Несмотря на то, что вот только недавно купил новый цифровой фотоаппарат — им стал Nikon Z6-III, первый в моём арсенале беззеркальный, — плёнку продолжаю любить и использовать. Я снимаю на «узкий» формат, известный как 35 мм.
Для каждого типа плёнки у меня отдельная камера. Для негативной чёрно-белой от 100 до 400 ISO — Nikon FM2, для цветного слайда «кадиллак плёночных никонов» — Nikon FM3a, для высокочувствительных чёрно-белых (800 и 1600 ISO) и цветных негативов (процесс С-41) — по Nikon F90x. Первые две камеры — чисто механика с курковым взводом, а F90x — уже «моторизированная» камера с автоматической перемоткой плёнки и автофокусом.
На вопрос, почему плёнка, у меня три ответа.
- Я люблю плёночные тона, цвета и зерно.
- Мне нравится сам процесс — как съёмки, так и проявки и сканирования.
- Видимо, это черта моего сознания — для меня нет понятия морального устаревания чего-либо, если что-то было мне привычно, оно остаётся таким, сколько бы лет ни прошло. Например для игр в часы отдыха я использую компьютеры 1981-2001 годов, но это уже оффтоп.
Итак, я снимаю на негативную, чёрно-белую, цветную и даже на слайдовую плёнку. Напомню, что в «негативе» тона или цвета «перевёрнуты» (в цветном негативе все немного сложнее — так как там есть ещё «масковый слой» кроме цветообразующих), а в слайде — цвета «как в жизни». Недаром в ХХ веке слайды просматривали через проектор на семейных вечерах. Если у вас в детстве были диафильмы, вы знаете, что это такое — это по сути те же слайды.
Если говорить о конкретных марках плёнки, которыми я пользуюсь, то начну обзор с чёрно-белых. Одной из самых ходовых у меня марок плёнки стала Ilford PAN 400. Она считается «полупрофессиональной», но даёт хороший результат и при съёмке по «номиналу», как 400 ISO, так в «пуше» — при съёмке как 800 или 1600 ISO и, соответственно, перепроявке. При 400 ISO она проявляется 7 минут, 800 ISO — 9 минут, при 1600 ISO я проявляю около 12 минут при рекомендуемых 14. Проявляю я все чёрно-белые в растворе D-76 при температуре 20 градусов. Раствор обычно не разбавляю. Вот пример Ilford PAN 400 как 400 ISO.

Вот несколько примеров этой же плёнки, но снятой как 1600 ISO.


Я сравнивал профессиональную Ilford DELTA 400 и PAN 400 — и конечно, у «Дельты» полутона побогаче, но не сильно, процентов на 15, при съёмке стрита и пейзажа в рамках погрешности проявки и скана.
К слову скажу, что хайпово любимый многими Ilford HP5a 400 я не понимаю, у меня он всегда давал неприятный низкий контраст и плохое зерно. Хотя эта плёнка очень популярна, особенно на западе. Также не люблю Ilford PANf 50 — во многом из-за того, что, по некоторой информации, его надо проявлять почти сразу после съёмки, менее чем за неделю. Так или иначе, в качестве низкочувствительной плёнки я применяю Ilford FP4+125 — я его использую как 100 ISO, проявляю всё в том же D-76.

У этой плёнки отличные полутона и детализация. По обзорам она близка к Ilford Delta 100, которая, может, даже её превосходит, но я предпочитаю FP4+.
Также не могу не упомянуть классический Kodak TRIX-400, появившийся в первой своей версии ещё в конце 1940-х. Отличная плёнка для стрита, репортажа. У неё заметное, но приятное зерно.

Говорят, что её можно пушить до 1200 ISO, но у меня этого не получалось, негатив получался «тонкий». Поэтому я снимаю на неё по номиналу. Вот пример съёмки на TRI-X 400 при искусственном свете.

Также упомяну такое явление, как Ortho — чёрно-белые плёнки, чувствительные только в синем и зелёном участке спектра. Большинство чёрно-белых плёнок имеют приставку «pan» и чувствительны и к красному участку света — да, красный фонарь для обработки фотобумаги их засветит.
Из Ortho могу посоветовать Ilford Ortho+ 80 и относительно недавно появившаяся на рынке Ferrania Orto 50. У Ilford здесь зерно довольно грубое и крупное, хотя красивое. У Ferrania наоборот, почти незаметно, а полутона просто великолепны.
Orto — это «ретро вдвойне»: орто-хроматические плёнки были распространены в начале 30-х годов, до появления «пан-хроматических». Сейчас это скорее курьёз, но по-своему любопытный.
В заключение о чёрно-белых плёнках хочу сказать, что если вы решили попробовать поснимать на ч/б и хотите проявлять дома то хочу поделиться хорошим сервисом: режим и время проявки можно смотреть на сайте-калькуляторе massive dev chart.
Если говорить про цветные негативные плёнки, то самая ходовая у меня здесь — Fuji Superia 400. Она, правда, несколько грубовата по цветопередаче, Kodak Portra 400 гораздо «тоньше».


Также есть Portra 800. По цветам тоже неплоха, но можно снимать в метро при малом освещении.


Также нельзя не упомянуть «слайд для бедных» — Kodak Ektar 100 — негативную плёнку с отличной цветопередачей.
Напоследок скажу про слайд. Он ближе всего к «Красной книге» — самый экзотический и дорогой процесс из доступных простому человеку. Процесс Е-6. Цвета в слайде «как в жизни» — они напоминают миниатюрные витражи и их можно проецировать на стену.
У него две особенности, одна полезная, другая скорее нет. Первая — потрясающая цветопередача, слайд до последнего использовали в фэшн-журналах, когда цифра уже появилась. Вторая особенность — малая широта. Провалы в светах и тенях — увы, его недостаток. Слайд не прощает ошибок в экспонировании — что получилось, то получилось, исправить уже нельзя ни при сканировании, ни при печати.
Из слайда сейчас живы и продаются в Москве три типа плёнки — Fuji Velvia 100, Fuji Provia 100 и Kodak E100. Kodak из них более нейтральный, Velvia немного уходит в фиолетовый крен, Provia — в холодный, но всё это корректируется в Фотошопе.
Напоследок несколько примеров слайда. Это также самый дорогой тип плёнки — и когда или если он исчезнет с рынка — для меня это будет большой трагедией, так как я очень люблю его шарм.




Пару слов о сканировании. Конечно, можно сканировать за деньги в лаборатории. Но я купил в своё время сугубо плёночный сканер Minolta Dimage Scan Elite 5400. Также у меня есть планшетный сканер Epson Perfection V850 Pro — но его я не применяю для своих снимков, а только для архивных, не моих — для плёнок 1930-60 годов.
Моя статья — это только мой опыт, не энциклопедия плёночной фотографии, я снимаю только на некоторые из типов плёнок, которые до сих пор продаются. Я не упомянул многое — от Kodak t-max до бюджетных намоток цветных киноплёнок. Надеюсь, эта статья покажется кому-то полезной или интересной.
P.S. Больше моих фото можно посмотреть на моём фотосайте — там часть снято на цифру, но около двух третей — на добрую-старую плёнку.
С уважением, Яков Халип, Jr.