
Решили сфотографировать Казанский собор, а в кадр едва влез только купол? Планируете заниматься интерьерным дизайном, но фотографии на смартфон никак не годятся для портфолио? Ответ на обе проблемы один — специальный объектив! Сегодня разберёмся, каким должен быть объектив для архитектуры и интерьеров, и рассмотрим лучшие модели.
Широкий угол
Зум или фикс
Тилт-шифт объективы
Другие полезные характеристики
Широкоугольные объективы для архитектуры и интерьеров
Тилт-шифт объективы
Широкий угол
Широкоугольный объектив — «маст хэв» для архитектурной фотографии как снаружи, так и внутри зданий. Такие «стёкла» обеспечивают широкий угол обзора, который позволяет поймать в кадр всё здание/помещение целиком. Для этого вам нужна модель с фокусным расстоянием от 17mm и шире.
Зум или фикс
Широкоугольные зумы дают вам больше свободы действий по сравнению с фиксированным фокусным расстоянием, так как не всегда у вас будет возможность подобраться к зданию именно под нужным ракурсом и забраться именно на ту высоту, какая вам необходима для вашего кадра.
Для новичков зум-объектив также подойдёт лучше, так как поможет быстрее подобрать нужный ракурс. Для начинающего фотографа объектив 17-40mm f/4 или 16-35mm f/4 будет неплохим началом.
Более продвинутые фотографы чаще выбирают сверхширокоугольные профессиональные «стёкла» с мощной светосилой f/2.8, например, 14-24mm f/2.8. Угол обзора 14-миллиметрового объектива позволяет «захватить» в кадр всё необходимое пространство, а диафрагма f/2.8 подходит для ночной съёмки в стиле «здание плюс звёздное небо».
Тем не менее, фиксы обычно могут похвастаться более крутой оптикой и чёткой картинкой, хотя это зависит от модели.
Тилт-шифт объективы
Многие архитектурные фотографы снимают на обычные широкоугольные объективы, но в них кроется некоторый изъян.
Когда вы снимаете вверх с близкого расстояния, появляются перспективные искажения. Здания кажутся:
- наклоненными назад;
- изогнутыми внутрь.
Вот пример таких искажений:

Почему бы не избавиться от этих искажений в процессе постобработки? Проблема в том, что для этого применяется обрезка кадра. И если искажения значительные, вы можете потерять заметную часть композиции.
Хотя эти искажения не всегда смотрятся плохо (а иногда они даже выглядят как художественный приём), многие профессиональные архитектурные фотографы предпочитают специальные объективы, которые могут снимать без этих искажений — тилт-шифт объективы.
Тилт-шифт, от английского tilt-shift, означает наклон и сдвиг оптической оси, когда объектив остаётся под обычным углом к камере, но линзы внутри объектива смещаются относительно матрицы. Вот так это выглядит.

С помощью таких объективов вы можете фотографировать высокие здания и помещения с высокими потолками сразу без искажений, но за них придётся заплатить значительно больше, чем за классические широкоугольники. Обратите внимание, что тилт-шифт объективы не подходят для кроповых фотоаппаратов.
Другие полезные характеристики
Дополнительными плюсами объектива будут:
— защита от пыли и влаги (если часто снимаете на улице);
— оптическая стабилизация (удобнее при съёмке с рук).
— компактность (обычно широкоугольники довольно тяжёлые и громоздкие, поэтому компактные размеры в этом классе особо ценятся).
А теперь перейдём к лучшим объективам для съёмки архитектуры и интерьеров.
Широкоугольные объективы для архитектуры и интерьеров
Tamron 15-30mm f/2.8 Di VC USD
Светосильный зум от Tamron производится для камер Canon и Nikon. У него резкая картинка, классная цветопередача и точный автофокус. И, как водится у Tamron, низкая цена. Имеется система оптической стабилизации, но, по отзывам пользователей, не слишком эффективная.
Другой минус объектива — вес больше килограмма. Но за свою цену — это один из лучших светосильных широкоугольных зумов на рынке.
Canon

У Canon есть крутой профессиональный зум для полнокадровых беззеркалок — Canon RF 15-35mm f/2.8 L IS USM. Это относительно компактный для своего класса объектив, лишь немного раздвигающийся на самом широком угле 15mm. Плюсом идёт защита от пыли и влаги. Цена, естественно, кусается (больше 2000 долларов).
Если вам нужен объектив для зеркалок, то у компании имеется чуть более доступный зум — Canon EF 11-24mm f/4L USM. Он менее светосильный, зато может захватить ещё больше пространства на сверхширокоугольном конце. Это «стекло» будет работать и с зеркальными камерами, и с беззеркалками через адаптер.
Чуть более компактным вариантом будет фикс Canon EF 14mm f/2.8L II USM. Это старенький (2007 года), но проверенный временем объектив с защитой от плохой погоды.
Nikon

Классический широкоугольный зум Nikkor AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED может похвастаться суперчёткой картинкой и крепкой сборкой. При этом системы стабилизации у этого профессионального объектива нет, так что готовьте штатив.
Если вы готовы пожертвовать светосилой и за счёт этого неплохо сэкономить, есть более простой и широкоугольный вариант — Nikon AF-P DX Nikkor 10-20mm F4.5-5.6G VR. Картинка не такая резкая, как у 14-24mm f/2.8G ED, зато имеется оптическая стабилизация.
Для тех, кто предпочитает объективы с фиксированным фокусным расстоянием, подойдёт Nikkor AF 14mm f/2.8D ED. Как и кэноновский фикс, это почтенный старичок, который прекрасно справляется с искажениями и демонстрирует отличную картинку. Однако в отличие от конкурента, защиты от пыли и влаги он не получил.
Sony

В случае с Sony мы пойдём другим путём и начнём не со светосильного профессионального зума, а с очень крутого Sony 16-35mm f/4 OSS. Он прекрасно сбалансирован по всем параметрам — резкий, компактный и крепкий цельнометаллический «бочонок». Конечно, цену в 100 тысяч рублей вряд ли можно назвать дружелюбной для начинающих фотографов, но, покупая такой объектив, вы берёте универсальный инструмент на годы вперёд: он хорош не только для архитектуры и интерьеров, но и для пейзажей, и уличной съёмки. С искажениями он справляется не так круто, как следующая модель, но вот с картинкой у него всё отлично (как-никак внутри оптика Zeiss).
Если светосила в f/4 вас не устраивает, у компании есть Sony FE 12-24mm F2.8 G Master. Он очень дорогой (дороже двух тысяч долларов), но минусов у него практически нет — крутая оптика, компактный корпус, а ещё он отлично контролирует все искажения.
Тем, кто хочет передвигаться налегке, наверняка приглянётся новый фикс Sony FE 14mm f/1.8 GM. Новинка весит всего 460 грамм и при этом имеет защиту от непогоды. Светосила в f/1.8 делает его прекрасным вариантом для ночных архитектурных пейзажей и интерьерной съёмки в любых условиях освещения.
Fujifilm 10-24mm f/4

Этот зум от Фуджи отлично подходит для архитектуры — его эквивалентное фокусное расстояние на кроповых камерах Fujifilm составляет 15-36мм, так что его «ширины» с лихвой хватает, чтобы поймать в кадр всё необходимое.
Объектив оснащен оптической стабилизацией, так что при хорошем освещении вам не понадобится штатив, ну и в целом картинка получается очень резкая.
В 2020-м Fujifilm выпустила обновленную версию с защитой от пыли и влаги — Fujifilm XF 10-24mm F4 R OIS WR.
Из объективов с фиксированным фокусным расстоянием, которые могут подойти для архитектурной съёмки, можно отметить Fujifilm XF 16mm f/2.8 R WR. Его эквивалентное фокусное расстояние составляет 26мм, так что иногда вам придётся помучиться с ракурсами, но в остальном это очень приятный бюджетный фикс, который подойдёт для повседневной съёмки.
Тилт-шифт объективы
Canon TS-E 17mm f/4L

Этот профессиональный объектив для архитектуры и интерьеров — самый широкоугольный из всех тилт-шифт объективов производителя. Он обеспечивает сверхширокоугольный угол обзора (104 градуса) и возможность независимой регулировки сдвига и наклона — благодаря этому можно очень точно настраивать фокальную плоскость, полностью избавляясь от искажений.
Nikon PC NIKKOR 19mm f/4E ED
«Ответом» Nikon стал PC NIKKOR 19mm f/4E ED. Как и в случае с Canon, вы можете независимо регулировать уровень сдвига и наклона. При этом он незначительно проигрывает кэноновскому тилт-шифту в плане угла обзора (97 градусов), но зато может похвастаться защитой корпуса от пыли и влаги.
Venus Laowa 15mm f/4.5 Zero-D
Venus Laowa 15mm f/4.5 Zero-D выпускается в версиях для камер Sony, Canon и Nikon. Причём для Canon и Nikon есть варианты с байонетом как для зеркальных, так и беззеркальных моделей. У этого объектива максимальный угол обзора среди нашей тройки — 110°, благодаря чему можно поместить в кадр самые высокие здания и самые обширные помещения полностью и без искажений.