• Статьи
  • Полный кадр: переоценен или нет эталонный размер матрицы

Полный кадр: переоценен или нет эталонный размер матрицы

31 июля 2024

2252

0

0

1

Термин «полный кадр» имеет отношение к размеру матрицы фотоаппарата. Когда он соответствует площади стандартной 35-миллиметровой плёнки — это полный кадр. А ещё полный кадр — это такое мерило нормальности и правильности выбранной камеры, особенно если заглянуть в комментарии к любому обзору. Он считается эталоном, всё, что меньше — фу-фу-фу. Сколько правды в этом суждении и что зависит от физического размера матрицы, разбираемся в этом материале.

Это полный кадр или кроп? Кто определил за три секунды — тот молодец / Фото: unsplash.com

Какие бывают матрицы фотоаппаратов
Плюсы полнокадровых камер
Минусы полнокадровых камер
Итоги

Какие бывают матрицы фотоаппаратов

Есть несколько основных стандартов размеров матрицы. Главный герой сегодняшнего текста — полный кадр (размер матрицы 36х24 мм, как у классической плёнки). Второй по распространённости вариант и главный конкурент — кроп (APS-C). У таких камер матрица вдвое меньше по площади, чем у полнокадровых.

Есть ещё камеры с матрицами микро 4/3 (иногда их ещё называют «дважды кропом»), их матрицы вдвое меньше, чем у APS-C. Кроме того, встречаются фотоаппараты с сенсором больше, чем полный кадр — их называют среднеформатными.

Если читать отзывы и форумы, может показаться, что чем больше матрица, тем лучше, и что надо обязательно стремиться к максимально большому сенсору. Что полный кадр — единственный вариант для профессионала, а всё остальное — просто некачественные заменители для профанов. 

На деле истина, как и всегда, посередине и где-то повыше. Давайте по порядку.

Плюсы полнокадровых камер

Высокие рабочие значения ISO, меньший уровень шума. Это связано с тем, что на полнокадровых матрицах более крупные пиксели, если сравнивать их с кропнутыми аналогами. Благодаря этому сенсор способен уловить больше света, что снижает количество шума в соотношении «шум-сигнал». Поэтому, как правило, с полнокадровыми камерами можно смело работать на более высоких ISO и не бояться, что изображение сильно зашумит. Например, часто для фуллфрейма совершенно рабочее значение ISO 12800, у кропа — 3200.

Это преимущество очень ценят свадебные фотографы — никогда не знаешь, сколько света будет в ресторане, ЗАГСе или помещении, где проходят сборы невесты. Если света мало, а в руках кроп, остаются только два варианта. Либо использовать сверхсветосильные объективы (а они всегда дороже, чаще всего медленно фокусируются), либо использовать дополнительный свет, с которым ещё нужно уметь работать. Поднять ISO гораздо проще.

В сложных световых условиях лучше использовать мощный и надёжный инструмент / Фото: unsplash.com

По этой же причине хорошие рабочие ISO полезны для репортёров любых мастей, тех, кто снимает дикую природу, и спортивных фотографов. При съёмке спорта (да и дикой природы) зачастую нужны очень короткие выдержки, чтобы не допустить смаза, при этом максимально открывать диафрагму не всегда удобно, поскольку с малой глубиной резкости сложнее фокусироваться. В этой ситуации возможность спокойно поднимать ISO очень выручает.

Конечно, нужно сравнивать более-менее равных: камеры, отнесённые к одному классу и вышедшие плюс-минус в одно время. Потому что свежий APS-C, скорее всего, будет сопоставим по уровню шумов с полным кадром десятилетней давности.

Меньшая глубина резкости при прочих равных. Полнокадровые камеры любят ещё и за то, что с их помощью очень легко создавать эффект боке. Степень размытия фона зависит от ряда факторов:

  • фокусное расстояние объектива (чем больше, тем сильнее размытие);
  • расстояние от объекта до фона (чем больше, тем сильнее моет);
  • светосила (чем меньше, тем сильнее размытие);
  • размер матрицы (чем больше, тем сильнее будет мыться фон).

Поэтому на полный кадр красивое боке получить проще. Примерно равный уровень размытия мы получим на диафрагме 1.4 на кропе и на 2.8 на полном кадре. А мы помним, что чем меньше минимальная диафрагма у объектива, тем он будет дороже и тяжелее.

Малая глубина резкости — самый простой способ разделить планы и добавить фотографии объёма / Фото: unsplash.com

Особенно это актуально, если хочется получать размытие на относительно широкоугольных кадрах. В этом случае не получится усилить эффект при помощи расстояния до фона, а светосильные широкоугольники в целом встречаются несколько реже, чем светосильные телевики. И обычно стоят существенно дороже.

Удобно подбирать объективы. На полный кадр большой выбор объективов, и — самое приятное — не приходится постоянно держать в голове ЭФР (эквивалентное фокусное расстояние). Если нужна линза на 50 мм — её и берём.

Для кропа и других форматов всё интереснее. Например, если нужен классический полтинник на кроп, тогда нужно присматриваться к объективам на 35 мм — их ЭФР как раз будет равен 50 мм. Это значит, что у вас получатся почти одинаковые кадры, если снимать одну и ту же сцену на полнокадровый фотоаппарат с объективом 50 мм и на кроп-камеру с объективом 35 мм. Если же взять для кропа объектив 50 мм, то получится более крупный план, чем на пару полный кадр + 50 мм.

Больший размер кадра и большая детализация. Чем матрица больше, тем больше информации и мелких деталей она сможет зафиксировать. Это особенно важно, если фото потом пойдут на печать, или если есть шансы, что кто-то будет их приближать и рассматривать (актуально, например, для панорамных снимков).

Минусы полнокадровых камер

Цена. Практически любая полнокадровая камера будет дороже своего кропнутого собрата. Просто потому, что сенсор — одна из самых дорогих в производстве частей камеры. Он больше, и стоимость больше. Можно подобрать два варианта кропа и фулфрейма в плюс-минус одну цену, но тогда, как правило, модели будут сильно отличаться классом и годом выпуска.

Например: Canon EOS R (полный кадр) и Fujifilm X-T5 (кроп) выйдут в плюс-минус одни и те же деньги. Но если всмотреться в детали, тут выбор вообще получается не очень однозначный.

Canon EOS R: вышла в 2018 году, у неё нет стабилизации, не слишком стабильный следящий автофокус, нет интеллектуальных систем распознавания объектов, очень посредственные видеовозможности и серия всего на 8 кадров в секунду. Зато есть полнокадровая матрица;

Fujifilm X-T5: вышла в 2022 году, есть стабилизация до семи стопов экспозиции, автофокус работает без нареканий и умеет распознавать людей, животных, птиц, самолёты и автомобили, умеет писать 6,2 К видео, серия — до 15 кадров в секунду. Но матрица APS-C.

Проще говоря, средненькая полнокадровая камера шестилетней давности стоит примерно столько же, сколько и свежий кропнутый флагман. И тут уже каждый выбирает для себя, что важнее.

Размер и вес. Чаще всего полнокадровые камеры крупнее и тяжелее, чем камеры на APS-C. Это связано и с тем, что большую матрицу сложно установить в маленькую камеру чисто технически, и с позиционированием производителей. Фулфреймы должны выглядеть солидно и профессионально, ещё и поэтому они зачастую больше и тяжелее. Полнокадровые объективы обычно тоже несколько крупнее и тяжелее.

Маленький Olympus с маленькой матрицей / Фото: unsplash.com

И если фотоаппарат нужен, например, для тревел-фотографии, лишний вес — большой аргумент против.

Итоги

У полного кадра много неоспоримых преимуществ, иначе бы за него не топило так много людей. Хорошие ISO, хорошее боке, широкий выбор объективов и просто статусность — всё это без сомнения, прекрасно. 

Другой вопрос — всем ли это необходимо. Если например, вы работаете в основном в студии с импульсом, тогд высокие ISO не особенно нужны, да и боке тоже. И при этом вы снимаете не фэшн для глянцевых журналов, а обычную коммерцию, которую люди в основном себе на аватарку в соцсети ставят (максимум печатают фотокниги), тогда и высокая детализация — не абсолютный мастхэв.

Или если вы снимаете в основном в путешествиях, постобработкой не особо интересуетесь, а готовые снимки публикуете в блоге — тоже есть смысл подумать в сторону кропа. Особенно, если таскать тяжёлую аппаратуру по всему миру не хочется.

31 июля 2024

2252

0

0

1

1 комментарий

И уж совсем не воспринимают многие "фотографы" компактные камеры. А зря. При умелом обращении можно получать приличные фотографии, достойные высокой оценки на международных фотоконкурсах.

Самые новые

Самые читаемые