У мужского портрета есть особенности, которые связаны и с технической стороной вопроса, и самими людьми в кадре. О том, как снимать мужской портрет, читайте в этом материале.

Чем занять руки при съемке мужского портрета
Схемы света для съёмки мужчин
Классический свет для мужского портрета
Драматический свет для мужского портрета
Как обрабатывать мужской портрет
Чем занять руки при съёмке мужского портрета
Одна из вечных проблем, с которой часто сталкиваешься при съёмке мужского портрета — когда малоопытный человек не знает, куда деть руки. Это кстати, обычная история и при съёмке представительниц прекрасного пола.
Поэтому, если вы знаете, что предстоит снимать человека, который редко фотографируется или, тем более, не любит фотографироваться, стоит заранее подумать о дополнительных аксессуарах, которые человек сможет держать в руках. Для бизнес-фотосессии это может быть мобильный телефон, ноутбук или ручка. Если это тематическая съёмка, например, спортсмена, он может держать в руках что-то из инвентаря.

Если ничего подходящего из аксессуаров подобрать не удалось, можно взаимодействовать с одеждой: смотреть на часы, поправлять ворот рубашки, держаться за лацкан пиджака, проводить рукой по волосам.

Когда складываем руки на груди, кисти не прячем. Это вообще правило, которого стоит придерживаться в любой съёмке. Тут дело в том, что наш мозг эмоционально реагирует, когда ему кажется, что он видит увечье — поэтому зритель всегда будет замечать, что у модели не видно руки или ноги. Поэтому следите, чтобы у человека в кадре обе кисти были на виду.
Та же история с руками, засунутыми в карманы. Стоит либо прятать четыре пальца, оставляя большой снаружи, либо наоборот: вешать руку на карман большим пальцем, а четыре показывать.
У готовых позировок есть один недостаток: они настолько классические, что иногда люди в подобных позах часто воспринимаются зрителем, как счастливая семья, натужно улыбающаяся с рекламы майонеза. Особенно если позировать у человека получается так себе, а лицо напряжённое от старания.
Поэтому, если работаете с не избалованным съёмками человеком, работайте не только над позировками, но и над эмоциями. Избегайте сложных поз, если видите, что у человека не получается, подбодрите его: объясните, что это действительно сложно. И попробуйте позу попроще. Многим удобно повторять позировки за кем-то, так что потренируйтесь делать их сами. Подробнее о том, как работать с эмоциями, читайте здесь.
Схемы света для съёмки мужчин
Когда речь идёт о свете для мужского портрета, говорят, что для него более характерен более жесткий свет и более боковой по сравнению с женским портретом. В целом это действительно так: мужской портрет выдерживает более резкий свет. Но это по умолчанию не значит, что любой мужской портрет нужно тянуть вот к такому экстремальному варианту:

Такие снимки имеют право на жизнь, но такой свет не универсален. Например, если вы снимаете классический бизнес-портрет, который клиент планирует использовать для резюме или разместить на своём сайте, вряд ли он будет доволен таким портретом. Особенно если он не атлет или артист, а врач-стоматолог или юрист. Слишком драматичный свет в этом случае неуместен.
Читайте также:
Жёсткий свет: как получить, лайфхаки для съёмки
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении
Классический свет для мужского портрета
Один из самых простых и универсальных вариантов света для мужского портрета:

Рисующий источник света в идеальном варианте ставится на высокую стойку-журавля. Стойку ставим перед моделью немного сбоку — она должна стоять примерно под углом в 45 градусов относительно лица. В качестве рассеивателя хорошо подойдёт большой октобокс. Для крупных и поясных портретов достаточно октобокса в 60 сантиметров, для ростовых лучше брать модель большего размера.
Октобокс можно наклонять практически горизонтально, чтобы он светил вниз, можно немного наклонять в сторону лица модели. Если вешаете октобокс горизонтально, не размещайте его прямо над головой портретируемого, чтобы не рисовать модели синяки под глазами. Это свет из фильма «Крёстный отец», и в большинстве съёмок он неуместен. Октобокс должен висеть слегка впереди, тогда тени лягут более мягко.
Контровой свет можно ставить сзади под углом в 45 градусов, направлять немного сверху или снизу.

Если вам важно, чтобы свет чётко отрисовывал героя, но не тянул на себя лишнее внимание, при балансе мощности света учитывайте, что рисующий должен быть в несколько раз мощнее контрового.

Вопиющей ошибки здесь нет, но в классическом портрете блик от контрового света не должен быть самым ярким пятном на лице. Рисующий должен быть ярче. В этом случае нужно или убавлять мощность контровика, либо добавлять рисующему. Портрет не испорчен и так, но если человек в кадре к себе критично относится, он может сказать, что кожа у него слишком блестит. Потому что в тонкостях настройки света, он, скорее всего, разбираться не будет, а вот яркий блик будет привлекать внимание в любом случае.
Заполняющий свет может участвовать в схеме, а может и не участвовать. Это зависит от помещения, в котором вы работаете, и результата, который планируете получить. Если студия маленькая, а стены светлые, заполняющий свет у вас, скорее всего, будет и так, хотите вы этого или нет. Заполняющий свет делает световой рисунок более мягким, а тени — менее резкими и заметными. Если нет задачи сделать портрет контрастным и драматичным, заполняющий свет не повредит. Следите только за тем, чтобы он не становился таким мощным, что стирал весь светотеневой рисунок с лица — это полнит модель.
Читайте также:
Типы света: рисующий, заполняющий, контровой, фоновый.

Драматический свет для мужского портрета
Если вы не скованы необходимостью снимать классическую классику, можно поставить более интересный свет.
Мужской портрет отлично держит боковой свет. Чтобы получить рисунок, как на картинке ниже, ставим узкий стрип-бокс сбоку от модели. Такой свет можно не делать верхним, располагая стрип прямо на уровне лица портретируемого. Потренироваться можно и дома, задёрнув шторы и оставив только узкую полосу света.

Чтобы фон оставался тёмным, важно располагать модель как можно дальше от него. Или можно использовать тёмные флаги. Флаг ставят таким образом, чтобы он отсекал свет и не давал ему лететь туда, куда не нужно. В данном случае на фон. В схеме выше флаг нужно было поставить справа от стрип-бокса — между источником света и фоном.
Ещё одна простая в исполнении, но очень эффектная схема света для мужского портрета — чистый рембрандтовский свет. Для него вам понадобится один источник света, который направляют на лицо модели немного сверху.

Получить такую схему света можно и без осветительных приборов. Такой же свет иногда удаётся поймать, если поставить модель около окна. Важно, чтобы окно было небольшим и было немного выше лица. Такие часто встречаются в старых деревенских домах. В случае со стандартным окном можно посадить человека на стул.
С рембрандтовским светом можно снимать и женский портрет. Правда, под женщин обычно добавляют ещё один источник заполняющего света спереди, чтобы смягчить тени.
Ещё один интересный вариант света — узкое освещение. Чтобы получить свет, как на иллюстрации ниже, потребуется стрипбокс с сотами на уровне лица модели или немного выше и тёмный флаг.

Для ещё одной схемы света, часто используемой для съёмок спортсменов, потребуется два стрипа с сотами. Их ставят по диагонали под углом 45 градусов относительно модели.

Важно: такой свет безжалостно подчёркивает все детали. Если портретируемый склонен к полноте или у него проблемная кожа, такой свет акцентирует внимание на всех недостатках.
Как обрабатывать мужской портрет
Обработка мужского портрета обычно идёт по тем же схемам, что и работа с женским портретом. Но есть несколько моментов, которые стоит иметь в виду:
– приглушите цвет. Часто это делает снимки более эффектными и брутальными. Для работы с цветом в Lightroom и Photoshop обычно используются два параметра — Saturation/Насыщенность и Vibrance/Сочность (ох уж эти трудности перевода). Лучше работать с Vibrance — он делает изменение насыщенности более плавно и деликатно и даёт больше свободы рукам. Также полезный инструмент — HSL в Lightroom и Hue/Saturation (Оттенок/Насыщенность) в Photoshop. Он позволяет приглушить насыщенность конкретного цвета. Это удобно, когда например, вы хотите сделать кожу менее насыщенной, а ярко-синий фон оставить как есть;
– экспериментируйте с чёрно-белыми снимками. Классическое ч/б очень идёт мужским портретам;
– не пренебрегайте ретушью, но не перестарайтесь. Прыщи, мешки под глазами и пятна на коже не идут ни одному человеку независимо от пола. А с помощью частотного разложения можно даже побрить модель, если где-то что-то пропущено. Но главное — вовремя остановиться. Выравнивать тон кожи до идеального и делать её фарфоровой точно не стоит.