Даже начинающие фотографы в большинстве случаев догадываются, что объектив Nikon вряд ли подойдёт камере Canon, и наоборот. Но даже в пределах одной марки не все объективы и камеры совместимы между собой. Конечно, на объективах есть надписи и маркировки, по которым фотограф может понять, к какой камере объектив подойдёт, а на какую его лучше не ставить. Но эти надписи не всегда очевидны, и даже опытный фотограф не всегда способен сходу расшифровать все обозначения. Так что мы подготовили текст, который поможет безошибочно опознать и классифицировать практически любой современный объектив.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/c1518f6b8e2e4974b21d21365bc20889/image.jpg)
Фокусное расстояние и светосила
Байонет и размер матрицы
Байонеты камер Canon
Байонеты камер Fujifilm
Байонеты камер Nikon
Байонеты камер Olympus и OM System
Байонеты камер Panasonic
Байонеты камер Pentax
Байонеты камер Sony
Обозначения оптической стабилизации на объективах разных марок
Обозначения объективов с защитой от пыли и влаги
Фокусное расстояние и светосила
Самые простые и очевидные характеристики, которые проще всего найти среди надписей и опознать. Обычно на современных объективах указывается фокусное расстояние (в миллиметрах) и в виде 1:1.4, 1:2.8 и т. п. Например, надпись Nikkor 50mm 1:1.4 означает, что перед нами объектив с постоянным фокусным расстоянием 50 мм и максимальной светосилой f/1.4.
Для зум-объективов указывается минимальное и максимальное фокусное расстояние. Если светосила постоянная, то будет указано одно значение. У недорогих объективов светосила меняется при зумировании, так что для них будет указано два значения — на самом широком и на самом длинном фокусном расстоянии. Например, Olympus 12-45 mm 1:4 — это зум-объектив с постоянной светосилой f/4, а у Canon 55-200 mm 1:4-5,6 светосила равна f/4 на фокусном расстоянии 55 мм и уменьшается до f/5.6 на фокусном 200 мм.
Отдельно стоит отметить Sony: они максимально сокращают количество букв, и не пишут на объективах даже «mm». Впрочем, надпись и без этого легко понять.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/9477b1448e9f4ac48db77a325d28402e/image.jpg)
Байонет и размер матрицы
При выборе объектива важно сразу понять, подойдёт ли он к вашей камере. Сложнее всего тем, кто выбирает б/у объектив на вторичном рынке: продавцы далеко не всегда пишут подробности, ограничиваясь названием или даже только маркой объектива. Но и при покупке нового объектива можно столкнуться с тем, что в каталоге интернет-магазина объектив для зеркалки по ошибке положили в подборку беззеркальных линз, а полнокадровый объектив спрятали в разделе micro 4/3.
Но в большинстве случаев вся нужная информация написана прямо на объективе, нужно только научиться её находить и понимать.
Байонеты камер Canon
На сегодняшний день актуальными байонетами Canon можно считать байонеты EF (полнокадровые зеркалки), EF-S (кропнутые зеркалки), RF (полнокадровые беззеркалки), RF-S (кропнутые беззеркалки) и EF-M (тоже кропнутые беззеркалки, но более старые. Новых камер с таким байонетом вряд ли стоит ждать).
Информацию о байонете можно найти на всех объективах Canon: соответствующие буквы будут прямо в названии объектива. Например, Canon EF-S 10-18mm 1:4.5–5.6 — объектив для кропнутых зеркалок, или Canon RF 85mm 1:2 — полнокадровый беззеркалочный объектив.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/0cd2e52e5c354ed48938f5afa847a8dd/image.jpg)
Что касается совместимости этих байонетов между собой, полнокадровый объектив с байонетом EF наиболее универсален. Его можно поставить и полнокадровую зеркалку Canon, на кропнутую любительскую зеркалку. На беззеркалки его тоже можно поставить, если есть соответствующий переходник. Объективы от кропнутых зеркалок (EF-S) подходят только для них. С полнокадровым байонетом EF они физически несовместимы. А если таки умудриться поставить, камера сломается. Так что лучше не пробовать.
У объективов для беззеркалок с байонетами RF и RF-S такой проблемы нет. Любой из этих объективов можно установить и на полнокадровую камеру, и на модель с матрицей APS-C. Правда, стоит учитывать, что при установке кропнутого объектива на полнокадровую камеру она автоматически переключится в кроп-режим и будет использовать при съёмке только центральную часть матрицы. Например, полнокадровый Canon R6 II с 24-Мп матрицей (6000 x 4000 пикс) в кроп-режиме делает снимки размером всего лишь 3744 x 2496 пикселей — то есть меньше 10 Мп.
Байонеты камер Fujifilm
Если название объектива Fujifilm начинается с букв GF (например, Fujifilm GF 45mm F2.8 R WR), это объектив для среднеформатной камеры с байонетом Fuji G. Если с буквы X — то для кропнутой беззеркалки с байонетом Fuji X. Между собой эти объективы несовместимы.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/7c1c46c2939f4c608a670f8b93545e4c/image.jpg)
В свою очередь, объективы серии X делятся на XF и XC. Объективы серии XF выше классом и стоят дороже. В них используется металлический байонет, корпус тоже в основном сделан из металла. У многих XF-объективов есть кольцо для прямого управления диафрагмой.
XC — любительская серия. Объективы сделаны из пластика (включая пластиковый байонет), на них нет никаких «лишних» кнопок, колец или переключателей. Но и стоят они меньше: например, пластиковый Fujifilm XC 35mm f/2 почти в два раза дешевле аналогичного Fujifilm XF 35mm f/2.
Байонеты камер Nikon
У Nikon кропнутые объективы обозначаются буквами DX, а в названии объектива для беззеркалки с байонетом Z-mount непременно будет буква Z. Например, NIKKOR Z DX 50-250mm — это объектив для беззеркалки с байонетом Z и кропнутой матрицей, AF-S DX NIKKOR 35mm 1:1.8 — объектив для кропнутой зеркалки (DX в названии есть, Z нет), ну а AF-S Nikkor 85mm 1:1.8 — объектив для полнокадровой зеркалки (в названии нет ни DX, ни Z).
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/61ec1aa15ea948e58a786ca26a6e43a2/image.jpg)
В отличие от Canon, любой кропнутый объектив Nikon можно без проблем установить и на полнокадровую камеру (кроп-объектив от зеркалки — на полнокадровую зеркалку или на беззеркалку через переходник, кроп-объектив от беззеркалки — на полнокадровую беззеркалку). При этом камера может либо переключиться в кроп-режим автоматически, либо снимать фото на весь кадр — это настраивается в меню. Конечно, большинство кропнутых объективов дают сильное виньетирование на полнокадровой матрице, но в некоторых случаях можно получить вполне приличную картинку. И если фотограф переходит с кропнутой камеры Nikon на полный кадр, ему стоит попробовать свои старые объективы на новой камере — возможно, некоторые из них можно оставить на первое время.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/083c8d7e9c4e4fb2b3abd1aff07ec670/image.jpg)
На вторичном рынке можно встретить камеры и объективы серии Nikon 1. Это устаревшая беззеркальная система с очень маленькой матрицей, которая получилась не очень удачной. Выпуск камер Nikon 1 прекратился в 2018 году. Объективы этой серии не подходят ни к зеркалкам, ни к современным беззеркалкам Z-серии.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/969b6902cdde4bcf8de3233d6b5b2736/image.jpg)
Байонеты камер Olympus и OM System
Главная проблема объективов Olympus в том, что по названию легко перепутать устаревший зеркалочный объектив стандарта 4/3 с современным объективом для беззеркалок с байонетом micro 4/3. Отличаются они одной буквой в названии: M.Zuiko Digital — для беззеркалок с микро 4/3, Zuiko Digital — для зеркалок.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ecd1fd0a3bed41f99734efdbc61e5e03/image.jpg)
В 2021 году компания Olympus продала свой фотобизнес, и теперь камеры и объективы выпускает компания OM System. Так что один и тот же объектив можно встретить в продаже и с надписью Olympus, и c OM System. Например, Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO отличается от OM System M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO II только названием.
Байонет micro 4/3 хорош тем, что это открытый стандарт, и камеры с ним выпускает не только Olympus (нынче OM System). Объективы с надписью M.Zuiko подойдут к беззеркалкам Panasonic, кинокамере Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K или к камере DJI Zenmuse X5, которая устанавливается на дрон DJI Inspire 2.
Байонеты камер Panasonic
До 2019 года Panasonic выпускал беззеркальные камеры с байонетом micro 4/3, и всё было просто. Но потом к ним добавились полнокадровые беззеркалки с байонетом L-mount. Теперь при выборе объектива нужно смотреть, что на нём написано, чтобы не ошибиться.
К стандарту micro 4/3 относятся объективы серии Lumix G и Leica DG. Они подходят как к беззеркалкам Panasonic с этим байонетом (например, Panasonic Lumix DC-GH5S), так и к любым другим камерам micro 4/3. Если же на объективе написано Lumix S (например, Panasonic Lumix S Pro 70-200mm F4 OIS), то это объектив для полнокадровых камер Panasonic.
Байонеты камер Pentax
Из камер со сменной оптики у компании Pentax есть только зеркалки с байонетом Pentax K. Объективы для полнокадровых версий обозначаются D-FA, для кропа — DA. Но как и у Nikon, на полнокадровую зеркалку Pentax можно поставить не только полнокадровый, но и кропнутый объектив.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/4c1bf575ed674fd9992ceea4e430a33f/image.jpg)
Байонеты камер Sony
Все объективы для беззеркалок Sony можно установить и на полнокадровую камеру, и на камеру с APS-C матрицей. Правда, при установке кроп-объектива на полнокадровую беззеркалку фотографа ждёт одна из двух проблем: в полнокадровом режиме будет сильное виньетирование по краям кадра, а если переключить её в кроп-режим, теряются все преимущества полного кадра и сильно падает разрешение (например, Sony Alpha 7M3 в кроп-режиме делает фото разрешением 10 Мп).
Так что на полном кадре лучше использовать полнокадровый объектив. Опознать его можно по буквам FE на корпусе (например, Sony FE 24-70mm f/2.8 GM II). Если на объективе есть только одна буква E, то это кроп-объектив. Если же ни E, ни FE найти не удалось, то, скорее всего, это объектив для зеркалок Sony, которые не выпускаются уже несколько лет.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/7d2f6dd81bb3447b8b5884c4052b1b7f/image.jpg)
Обозначения оптической стабилизации на объективах разных марок
Есть объективы с оптической стабилизацией, а есть без неё. Чтобы их можно было отличить друг от друга, в названии стабилизированных объективов это указывается. Но почти каждый производитель использует своё собственное название для технологии стабилизации (и, соответственно, обозначает это своим собственным набором букв). Этот список поможет их опознать:
- Canon, Olympus и OM System — IS (Image Stabilization);
- Fujifilm — OIS, Panasonic — O.I.S с точками (Optical Image Stabilization);
- Nikon — VR (Vibration Reduction);
- Sony — OSS (Optical Steady Shot);
- Sigma — OS (Optical Stabilizer);
- Tamron — VC (Vibration Compensation).
Обозначения объективов с защитой от пыли и влаги
Существуют объективы, в которых установлены уплотнительные резиновые кольца. Эти уплотнители предотвращают попадание пыли и влаги в объектив при зумировании, а кольцо вокруг байонета защищает камеру. Это не значит, что такие объективы можно макать воду, но небольшой дождь или снег они, скорее всего, перенесут без последствий. К сожалению, мало кто из производителей открыто сообщает о том, есть ли в объективе защита.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/02db031df4e64438963448c1930221c4/image.jpg)
Соответствующие отметки есть только на объективах Pentax (AW, all weather) и Fujifilm (WR, weather resistant). У других производителей догадываться о влагозащите приходится по косвенным признакам. Например, у Canon защищёнными считаются объективы L-серии, у Sony — G Master, у Olympus и Om System — серия PRO. Но если у вас есть один из этих объективов, лучше не полагаться на догадки и поискать информацию о защите в инструкции или на сайте производителя.