Инфракрасная фотография — техника фотосъемки, в которой используют чувствительные к инфракрасному спектру пленку или матрицу. ИК-изображения отличаются от обычных контрастностью и особой цветовой гаммой — и могут быть отличным творческим инструментом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Все, что мы видим, — это свет, а свет — это волны. Волны имеют длину, и по ее значению мы можем расположить их в спектр. Человеческий глаз устроен так, что способен воспринимать только узкий его диапазон.

Так, человек не видит инфракрасный спектр, длины волн которого находятся в интервале от 700 нанометров до 1 миллиметра. Матрица цифровой камеры и пленка способны записать только ближнее ИК-излучение (700–900 нанометров), но при этом остаются чувствительные и к видимому свету. Поэтому фотографы дополнительно используют светофильтры.
Диапазоны инфракрасного излучения согласно Международной организации по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO)
Обозначение | Аббревиатура | Длина волны |
Ближний инфракрасный диапазон | NIR | 700–3000 нм |
Средний инфракрасный диапазон | MIR | 3000–50000 нм |
Дальний инфракрасный диапазон | FIR | 50000–1000000 нм |
ИК-изображения демонстрируют не излучаемое предметом тепло (не путать с термографией!), а его способность отражать или поглощать соответствующие волны. Так, согласно Вуд-эффекту листва и небо на черно-белой фотографии будут белыми (максимальное поглощение), а листва и облака — черными (максимальное отражение). Поэтому ИК-портреты, скорее всего, будут выглядеть странно: кожа окажется матовой (излучение проникает на несколько миллиметров в кожу), а глаза, скорее всего, темно-серыми.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первые несколько десятилетий после изобретения фотопленки ее производили из галогенидов — химических веществ, чувствительных к сине-фиолетовому и ультрафиолетовому излучению. Пока в 1873 году немецкий физик, химик и фотограф Герман Фогель не открыл спектральную сенсибилизацию — расширение чувствительности фотоматериала при добавлении цветных химических соединений.
Первые инфракрасные снимки напечатали в февральском выпуске The Century Magazine в 1910 году. В октябре того же года журнал Королевского фотографического общества опубликовал материалы американского физика Роберта Вуда (Robert Williams Wood) — того самого, который открыл Вуд-эффект. Экспериментальная пленка ученого требовала длинную выдержку, поэтому большинство его работ — пейзажи.

Так как атмосфера в наименьшей степени рассеивает инфракрасное излучение, ИК-фотография нашла широкое распространение в аэрофотосъемке в годы Первой мировой войны. Позже, в 1930 году, Kodak начала выпускать ИК-фотопленки сначала для астрономии, а затем — для массовой продажи.
Доступная и необычная, инфракрасная фотография быстро приобрела популярность среди фотолюбителей. Так, в 1937 году пять крупных производителей уже выпускали около 30 видов ИК-пленок. В 1930–1940-х годах журнал The Times регулярно публиковал пейзажи, сделанные на пленку Ilford.

ИНСТРУМЕНТЫ
Пленка
К эмульсии инфрапленки добавляют красители, которые делают ее чувствительной к ранее нечитаемым волнам. Сейчас на рынке можно найти черно-белые Rollei Infrared 400S, Agfa PAN400, Agfa PAN800, Ilford SFX и цветные Kodak aerochrome, Kodak EIR.
Стоит отметить, что инфрапленка всегда зерниста, требует длительной экспозиции (от 15 минут в солнечный день и до 40 минут в пасмурный) и быстрой проявки после съемки и хранится при температурах до +10 °С.
Светофильтры
Светофильтры пропускают только определенные длины волн, отсекая остальную часть спектра. Существуют два вида ИК-фильтров:
- Блокирующий
В обычной фотографии инфракрасное излучение создает дополнительные шумы, поэтому производители пытаются от него избавиться. Для этих целей в цифровые камеры перед фотоматрицей устанавливают фильтры, максимально непрозрачные для ИК-спектра. - Пропускающий
Чувствительность фотоматриц и инфрапленки к видимому свету в сотни раз больше, чем к ИК-излучению. То есть необходимо отсечь спектр волн меньших, чем инфракрасные. На такое способны Hoya Infrared R72, B+W, Heliopan Infrarot 715.
Фотоматрица
Для ИК-фотографии подходит любая камера без блокирующего фильтра. Например, пленочные Canon 1N, Canon A-1, Nikon 4F, Contax RTS III или цифровые Fuji X-E4 и некоторые модели Olympus и Ricoh.

ПРИМЕРЫ
Помимо инфрапленок в середине XX века производители начали выпускать и ИК-кинопленки. Их использовали для создания эффекта день-ночь в кино. Яркий пример — псевдоночь воздушных сцен в фильме «Невеста наложенным платежом», или “The Bride Came C.O.D.” (Уильям Кили, 1941 год).
Инфракрасная фотография была популярна среди музыкантов. Необычными обложками и промо альбомов среди других исполнителей выделялись Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Донован (Donovan), Фрэнк Заппа (Frank Vincent Zappa) и Grateful Dead. Цвета и эффекты ИК-снимков соответствовали психоделической эстетике, сформировавшейся в конце 1960-х годов.

В 2019 году крупный ресурс по ИК-съемке Kolari Vision учредил ежегодный международный конкурс “Life in Another Light” («Жизнь в другом свете»). Его цель — узнать, какую красоту скрывает невидимый для нас мир.



В следующем моем материале — история и особенности съемки в ультрафиолетовом спектре.
2 комментария
13 июля 2021
Добавил бы только, что aerochrome кодаковский как раз почти не найти) Есть вроде какие-то гики в штатах, которые по всему миру ищут остатки и перепродают лотами
1
0
Ответить21 июля 2021
Когда-то проходили эту тему в университете, почему-то именно она хорошо запомнилась. Перечитала материал, как будто вернулась на те пары))
1
0
Ответить