Тенденция изображать обнаженные фигуры зародилась еще в первобытном обществе. На протяжении многих веков художники изучали эстетику человеческого тела: от античных канонов до пышных форм Барокко и Рококо. С изобретением в XIX веке дагерротипа жанр ню преемственно перешел и в область художественной фотографии.
Фотография в стиле ню (сокращение от фр. nudite — «нагота») изображает человека обнаженным, акцентируя внимание на форме его тела, композиции, эмоциональной составляющей и других эстетических качествах.

Не_порнография
Несмотря на то что ню изображает наготу, эротический интерес в ней как правило второстепенен. В то же время этот жанр фотографии художественный, то есть он не пытается показать объект максимально привлекательным, как гламурная фотография, или сексуально возбудить зрителя, как порнография.
Интересно, что мужская нагота в ню-фотографии используется реже, чем женская. Еще одна особенность жанра — модели обычно не смотрят прямо в камеру, как в большинстве маркетинговых фотографиях.
XIX век
Ню-фотография зародилась в западной культуре и использовала классические для живописи и скульптуры эпохи классицизма архетипы и аллюзии на мифологию: идеальное атлетическое мужское тело и женскую божественность и способность к деторождению. В то же время неразрывная связь с изобразительным искусством наряду с монохромностью была и основным ограничением художественной фотографии. Также из-за своего реализма обнаженная натура оказалась более противоречивой, чем на картинах того же жанра.
В начале 1840-х годов в Париже прошла выставка «дагеротипных изображений» обнаженной фигуры. Изначально ню-фотографы позиционировали свои работы как этюды для художников. Например, французский живописец Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) одним из первых использовал в качестве референсов работы ню-фотографов. А Эдгар Дега (Edgar Degas) и Томас Икинс (Thomas Eakins) и вовсе делали собственные фотоэскизы для будущих полотен.
Задний фон ню-фотографий XIX века, как правило, был заполнен античными скульптурами и однотонным фоном. Только к концу века обнаженные вышли на открытый воздух. А изобретенные в середине века инструменты фотомонтажа расширили возможности жанра. Так, появилась возможность создавать несуществующие образы, например мифических существ.

XX век
Большой прорыв в становлении художественной фотографии как самостоятельного жанра случился в начале XX века благодаря деятельности американца Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz). В те годы художники с пренебрежением относились к фотографии, не считая ее искусством. Альфред не понимал, как можно восхищаться работой, но отвергать ее как нерукотворную. Он активно боролся за признание фотографии новым художественным средством. Будучи редактором двух журналов и основателем нескольких клубов и выставок, Стиглиц добился своего.
Примерно в те же годы, талантливая и экстравагантная фотограф Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham) опубликовала серию работ с обнаженной натурой. Позировали ей муж и подрастающие дети. Имоджен одной из первых сняла беременных женщин в те времена, когда демонстрировать подобное положение считалось неприемлемым. Столкнувшись с общественным неодобрением, Каннингем оставила карьеру на долгие годы.



После Первой мировой войны во Франции сформировалось новое направление в искусстве, цель которого — открыть сверхъестественное в повседневном. Опробовать сюрреализм и в живописи, и в фотографии взялся Ман Рэй (Man Ray). Экспериментируя с контурами и угловым светов, он трансформировал анатомию человека в необычные образы. Главная черта технической части работы Рэя — создание бескамерной фотографии, а любимая и постоянная модель — Алиса Прин (Кики де Монпарнас).


В свою очередь американский фотограф Эдвард Уэстон (Edward Weston) находил в женских обнаженных формах сходство с природными объектами, в основном — … овощами! Моделями выступали сначала жена, а затем любовницы.

Эксперименты с жанром продолжил ученик Мана Рэя — британец Билл Брандт. Фотограф использовал странные ракурсы и длинные тени, изучал ландшафты человеческого тела. Сочетание широкоугольной оптики и максимального приближения к объекту со старомодной дымчатостью придает работам Мана иллюзию присутствия, доверительного разрешения заглянуть за ширму интимного.


По мере развития ню-фотографии менялось и представление о главной модели жанра. Так, в конце XIX века авторы отдавали предпочтение томным барышням, в начале XX века — сначала танцовщицам баров, а затем гибким спортсменкам. Ближе к 1940-х благодаря экспериментам немецкого фотографа Герхарда Рибике (Gerkhard Ribike) в ню появилась новая тенденция — передача пластики движущейся, а не статичной фигуры.
В послевоенные годы казалось, что ничего нового в ню открыть нельзя. Однако британский фотограф Сэм Хаскинс (Sam Haskins) увел фотографию жанра в область глянца — с ним долгие годы сотрудничали Vogue и Harper’s Bazaar. На работах автора модели все чаще смотрят в камеру и на первым план настойчиво напрашивается эротизм.


XXI век
Сегодня, обуздав и переработав основные изобразительные каноны, ню-фотография использует наготу в качестве средства для изучения проблем самоидентификации, репрезентации, сексуальности и стереотипизации половой принадлежности.
Все чаще жанр использует мужское тело для переоценки принятых норм чувственности, красоты, гендерной идентичности и мужественности. Для женщин-фотографов ню стал способом привлечь внимание зрителя к темам власти и сексизма.
Однако, есть и обратная сторона медали. С появлением соцсетей сегодня любой человек может наполнить профиль в Instagram пикантными фотографиями, особо не наделяя их смыслом и все равно получая любовь публики, а в конечном счете — принимая свое тело. Современное общество, искушенное изображениями наготы, практически ставит знак равно между ню-фотографией и пошлостью, в то время как сам жанр из-за этого, возможно, переживает не лучшие времена.
1 комментарий
18 июля 2021
"Современное общество, искушенное изображениями наготы, практически ставит знак равно между ню-фотографией и пошлостью, в то время как сам жанр из-за этого, возможно, переживает не лучшие времен"... изначально знак "равенства" всегда ставится в следствии собственного воспитания. А тут уж, как с этим повезло такой знак и ставится - точка, запятая, !, ? или многоточие. Спасибо за статью.
1
0
Ответить