Часто я слышу от начинающих фотографов, что им необходимо скупить абсолютно всё, что предлагают магазины. Им кажется, что от шедевров их отделяет 5 вспышек, расставленных по всей комнате, «обойма» премиальных объективов, на каждом из которых висит по фильтру, и весь остальной некупленный ассортимент на складе фототоваров.
Оборудование купили, деньги потратили, а как и когда всем этим пользоваться, пока ещё непонятно. Чтобы вы не влезли в кредит размером с ипотеку, рассказываем, какой фотоаппарат купить фотографу, а также какой объектив фотоаппарата будет лучшим для жанра, в котором вы хотите развиваться, а в конце текста — чек-лист с дополнительным оборудованием.

Какой фотоаппарат купить начинающему фотографу
Вопрос о конкретных марках — это как спорить о религии. У каждой фирмы есть свои адепты, которые не могут аргументировать, но верят, что их камеры — самые лучшие (автор — не исключение). Совершенно неважно, какие буквы будут на будущем фотоаппарате, в начале пути главное — взять камеру и снимать как можно чаще. Это куда полезнее, чем месяцами вникать в сомнительную теорию.
Скорей всего, у вас есть друг с камерой, любимый блогер или фотограф, за которым вы следите в соцсетях. Они в восторге от Sony? Фанаты Nikon? Не представляют себя без Fujifilm? Если у него получаются шедевры, значит, и у вас получится, верно? Верно.

Мы же поговорим не о конкретных фирмах, хотя и будем приводить их в примеры, но о принципиальных параметрах, на которые стоит обращать внимание.
Полнокадровый фотоаппарат или кропнутый
Полнокадровый фотоаппарат — это камера с матрицей размером 36х24мм. Матрица — светочувствительный элемент. Когда на неё попадает свет, она фиксирует его и преобразует в фотографию.
Полнокадровые фотоаппараты:
- меньше «шумят», то есть выдают зерно и брак, если вы снимаете в полумраке и темноте;
- лучше размывают фон;
- позволяют надевать ультраширокие объективы, что полезно, если вы метите в архитектурную и интерьерную съёмку.

Кропнутые фотоаппараты (камеры APS-C и Микро 4:3) — это камеры с матрицей меньше эталонного размера. Маленькая матрица хуже справляется со съёмками в условиях плохого освещения и хуже размывает фон, что не даст идеального боке, как на полнокадровых камерах.
Но у кропнутых камер есть существенные плюсы:
- они дешевле. Это идеально для новичка, которому нужно закупать сразу много всего, а также для любителя, который не планирует зарабатывать фотосъёмкой огромные деньги и работать на мировые бренды.
- они легче и компактнее.
- больше вариантов объективов. На полный кадр надеть объективы от кроп-камеры нельзя, а наоборот — можно.
- фотографии могут казаться более резкими, чем на полнокадровых. Из-за того что матрица «обрезана», качество картинки не падает по краям снимка.
Кропнутая камера — относительно бюжетный вариант для быстрого старта, которого точно хватит на несколько лет.
Читайте также:
Кроп или полный кадр: что выбрать, плюсы и минусы
Лучшие кроп-камеры: рейтинг моделей
Зеркальный или беззеркальный фотоаппарат
Следующий важный пункт в выборе фотоаппарата для новичка — то, как будет устроена камера, по какой системе. Раньше вся профессиональная техника была только зеркальной — внутри камеры стояла система зеркал, которая и помогала сделать кадр, но теперь все активно переходят на беззеркальные фотоаппараты. Они меньше, легче, компактнее и устроены проще.
Беззеркальные камеры:
- легче и компактнее;

- у беззеркалок пока что меньше линейка объективов. Но, во-первых, их выпускают всё активнее, а, во-вторых, можно воспользоваться переходником;
- беззеркальные камеры лучше подходят, если вы также собираетесь снимать видео;
- беззеркальные камеры быстрее разряжаются;
- хорошие беззеркальные камеры существенно дороже.
Вывод: за беззеркалками будущее, но, если бюджет сильно ограничен, за те же деньги лучше взять зеркальный фотоаппарат. Например, самый дешёвый зеркальный фотоаппарат Canon 2000D в три раза дешевле самого дешёвого беззеркального Sony Alpha A6000. Это касается не только камеры, на и аксессуаров к ней — у зеркалок они дешевле.
Объектив для фотографа-новичка
Лучшие объективы — это те, которые подходят для жанра, в котором вы фотографируете. Приведём пример. Вы хотите идеального качества. В таком случае лучше, когда объектив светосильный. Скорей всего, это будет объектив с фиксированным фокусным расстоянием — то есть, картинку нельзя приближать или отдалять (ничего страшного, лучший зум — это ноги фотографа). Но важно же, чтобы и фирма была премиум, а не непонятно какая, правда ведь?

В итоге вы получите объектив за несколько сотен тысяч рублей, который хорошо снимает почти в полной темноте, но что делать, если вы — репортажник, который фотографирует на спортивных мероприятиях? Что лучше для этого жанра: телеобъектив Zeiss Otus 1.4 за 309 тысяч без автофокуса или возможности зума или Canon 24-70mm f/2.8 с автофокусом, зумом, дешевле почти в три раза, но с чуть более меньшей светосилой? Давайте подробно рассмотрим, какие объективы подойдут для самых распространённых жанров.
Все значения указаны для полнокадровых фотокамер. Если вы выбираете оптику для кроп-камеры, ориентируйтесь на эквивалентное фокусное расстояние. Так, при кроп-факторе матрицы 1,6 объектив с фокусным расстоянием 50 mm будет показывать картинку, которую снимет 80-миллиметровый объектив на полнокадровом фотоаппарате.
Портретный объектив
Это объективы, которые не искажают пропорции человека. Обычно это оптика с фокусным расстоянием от 50 mm до 200 mm, эталонным считаются значения 85-135 mm. Естественно, профи может снимать на любое «стекло» и получать впечатляющую картинку, но речь идёт про быстрый старт для новичков.

Для портретной съёмки можно рассматривать как объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 50 mm), так и с зумом. За те же деньги второй вариант будет менее светосильным, но универсальным. Удобно, если вы не определились с жанром, снимаете динамичные портреты и уличные, когда модель может перемещаться в кадре.
Репортажный объектив
Для новичка здесь важна и светосила, и возможность приблизить или отдалить кадр. Но осветлить фотографию можно на постобработке или докупив внешнюю вспышку, а упустить отличный снимок, потому что у вас не зум и вы не успели добежать из одного угла в другой — обидно.
В таком случае приоритетно рассматривайте зум-объектив. При этом лучше не берите совсем дешёвые объективы с огромным разлётом фокусного расстояния — качество картинки оставляет желать лучшего. В том числе потому, что у них на дальнем конце очень сильно падает светосила, поэтому при выборе параллельно поглядывайте и на неё. Ориентируйтесь на то, что для репортажа вполне хватает светосилы от f/2.8 до f/4. Если вы не стеснены в деньгах, то, естественно, выбирайте наименьшую светосилу.
Широкоугольный объектив
Для архитектурной и интерьерной фотографии подойдёт широкоугольный объектив. Также им можно снимать пейзажи и — при должном мастерстве — портреты. Их преимущество в том, что они захватывают в кадр много объектов, даже если вы стоите близко. Выбирая такой объектив, ориентируйтесь на фокусное расстояние от 35 mm до 8 mm. Классическим репортажным объективом исторически считается 35 mm — именно на такой снимал Анри-Картье Брессон, отец репортажной фотографии.

Да, чтобы сфотографировать интерьер, придётся походить по квартире и повыбирать точку съёмки, но зато можно фотографировать в условиях недостаточного освещения и получать при этом кадры лучшего качества.
Оборудование для фото — чеклист новичка
Объектив и камера — стартер-пак, уже дающий широчайшие возможности для съёмки. Часто это всё, что нужно для новичка. Но иногда аксессуары необходимы, что существенно улучшить качество снимков. Рассказываем коротко, что и для какой ситуации пригодится.
Внешняя вспышка
Без внешней вспышки никуда, если вы репортажник, свадебщик или портретист, который снимает вне студии. Например, вас пригласили на производство снять бизнес-портреты хорошего качества, которые пойдут на сайт, или у вас заказали портретную съёмку в квартире модели. Но, к сожалению, если мы говорим про художественный портрет, то просто надеть внешнюю вспышку на фотоаппарат — мало. Очень часто для красивого света она должна светить не прямо в лоб модели, а с другого угла. В таком случае не обойтись без следующего аксессуара — синхронизатора.
Синхронизатор
Синхронизатор соединяет вспышку и фотоаппарат. Он нужен, если вам нужно, чтобы внешняя вспышка была не на самом фотоаппарате, а где-то рядом. Синхронизатор нужен в портретной съёмке, а также его часто используют свадебщики. Чтобы получить достаточно света на банкете молодожёнов, они расставляют по залу несколько внешних вспышек, которые подключаются к одному синхронизатору. Если же вы фотографируете в фотостудиях, либо предпочитаете естественный или постоянный свет, то синхронизатор будет лишней тратой денег.
Читайте также:
Виды синхронизаторов. Как настроить синхронизатор
Аккумулятор и карта памяти для фотоаппарата
В каком бы жанре вы ни снимали, невозможно провести многочасовую съёмку на ёмкости одной батареи. Обязательно купите хотя бы один запасной аккумулятор, чтобы всегда быть во всеоружии. Даже если вы идёте на часовую съёмку в студию, берите его с собой — вдруг «родной» аккумулятор сломается или вы заработались и забыли его зарядить?
Читайте также:
Как подобрать аккумулятор для фотоаппарата
Карты памяти — это не про качество съёмки, а про ваш профессионализм и ваше спокойствие. Лишняя карта памяти не повредит даже на маленькой съёмке.
Читайте также:
Как выбрать карту памяти для фотоаппарата: подробный гайд

Штатив
Штатив для фотоаппарата нужен, если вы снимаете в очень плохих условиях освещения. Например, ночной город или звёздное небо невозможно сфотографировать в хорошем качестве без штатива.

То же самое касается творческих съёмок на длинной выдержке, когда в кадре «рисуют» светом. Это также нужно делать в почти полной темноте, чтобы камера успела «поймать» световые узоры. Кроме того, на штативы можно закреплять внешние вспышки. Это поможет получить свет под нужным углом.
Читайте также:
Как выбрать штатив