать новый пустой слой.
3. Найдите на панели слева Лечащую Кисть / Healing Brush Tool. Иконка похожа на пластырь или заплатку.
4. Поставьте Жёсткость / Hardness 100% и Образец / Sample - Активный слой и ниже / Current & Below.
5. Выберите область с подходящей текстурой, где нет мусора. Наведите на неё мышью, зажмите ALT и кликните левой кнопкой мыши. Так вы возьмете образец хорошей текстуры. Отпустите ALT.
6. Наведите мышью на область, которую хотите очистить. Зажмите левую кнопку мыши, проведите по ней.

Важно: если инструмент работает некорректно и даёт цветные пятна, попробуйте Штамп / Clone Stamp Tool. Он работает точно также, с теми же настройками, но не смешивает цвета заплатки и областей поблизости.
Регулируйте Жёсткость / Hardness Штампа, чтобы мазок был не таким заметным. Ориентируйтесь на диапазон от 40% жёсткости до 90%. Кстати, Штамп хорошо убирает лишние отражения на глянцевых изделиях. Например, на стеклянных флаконах косметики.
Фильтр Пыль и царапины / Dust & Scratches. Подходит для гладких поверхностей: однотонных баночек, стекла, пластмассы.
1. Откройте фото.
2. Нажмите Ctrl + J, чтобы сделать дубликат исходника.
3. Идите в меню Фильтр / Filter - Шум / Noise - Пыль и царапины / Dust & Scratches.
4. Откроется окно с двумя ползунками.

5. Сдвигайте Отсечку / Threshold, чтобы оставить края изделия чёткими. Либо не мучьтесь и просто добавьте маску к слою.

Читайте также:
Зачем нужны маски в Photoshop и как ими пользоваться

Пыль и царапины / Dust & Scratches не удалит все недостатки. Фильтр подходит для достаточно маленьких дефектов.
Если дефект большой, например, скол, неровный контур, паразитное отражение или блик, весомая царапина, используйте Микс-кисть / Mixer Brush Tool.
1. Создайте дубликат слоя (Ctrl + J) или копию слоёв, если их несколько (Ctrl + Shift + Alt + E).
2. Возьмите Микс-кисть / Mixer Brush Tool в панели слева (кисть с капелькой).

3. Затрите недостаток, зажав левую кнопку мыши.

Важно: если хотите работать ещё быстрее и избежать болей в руке, используйте графический планшет. Даже самая бюджетная модель ускоряет работу в разы.
Как разгладить стекло в предметной ретуши
У стекла, бутылок и у других отражающих поверхностей часто есть проблема — пятна и неровности. Часть проблемы решают предыдущие способы, но можно «отшлифовать» стекло до идеала. Для этого нужны фильтр размытия и маска.
1. Откройте снимок.
2. Создайте копию слоя (Ctrl + J) или объединённый дубликат всех слоёв, если их несколько (Ctrl + Shift + Alt + E).
3. Идите в Фильтр / Filter - Размытие / Blur - Размытие по поверхности / Surface Blur.
4. Радиус / Radius поднимите до 100 пикселей. Отсечку / Threshold регулируйте так, чтобы линза и всё внутри неё размывалось, но границы оставались резкими. Опирайтесь на диапазон от 10 до 40 уровней.
5. Добавьте маску. Инвертируйте её, нажав Ctrl + I. Белой кистью прорисуйте линзы.
