Сделать объёмный, интересный портрет — настоящее искусство. Для этого создано множество схем. Каждая интересна по-своему. Мастера фотоискусства даже с одним источником света могут сделать интересный снимок. О таких способах рассказали в отдельной статье. Сегодня же рассмотрим классические схемы в студии с 2 источниками света. Они подойдут для мужского и женского портрета.

Почему нужен второй источник света
Работа с одним намного сложнее. Если неправильно его поставить, то лицо модели получится плоским. Также она будет плохо отделена от фона. Добавление дополнительных источников помогает осветить модель, предмет с другой стороны, придать объём. Светотеневой рисунок становится более интересным, живым.
При этом использование 2 источников в схеме подойдёт владельцам маленькой студии и скромного бюджета. Покупка большого количества оборудования и разнообразных модификаторов — дополнительные расходы. А в студию небольшого размера массивные октобоксы и большое количество моноблоков просто не поместится.
Какие модификаторы можно взять для съёмки в студии
Портретная тарелка
Софтрефлектор, который предназначен для съёмки портретов. С его помощью можно получить мягкое, но при этом концентрированное освещение. Устройство поможет подчеркнуть рельеф кожи, волос. Поэтому чаще всего нужен при бьюти-съёмке макияжа, причёсок.
Зонт
Большая насадка (65–120 см в диаметре). Может рассеивать свет или отражать его. Рисунок получается более мягкий, чем в предыдущем случае.
Рефлектор
Насадка, с помощью которой можно направить луч в определённую точку. Бывают:
- фоновые — для точечной подсветки фона;
- рассеивающие — смягчают свет от импульсной вспышки, который падает на объект съёмки;
- зонтичные — для съёмки с зонтами, направляет отражённый луч на него.
Софтбокс
Может выполнять роль источника света:
- рисующего — для теней и объёма;
- заполняющего — смягчает тень, заполняет пространство.
Могут быть квадратными, прямоугольными, многогранными, разных размеров. Выбор зависит от назначения, размеров помещения для съёмки.
Тубус
Устройство конусовидной формы. С его помощью можно направить узкий луч света, который сделает акцент на какой-то детали.

Простые схемы постановки света в студии с двумя источниками
Вариант 1
В этом случае уместно использовать не белый, а чёрный фотофон. Для жёсткого рисующего света справа от модели следует разместить портретную тарелку с сотами. Она формирует активную светотень, что добавляет портрету серьёзности, драматизма. Слева от модели стоит тубус, моделирующий свет. Он не даёт чёткого рисунка, но усиливает акцент на определённой части лица.

Вариант 2
Фон — светлый, свет — моноблоки с зонтами. Источник, расположенный слева от фотографа — основной. Он заполняет области лёгким, рисующим светом. Второй заполняет сильно затемнённые участки и делает картинку объёмной. Модель лучше развернуть к фотографу в «три четверти».
С высотой можно поэкспериментировать. Хорошее решение — поставить главный источник света в этой схеме на уровне головы или опустить до уровня плеч. Второй зонт лучше опустить также до плеч.

Вариант 3
Простой вариант для портрета с большой тенью. Используем 2 моноблока с зонтами «на просвет». Их надо поставить по диагонали. Модель не смотрит чётко в камеру, может немного повернуться боком. Главный источник света (ближе к фотографу) — рисующий. Он создаёт на лице модели световой треугольник. Второй источник подсвечивает волосы, отделяет от фона.

Вариант 4
В этом случае понадобятся 2 белых зонта. Их нужно поставить справа и слева от модели на уровне глаз. Можно расположить зонты чуть выше — оптимальное расположение можно найти экспериментальным путём. В результате лицо будет сильно освещено, а сильных теней на снимке не будет.

Вариант 5
Фон можно выбрать для этой световой схемы как тёмный, так и светлый. Он не будет дополнительно освещаться, поэтому в любом случае будет темнее переднего плана.
Источники света нужно поставить по обе стороны от модели. Лучше не заводить их сильно за неё. Оптимально — расположить объект съёмки чётко по центру.
В этом случае оба источника заполняющие. С двух сторон они формируют мягкий теневой рисунок. И в центре лица также выделяется зона с глубокими тенями. Такая техника подойдёт для съёмки монохромных портретов.

Вариант 6
Для этого варианта нужен белый фон и 2 зонта, которые будут в него направлены. Оба моноблока с модификаторами нужно направить на фон под углом 45 градусов. Он получается ярким, освещённым. А вот сам силуэт модели получится тёмным. Все мелкие детали, фактура скроются в тени. Но останется подсвеченный силуэт.

Вариант 7
Такой вариант с двумя софтбоксами очень распространён. Источники могут работать на одинаковой мощности. Модификаторы света стоят практически по диагонали. В этом случае не будет явного пересвета или сильной тени. Играть с их интенсивностью можно меняя мощность освещения.
Например, у ближнего к фотографу поставить 2/3 (будет рисующим), а у дальнего 1/3 — подсветит контуры. При необходимости можно поправить светотеневой рисунок слева с помощью отражателя.

Вариант 8
В этой схеме рисующий свет будет контровым. Его нужно поставить за моделью, напротив фотографа, на мощности 1/2. Справа от фотографа софтбокс можно выставить на мощность 1/3. Финальные настройки зависят от типа съёмки, особенностей студии, оборудования и т. д. Корректировать тени можно серебряным отражателем.

Снять красивый портрет в студии с двумя источниками света несложно. А если немного поэкспериментировать с дымом, цветными фильтрами, то получатся яркие творческие снимки. Надеемся, что наши схемы помогут правильно расставить свет во время фотосессии.