Нагая фотоистория: как развивался жанр ню

06 июля 2021

8072

2

0

1

Тенденция изображать обнаженные фигуры зародилась еще в первобытном обществе. На протяжении многих веков художники изучали эстетику человеческого тела: от античных канонов до пышных форм Барокко и Рококо. С изобретением в XIX веке дагерротипа жанр ню преемственно перешел и в область художественной фотографии.


Фотография в стиле ню (сокращение от фр. nudite — «нагота») изображает человека обнаженным, акцентируя внимание на форме его тела, композиции, эмоциональной составляющей и других эстетических качествах.


«Колени», Эдвард Уэстон, 1927 год

Не_порнография

Несмотря на то что ню изображает наготу, эротический интерес в ней как правило второстепенен. В то же время этот жанр фотографии художественный, то есть он не пытается показать объект максимально привлекательным, как гламурная фотография, или сексуально возбудить зрителя, как порнография.

Интересно, что мужская нагота в ню-фотографии используется реже, чем женская. Еще одна особенность жанра — модели обычно не смотрят прямо в камеру, как в большинстве маркетинговых фотографиях.

XIX век

Ню-фотография зародилась в западной культуре и использовала классические для живописи и скульптуры эпохи классицизма архетипы и аллюзии на мифологию: идеальное атлетическое мужское тело и женскую божественность и способность к деторождению. В то же время неразрывная связь с изобразительным искусством наряду с монохромностью была и основным ограничением художественной фотографии. Также из-за своего реализма обнаженная натура оказалась более противоречивой, чем на картинах того же жанра.

В начале 1840-х годов в Париже прошла выставка «дагеротипных изображений» обнаженной фигуры. Изначально ню-фотографы позиционировали свои работы как этюды для художников. Например, французский живописец Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) одним из первых использовал в качестве референсов работы ню-фотографов. А Эдгар Дега (Edgar Degas) и Томас Икинс  (Thomas Eakins) и вовсе делали собственные фотоэскизы для будущих полотен.


Задний фон ню-фотографий XIX века, как правило, был заполнен античными скульптурами и однотонным фоном. Только к концу века обнаженные вышли на открытый воздух. А изобретенные в середине века инструменты фотомонтажа расширили возможности жанра. Так, появилась возможность создавать несуществующие образы, например мифических существ.

"Nude", Imogen Cunningham, 1923

XX век

Большой прорыв в становлении художественной фотографии как самостоятельного жанра случился в начале XX века благодаря деятельности американца Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz). В те годы художники с пренебрежением относились к фотографии, не считая ее искусством. Альфред не понимал, как можно восхищаться работой, но отвергать ее как нерукотворную. Он активно боролся за признание фотографии новым художественным средством. Будучи редактором двух журналов и основателем нескольких клубов и выставок, Стиглиц добился своего.

Примерно в те же годы, талантливая и экстравагантная фотограф Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham) опубликовала серию работ с обнаженной натурой. Позировали ей муж и подрастающие дети. Имоджен одной из первых сняла беременных женщин в те времена, когда демонстрировать подобное положение считалось неприемлемым. Столкнувшись с общественным неодобрением, Каннингем оставила карьеру на долгие годы.

«Феникс на боку», Имоджен Каннингем, 1968 год
«Треугольники», Имоджен Каннингем, 1928 год
"On Your Head", Imogen Cunningham, 1929

После Первой мировой войны во Франции сформировалось новое направление в искусстве, цель которого — открыть сверхъестественное в повседневном. Опробовать сюрреализм и в живописи, и в фотографии взялся Ман Рэй (Man Ray). Экспериментируя с контурами и угловым светов, он трансформировал анатомию человека в необычные образы. Главная черта технической части работы Рэя — создание бескамерной фотографии, а любимая и постоянная модель — Алиса Прин (Кики де Монпарнас).

«Молитва», Ман Рэй, 1930 год
«Скрипка Энгра», Ман Рэй, 1924 год

В свою очередь американский фотограф Эдвард Уэстон (Edward Weston) находил в женских обнаженных формах сходство с природными объектами, в основном — … овощами! Моделями выступали сначала жена, а затем любовницы.

«Чарис», Эдвард Уэстон, 1934 год

Эксперименты с жанром продолжил ученик Мана Рэя — британец Билл Брандт. Фотограф использовал странные ракурсы и длинные тени, изучал ландшафты человеческого тела. Сочетание широкоугольной оптики и максимального приближения к объекту со старомодной дымчатостью придает работам Мана иллюзию присутствия, доверительного разрешения заглянуть за ширму интимного.

«Обнаженная, Белгравия», Билл Брандт, 1951 год
«Обнаженная, Сент-Джонс Вуд», Билл Брандт, 1950-е годы

По мере развития ню-фотографии менялось и представление о главной модели жанра. Так, в конце XIX века авторы отдавали предпочтение томным барышням, в начале XX века — сначала танцовщицам баров, а затем гибким спортсменкам. Ближе к 1940-х благодаря экспериментам немецкого фотографа Герхарда Рибике (Gerkhard Ribike) в ню появилась новая тенденция — передача пластики движущейся, а не статичной фигуры.


В послевоенные годы казалось, что ничего нового в ню открыть нельзя. Однако британский фотограф Сэм Хаскинс (Sam Haskins) увел фотографию жанра в область глянца — с ним долгие годы сотрудничали Vogue и Harper’s Bazaar. На работах автора модели все чаще смотрят в камеру и на первым план настойчиво напрашивается эротизм.

Возможно, в СССР и не было секса, но вот сборник фотографий в жанре ню выпущен был. На Международной книжной ярмарке в Москве в 1987 году литовец Римантас Дихавичюс представил альбом «Цветы среди цветов». Несмотря на легкость в прочтении, книга собиралась годами — фотограф также выступал верстальщиком, печатником и автором сопроводительного текста.
«Собирая», Римантас Дихавичюс, 1987 год
«Приснилось», Римантас Дихавичюс, 1987 год

XXI век

Сегодня, обуздав и переработав основные изобразительные каноны, ню-фотография использует наготу в качестве средства для изучения проблем самоидентификации, репрезентации, сексуальности и стереотипизации половой принадлежности.

Все чаще жанр использует мужское тело для переоценки принятых норм чувственности, красоты, гендерной идентичности и мужественности. Для женщин-фотографов ню стал способом привлечь внимание зрителя к темам власти и сексизма.

Однако, есть и обратная сторона медали. С появлением соцсетей сегодня любой человек может наполнить профиль в Instagram пикантными фотографиями, особо не наделяя их смыслом и все равно получая любовь публики, а в конечном счете — принимая свое тело. Современное общество, искушенное изображениями наготы, практически ставит знак равно между ню-фотографией и пошлостью, в то время как сам жанр из-за этого, возможно, переживает не лучшие времена.

2

06 июля 2021

8072

2

0

1

1 комментарий

Михаил Зимин

18 июля 2021

"Современное общество, искушенное изображениями наготы, практически ставит знак равно между ню-фотографией и пошлостью, в то время как сам жанр из-за этого, возможно, переживает не лучшие времен"... изначально знак "равенства" всегда ставится в следствии собственного воспитания. А тут уж, как с этим повезло такой знак и ставится - точка, запятая, !, ? или многоточие. Спасибо за статью.

Самые новые

Самые читаемые