Ошибки при работе со вспышкой и как их избежать

27 июня 2024

322

0

0

0

Работа со вспышкой часто вызывает вопросы и сложности у начинающих фотографов, поскольку правильно настроить импульсный свет сложнее, чем постоянный. О самых распространённых ошибках при использовании вспышек и том, как решить эти проблемы, читайте в этом материале.

Совсем начинающим обычно не советуют снимать со вспышкой, но рано или поздно этому стоит поучиться / Фото: ayearwithmycamera.com

Почему вспышка не срабатывает
Чёрные полосы на кадрах при работе со вспышкой
Освещённый объект на чёрном фоне
Ошибки по балансу белого
Прямой свет и тень на стене

Почему вспышка не срабатывает

Первая проблема, на которой мы остановимся — вспышка просто не срабатывает. Она установлена в горячий башмак или на синхронизатор, вы нажимаете кнопку спуска затвора, камера делает кадр, а вспышка не загорается.

У этой проблемы может быть несколько причин. Во-первых, проблемы с батарейками. Если во вспышке они подсели, она может включаться, а вот на то, чтобы дать импульс, заряда уже не хватает. Если вы используете синхронизаторы — то же самое справедливо и для них. Решается проблема максимально просто — заменой аккумуляторов.

Чем больше у вас аппаратуры, тем о большем количестве батареек необходимо помнить / Фото: unsplash.com

Второй момент, который стоит проверить — режим затвора (актуально, если у вас беззеркалка). У многих моделей вспышка не будет работать в режиме электронного затвора. Чтобы исправить эту проблему, переключаемся на механический затвор.

Если вы используете синхронизаторы, может быть проблема с каналом. У более дорогих моделей синхронизаторов обычно есть несколько каналов — это необходимо, чтобы они могли управлять несколькими вспышками сразу. Но если в паре у приёмника и передатчика будут настроены разные каналы, вспышка работать не будет. Также при работе через синхронизаторы проблема может быть банально в том, что приёмник и передатчик друг друга не видят — они разнесены слишком далеко или между ними какое-то препятствие. Это особенно актуально для инфракрасных синхронизаторов, которым необходима прямая видимость.

Чёрные полосы на кадрах при работе со вспышкой

Вторая частая проблема — при работе со вспышкой полкадра остаётся тёмным или на снимке заметна большая чёрная полоса. Ещё одна проблема того же корня — камера «не видит» вспышку. Она срабатывает, импульс идёт, а снимок получается тёмным — словно вообще без вспышки.

Тёмная полоса внизу кадра — часто встречающаяся проблема / Фото: digitalphotomentor.com

Все эти проблемы говорят об использовании некорректной выдержки. Любому, кто хочет научиться работать со вспышками, нужно выучить термин «выдержка синхронизации» — это минимальная выдержка, на которой камера способна корректно работать со вспышкой. Обычно выдержка синхронизации равна 1/250, но это может зависеть от конкретной камеры. Проще всего посмотреть в инструкции к конкретной модели.

Если вы будете пытаться снимать на более короткой выдержке (например, на 1/500, когда у вас выдержка синхронизации 1/250), может возникать одна из описанных выше проблем. Так происходит из-за того, что точность синхронизации вспышки и спуска затвора не абсолютна. После определённого предела её не хватает, и получается, что вспышка срабатывает слишком поздно или слишком рано (на сотые доли секунды) и даёт подобные полосы. Или вообще «летит мимо кадра» — когда выдержка слишком короткая и затвор уже отработал, а вспышка только потом зажглась.

Решить эту проблему можно двумя способами. Первый — использовать выдержку синхронизации (или длиннее). Второй нужно использовать, если удлинить выдержку нельзя — например, вам нужна открытая диафрагма, и выдержка синхронизации даёт пересвет. Тогда на помощь придут источники импульсного света, которые поддерживают режим HSS (High Speed Sync). В нём вспышка даёт очень длинный и мощный импульс, который точно попадаёт во время открытого затвора.

Работать в этом режиме несложно и удобно, проблема лишь в том, что вспышки с HSS обычно несколько дороже. Кроме того, в этом режиме быстро разряжаются батареи.

Освещённый объект на чёрном фоне

Ещё одна проблема, с которой вы можете столкнуться, когда снимаете со вспышкой — у вас упорно получаются снимки, как на старую мыльницу. Например, пересвеченный человек на тёмном-тёмном фоне. Эта проблема вызвана неправильным балансом между вспышкой и естественным светом, который есть в сцене. Сравним две картинки:

Атмосфера на правом и левом снимке сильно различается / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Избежать проблемы с тёмным фоном можно двумя способами. Первый — это правильная настройка камеры. Чтобы не получать такого разбаланса, сначала мы выставляем настройки кадра без учёта вспышки — настраиваем её так, чтобы на заднем плане хоть что-то было видно (обычно для этого необходимо поднимать ISO или открывать диафрагму). После этого только добавляем вспышку, регулируя её мощность таким образом, чтобы она не пересвечивала главный объект.

Бывают ситуации, когда такой подход невозможен. Например, в помещении очень темно, и поймать баланс не получается. В этом случае единственный вариант — использовать второй источник света, направляя его на фон. Важно поймать баланс, чтобы фон не стал ярче главного героя кадра. Подробнее о подобных приёмах работы со вспышкой мы писали в этом материале.

Ошибки по балансу белого

При съёмке с комбинированным светом (например, портреты со вспышкой на закате) можно столкнуться с проблемой баланса белого. Когда либо фон получается вырвиглазно-жёлтым, либо человек — болезненно сине-зелёным. Это происходит из-за того, что у заката и вспышки разная цветовая температура. Вспышки обычно делают белыми, соответствующими цвету полуденного солнца. У закатного солнца более тёплые лучи. Также эта проблема может возникнуть при съёмке в помещении с искусственным освещением, у которого есть свой цвет.

В случае с искусственным светом можно попробовать полностью его перебить (подробнее об этом методе мы писали здесь), с солнцем такой фокус не прокатит. Единственный вариант здесь — использовать цветные фильтры, чтобы подкрасить свет вспышки и сделать его ближе к закатному.

При использовании правильного фильтра никакого диссонанса по свету на фото не будет / Фото: bp4uphotographerresources.com

Или второй вариант — иногда проще выставить баланс по человеку (или другому главному объекту в кадре) и смириться с тем, что фон тепловат. Если солнце ещё не супер-низкое, разница в цвете может быть не очень страшной.

Прямой свет и тень на стене

Выше речь шла об ошибках, которые превращают кадр со вспышкой в откровенный технический брак, здесь же мы говорим о том, что в кадре просто неудачный свет. Часто у начинающих, которые берут в руки вспышку, получаются по началу такие кадры:

Плоский свет, резкие тени. Если человек будет близко к стене, на ней также будет густая чёрная тень / Фото: digitalphotomentor.com

Если все технические проблемы решены, пора начинать думать об эстетике и учиться строить схемы света со вспышкой. Это доступно даже при работе с простой накамерной вспышкой в горячем башмаке.

Например, один из самых удобных вариантов — отражать свет от разных поверхностей в помещении: от стен и от потолка. Если в ситуации выше направить свет вспышки не прямо на главного героя, а в стену слева, получится уже гораздо более мягкий и приятный световой рисунок.

Очень хороший приём для накамерной вспышке в помещниях, где стены более-менее нейтральных цветов / Фото: digitalphotomentor.com

Работа с накамерной вспышкой в горячем башмаке — очень часто поиск подходящей поверхности, которой можно отразить свет. Иногда начинающим с этим сложновато, но это интересно и заставляет вспомнить школьные курсы геометрии и оптики. Подробно разных приёмах использования накамерных вспышек мы писали здесь. Также полезно уметь использовать разные модификаторы для накамерных вспышек.

Использование выносных вспышек на стойках по философии ближе к расстановке студийного света. Чтобы научиться ставить подобный свет нужно понять принципы построения световых схем. Подробнее об этом мы писали в этом материале.

27 июня 2024

322

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые