Плёночная картинка была и остаётся чем-то трепетным и отличным от цифрового изображения. У плёнки свой стиль, который ни одно приложение-имитация, ни один фильтр или выкрученное зерно не заменят. Поэтому на неё до сих пор снимают и будут продолжать снимать. За эту теплоту картинки, её шероховатость плёнку и любят.
Но просто плёночной фотографией сегодня мало кого удивишь. Даже плёночной среднеформатной фотографией. Нужно что-то ещё! Собрал такие «ещё»: хитрые рецепты, которые возведут плёночные изображения на новый, непривычный глазу уровень.
1. Кросс-процесс
Штука, известная всем пленочным гикам 2000-х, но сегодня отошедшая на второй план.
Обычная пленка 35мм — это чаще всего цветная негативная пленка, которую несут на проявку по процессу С-41. Кроме неё существует слайдовая цветная плёнка, её проявляют по процессу Е-6. У каждого процесса свой набор реактивов для проявки изображения (проявитель, смачиватель и фиксаж).



Кросс-процесс предполагает проявку плёнки одного типа реактивами для другого. Кросс-процесс — это негативная плёнка С-41, проявленная по процессу Е-6. Так цвета на отснятых фотографиях показывают себя с новой стороны, становятся сочнее. Предугадать, как именно они поведут себя, невозможно: это зависит от плёнки, времени съёмки, геолокации и множества других факторов. Экспериментируйте! Блёкло точно не будет.


2. Обратный кросс-процесс
Более хитрая история, которая встречается ещё реже. Механика ровно такая же: плёнка одного процесса проявляется по не родному. Только в данном случае это слайдовая пленка (Е-6) по процессу для негативной (С-41). Такая махинация с реактивами сильно сказывается на картинке: много охры, пурпура, бежевых полутонов.
В отличие от классического кросс-процесса цвета не играют в панк-рок, а смягчаются, поигрывая на фортепиано. Мягко, нежно, почти пастельно. Но стоит повториться: это не единая схема, картинка на выходе индивидуальна в зависимости от плёнки, места съёмки и фотоаппарата.



3. Редскейл
Проявить разными процессами проявили, можно заняться экспериментами до проявки! Речь о redscale, методе, когда съёмка происходит на обратную сторону пленки. Тут результат предсказуемый и не зависит от светосилы объектива и бренда плёнки.



Редскейл — это все оттенки бежевого! Всё словно снято через оранжевый фильтр. Разумеется, вариативно: чем выше ISO, тем насыщеннее будет цвет, порой доходя до раскалённо-оранжевого и даже красного. И, наоборот, на ISO 50 или 100 это может быть меланхолично-бежевый, песочный.

4. Даблы
Double expousure — это двойная экспозиция, когда на один кадр накладываются два снимка. В некоторых фотоаппаратах это возможно сделать сразу, но большинство предполагают перемотку вперед, без варианта нажать на спуск по второму кругу. Для таких случаев есть лайфхак: один раз отснимите на пленку все то, что вы хотели бы видеть подложкой, первым слоем. Подойдут текстуры, цветы, облака, архитектура – все, что вы захотите, правил нет. Затем смотайте её и поставьте обратно в фотоаппарат. Снимайте уже поверх первого слоя.



Даблы — это всегда игра и невероятные наложения. Тот случай, когда сложно структурировать, чтобы предсказать результат. Это почти поэзия. Смотрите сами:



5. Наливаем и вымачиваем
Пожалуй, самый большой эксперимент в этой подборке: совсем нельзя предугадать, как такое обращение с плёнкой скажется на самой картинке, что произойдет и что будет на выходе. Вымачивая пленку в чем-либо перед съёмкой на неё, вы запускаете реакцию этой жидкости вместе с химическим слоем на самой плёнке. А химические реакции часто непредсказуемы.

Пример: выдержка плёнки в течение суток в морской воде и джине. В результате появились незначительные разводы, а плёнка окрасилась в сине-пурпурный цвет.

Ещё один рецепт с непредсказуемым результатом — сочетание кока-колы и зелёного чая. В таком миксе пленка вымачивалась около 6-8 часов. А в результате появились красивые разводы и крапинки на каждом кадре.



Третий пример — индийский зеленый соус карри. Специи, входящие в состав, запустили сильную реакцию на светочувствительные компоненты пленки.

6. Стирка
Не менее смелый вариант, чем замочить плёнку в вине или чае — постирать её! Подойдет как стиральная машина, так и посудомоечная. Результат непредсказуем! В контакт с эмульсией пленки вступят уже не только очищающие химикаты, но и горячая температура.




7. Огонь

Выпадающий из общего списка эксперимент, потому что для него нужна плёнка уже проявленная, позитив. Мне удалось найти в сети всего несколько экспериментаторов этой стилистике, однако пример каждого из них — это уже произведения искусства, а не просто фотография. Поджигая пленку, вы уже можете видеть, что на ней находится, а значит и подобрать необходимое место плавления. В каком-то смысле это пост-продакшн. Результаты, которые вы получите, описывать глупо, проще взглянуть на примеры:




2 комментария
07 окт. 2021
Фотки в "Стирке" вообще огонь!
0
0
Ответить07 окт. 2021
Портреты на пленку получаются очень особенными
0
0
Ответить