• Статьи
  • О чём нужно помнить, чтобы не запороть репортажную съёмку. Чек-лист

О чём нужно помнить, чтобы не запороть репортажную съёмку. Чек-лист

16 сент. 2021

3053

3

0

0

Репортажная съёмка — сложный и стрессовый жанр для начинающего фотографа и неважно, концерт ли это, день рождения или свадебный банкет. Это событие больше не повторится, поэтому на фотографе лежит ответственность перед клиентами — оставить память, запечатлеть главные моменты и передать атмосферу события. 

Мы подготовили чек-лист для новичка, который поможет ничего не забыть при подготовке к съёмке, грамотно организовать работу во время и напомнит, что делать, когда перед вами лежит архив с гигабайтами снимков, которые нужно отобрать и обработать.

Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a

Что взять с собой на репортажную съемку

  • Карты памяти

Одной карты памяти может быть мало, особенно, если снимаете свадьбу, которая длится весь день. Даже если карта вместительная — подстрахуйтесь, ведь она может сломаться. 

Чтобы быстро ловить нужный кадр и не ждать, пока фотоаппарат «подумает», выбирайте карту с максимальной скоростью записи — от 90 мегабайт в секунду и выше.

Если камера позволяет, снимайте сразу в двух форматах — jpeg и RAW, ведь иногда заказчик просит пару кадров срочно, до обработки / Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a
  • Дополнительный свет 

Для репортажей с праздников и вечеринок вполне подойдет одна внешняя вспышка, которая надевается на фотоаппарат сверху, на крепление «горячий башмак». 

Позаботьтесь, чтобы у такой вспышки был рассеиватель — если просто светить человеку в лоб, как свет получается плоским. Некоторые фотографы крепят на вспышку сложенный белый лист бумаги, направляя её вверх. Так на объект попадает отражённый свет, который даёт более мягкий результат.

Часто свадебные фотографы используют несколько стоек со светом, которые расставляют по периметру банкетного зала. Вспышки срабатывают одновременно с помощью синхронизатора и освещают всё пространство вокруг.

  • Объективы

Если вы фотографируете концерты, театральные представления, людей на сцене — вспышки использовать, как правило, нельзя, чтобы не отвлекать и не слепить артистов. 

Компенсировать это можно светосильными объективами (светосильными считают объективы, чье значение диафрагмы f/2.8 и меньше). Они позволяют снимать в более тёмных помещениях без потери качества и появления шумов.

Нужно, чтобы объектив покрывал разные фокусные расстояния. Проще говоря, умел приближать, делая план более крупным, и отдалять. 

Светосильные зум-объективы дорогие, поэтому можно обойтись комплектом фиксовых объективов. Например, 24mm или шире для общих планов, 50mm для средних и 85mm для портретов артистов на сцене.

Широкоугольный Samyang 14mm f/2.8 позволил захватить больше пространства вплотную к объекту съемки / Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a

Съёмка на фиксы — хорошее упражнение для чувства композиции, но вопрос в том, готовы ли вы постоянно менять объективы, каждое мгновение боясь упустить удачный кадр. Для первой съёмки такой опыт может быть слишком экстремальным. 

  • Аккумуляторы

Возьмите комплект из пары дополнительных аккумуляторов. Главное — зарядить их перед съёмкой. Ставьте их на подзарядку перед каждой съёмкой, даже если аккумулятор не сел полностью. 

Если вы берёте вспышку, позаботьтесь, чтобы к ней было несколько комплектов батареек — они садятся гораздо быстрее аккумулятора фотоаппарата. Экономичнее и экологичнее купить для вспышки пару комплектов подходящих аккумуляторов.

  • Водонепроницаемые фоторюкзак и чехол для фотоаппарата

Актуально, если снимаете на улице. Так техника точно не промокнет. Если не видите смысла тратить деньги на специальный рюкзак, то купите хотя бы водонепроницаемые чехлы для рюкзака и фотоаппарата. Но будьте готовы, что такие чехлы фиксированного размера, и не все объективы и камеры поместятся туда. Например, объектив Canon 24-70mm и фотоаппарат Canon Mark III умещаются в такой чехол с огромным трудом, заполняют всё пространство и не дают зумировать, тогда как объектив на 40mm или 85mm оставляют внутри чехла много свободного пространства.

Alai Oli на открытом фестивале «Питер, я люблю тебя» / Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a

Как подготовиться к съёмке

  • Узнайте, что нужно заказчику

Одни хотят эмоциональных кадров со свадебного банкета с акцентом на родственников. Другим важно задокументировать всех выступающих, заснять официальных лиц. Третьи попросят сфотографировать рекламные стенды, чтобы отчитаться перед спонсорами. Ответственность за это лежит на фотографе, поэтому поговорите с тем, кто вам платит, и узнайте как можно подробнее, чего от вас ждут. Зафиксируйте договорённости в письменном виде.

  • Попросите сценарий мероприятия

Чтобы репортаж получился полным, узнайте, когда спикеры меняют друг друга, когда начнут бросать букет невесты, а когда вынесут торт, чтобы ребёнок задувал свечи. Так вы окажетесь в нужное время в нужном месте, заранее выберете выигрышный ракурс и не пропустите ключевое событие.

Фото с боя МММ / Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a
  • Составьте маршрут

Если вы фотографируете мероприятие с большим количеством зон и спикеров, например, фестиваль, спланируйте маршрут. Оцените, кто, где и когда выступает, чтобы не тратить время на хаотичные перебежки в разные стороны.

Хитрости и правила репортажной съемки

  • Приходите заранее

Это поможет осмотреться, оценить свет, выбрать точки для съёмки и почувствовать себя уверенней. Кроме того, вы произведете хорошее впечатление на заказчика.

  • Следите за выдержкой, чтобы движения людей в кадре не смазывались

Да, чем длиннее выдержка, тем светлее получается кадр, но в репортажах это может губительно сказаться на качестве снимков. Особенно, если фотографируете без вспышки, которая сама по себе «замораживает» движение.

Ориентируйтесь на выдержку в 1/200 секунды и короче. Компенсировать темноту кадра из-за слишком короткой выдержки поможет поднятие ISO.

  • Включите функцию серийной съёмки

Фотоаппарат будет делать много кадров быстро. Так на этапе отбора будет больше выбора и выше шанс, что все снимки получатся удачными. Если на групповом портрете кто-то один моргнул — не беда. Можно будет заменить участок фотографии кусочком из более удачного кадра.

  • Чередуйте планы

Чередование крупных, средних и общих планов в репортаже — хороший тон. Так вы передадите эмоции с помощью крупных портретов и реакций людей, покажете атмосферу, которую создают детали окружения. Поэтому не забывайте в том числе и про интерьер, декор, предметы. Классические примеры — кольца новобрачных, крупный план необычного торта на дне рождения.

Концерт группы «Аквариум» / Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a
  • Снимайте людей в движении

Статичные кадры тоже нужны, но действие в кадре создает динамику, делает фотографии живой и интересной.

  • Следите за фоном

Смотрите, что находится позади объекта в кадре. Там может быть мусор, который не несёт никакой ценности и отвлекает внимание. Например, бардак в закулисье, если вы фотографируете музыканта на сцене. Чтобы этого избежать, часто достаточно сменить ракурс или фокусное расстояние.

  • Не фотографируйте человека, если он отказывается

Некоторые люди не любят фотографироваться. Чтобы не провоцировать ссору — прислушайтесь, удалите кадр и избегайте снимать их, чтобы в итоге это не вылилось в конфликт. Это касается в первую очередь закрытых мероприятий, например, свадеб. Если хозяину праздника жизненно важно получить кадр с этим человеком — сообщите об этом ему или ответственному организатору, чтобы они поговорили с гостем. 

В остальном вы не найдете спикера на сцене или музыканта, которые бы запретили их фотографировать — публичные люди привычны к этому и относятся спокойно.

  • Записывайте репортаж сразу на две карты памяти

Некоторые фотоаппараты имеют два слота и позволяют записывать снимки сразу на две карты. Это нужно для подстраховки, чтобы быть уверенным, что фотографии останутся у вас, даже если одна внезапно выйдет из строя. Если такой функции нет, чаще меняйте карты памяти — если одна из них выйдет из строя, у вас останутся снимки остальной части репортажа.

Как отбирать и обрабатывать репортажи

  • Избегайте повторов

Иногда сложно выбрать из двух похожих кадров лучший. Но придётся. Заказчику будет скучно смотреть на десятки одинаковых кадров в серии. Это создаст ощущение замусоренности репортажа, будто вы бездумно фотографировали всё подряд.

Начните с того, чтобы избавить съёмку от брака — расфокусрованных объектов, размытых в движении людей, искажённых лиц, снятых в неудачный момент, закрытых глаз, пересвеченных или недосвеченных кадров, которые нельзя «вытянуть» в редакторах.

Поэт Лёха Никонов на чтениях / Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a
  • Стройте репортаж от начала к концу

Невеста придет в ужас, если откроет папку с фотографиями и сразу же увидит финал торжества. Вдруг вы забыли всё остальное? Выстраивайте кадры по порядку, от начала к концу. Так у мероприятия будет прослеживаться сюжет, а заказчику будет проще загрузить съёмку в соцсети.

  • Узнайте, какую обработку предпочитает заказчик

Как правило, люди хотят либо естественные, либо тёплые и насыщенные цвета. Вся серия должна быть единообразна — одинакова по балансу белого и экспозиции. Единичные моменты, которые не нужно «вытягивать» до остальных кадров, не в счёт — например, когда именинник задувает свечи в полной темноте.

DOPE D.O.D. / Фото: Елизавета Чечевица / www.instagram.com/chechevic_a
  • Выравнивайте горизонт

Даже опытные фотографы промахиваются и получают «заваленные» кадры. Это легко правится на постобработке. Главное, чтобы в итоге обрезанная фотография была гармонична по композиции.

Чек-лист для печати можно скачать в нашем Telegram-канале.

Совет мастера

«Вы ни дня не должны проводить без камеры. Один из моих учителей ещё в начале шестидесятых говорил: “Ложишься спать — клади фотоаппарат под подушку”. Иногда тебе достаточно выйти в магазин, чтобы найти интересный сюжет. При этом я не очень доверяю телефонам, хотя технологии и идут вперёд семимильными шагами. Мой опыт говорит, что они делают картинку лучше и краше, а это не всегда нужно. Сложнее всего, конечно, фотографировать на плёнку, ведь ты не знаешь, что получится. И там невозможно строчить кадры, как пулемётчик. Плёнка воспитывает предчувствие кадра, когда ты знаешь, когда нужно нажать кнопку спуска. Если ты берёшь камеру от случая к случаю — это не работа. Кроме того, сейчас архисложно сфотографировать что-то новое. Меня выручает необычная ситуация в кадре и эмоции на лицах фотогероев. Если это есть в кадре, тебя никто не сможет превзойти».
фотокорреспондент, декан факультета фотокорреспондентов Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Павел Маркин

3

16 сент. 2021

3053

3

0

0

Самые новые

Самые читаемые