Слова «насекомые» и «фотограф» могут оказаться в одном контексте в двух случаях: если речь о том, какой лучше купить репеллент под съёмки в лесу или если речь о макрофотографии. Впрочем, спойлер: репеллент любителям макро тоже пригодится. О том, как снять паучка так, чтобы ни он от вас не убежал, ни вы от него, читайте в этом материале.

Иногда начинающие фотографы чувствуют некоторый ступор — не понимают, что снимать. Однако, если приглядеться, целый микрокосмос скрывается прямо под носом: в соседнем парке или прямо в саду у дома. Нужно только знать, куда смотреть. И взять нужные инструменты.
На какую технику лучше снимать насекомых
Чем хороши для макро-съёмки камеры с матрицей Микро 4/3
Как подловить «модель»
Как подобрать оптимальные настройки камеры для макросъёмки насекомых
На какую технику лучше снимать насекомых
Самый главный фокус макрофотографии — подобраться к объекту как можно ближе. Главный помощник в этом — макрообъективы. Их главная отличительная особенность от любых других объективов — способность фокусироваться на объекте, который находится близко. Это позволяет снимать так, чтобы объект на матрице был того размера, что и в жизни. Яркий пример хорошего макрообъектива — Canon EF 100mm f/2.8L Macro. Он обеспечивает масштаб изображения 1:1, что идеально для макросъёмки.
Существуют и более бюджетные варианты — например, объективы Laowa. Как правило, у более бюджетных объективов масштаб составляет 1:2. Это значит, что изображение на муравья матрице будет вдвое меньше, чем реальный муравей. Чуть хуже, но всё равно приемлемо.
Ещё один вариант для съёмки макро — использование макроколец и макролинз. Они существуют практически для каждой системы и позволяют сделать из любого объектива макрообъектив. Суть работы этих приспособлений в том, что они физически отодвигают объектив от матрицы и позволяют фокусироваться ближе и снимать небольшие объекты.
Также для съёмки насекомых могут пригодиться макровспышка и хороший штатив.

Чем хороши для макро-съёмки камеры с матрицей Микро 4/3
Есть две основные причины, почему макрофотографы любят Микро 4/3. Во-первых, чем меньше матрица, тем эффективнее будет использоваться её площадь. То есть при одном и том же масштабе 1:1 на полнокадровой матрице муравей займёт меньше места, останется больше неисользованного пространства. На Микро 4/3 кадр будет плотнее, муравей будет выглядеть крупнее.

Во-вторых, маленькая матрица обеспечивает максимальную глубину резкости. Чем меньше размер матрицы, тем больше будет глубина резкости при использовании одних и тех же настроек и одних и тех же объективов. Глубина резкости определяет, сколько пространства будет резким, а сколько — уйдёт в размытие.

И чем больше матрица, тем меньше ГРИП и тем больше проблем. Если смотреть на проблему макросъёмки именно сквозь призму проблем с ГРИП, то паука действительно проще снять на смартфон, чем на полный кадр. На полном кадре в резкости будут одни усы, на телефоне есть шансы поймать всё насекомое.
Поэтому камеры с небольшими матрицами так любимы макрофотографами. Типичный представитель камер с такими матрицами: Olympus OM-D E-M1.
Как подловить «модель»
Насекомые не будут вам позировать. Это факт. Но если действовать осторожно, некоторые не будут против того, что вы потопчетесь рядом с ними со штативом и камерой.
Проще всего начать с улиток. Строго говоря, они — не насекомые. Но тоже относятся к микромиру, весьма симпатичны и точно никуда не убегут и не улетят. Максимум, испуганная улитка может спрятаться в панцирь. Но если не трогать её несколько минут, она снова высунет рожки.

Снимать насекомых лучше всего сразу после восхода солнца или непосредственно перед закатом. Насекомые — хладнокровные, их скорость движения напрямую связана с температурой окружающей среды. Когда на улице холодно, насекомые становятся вялыми и малоподвижными. Так что идеальный момент для съёмки — когда уже светло (чтобы проще было фокусироваться и вообще удобнее снимать), но холодно. Оптимальная температура воздуха для съёмки насекомых +15-17 градусов. Когда теплее, насекомые точно будут слишком активными для съёмки. Когда холоднее, многие начнут прятаться в норы, и их сложно будет найти.
При экстремально низких температурах некоторые виды способны впадать в анабиоз. Это состояние, при котором все процессы в организме замедлены настолько, что практически незаметны. Насекомые цепенеют и какое-то время остаются абсолютно неподвижными. Таким образом насекомые переживают неблагоприятные для себя условия, когда теплеет, они возвращаются к жизни.
Так умеют, например, некоторые бабочки и жуки. Они впадают в анабиоз при температуре ниже нуля. Этим защитным механизмом, кстати, пользуются некоторые фотографы-анималисты: замораживают насекомых, снимают (собственно, как предметку), потом возвращают к жизни. Впрочем, такой метод работы считается не вполне этичным.

Человеку, который собирается снимать насекомых, придётся волей-неволей начать несколько разбираться в их образе жизни и повадках. Будет полезно узнать:
- режим насекомых, которых вы собираетесь снимать (одни более активны днём, другие — ближе к вечеру);
- их любимую пищу (некоторые бабочки питаются нектаром только со строго определённых цветов);
- где обычно можно встретить нужных насекомых (стрекозы любят небольшие тихие водоёмы).
Как подобрать оптимальные настройки камеры для макро-съёмки насекомых
В съёмке насекомых очень важно получить как можно больше деталей, поэтому старайтесь выбирать минимально возможное значение ISO для вашей камеры. Как правило, это или 100, или 200. ISO лучше всего зафиксировать: если оно будет автоматически подниматься на более высокие значения, появятся шумы, которые будут скрадывать мелкие детали.

Что касается выдержки, тут важно понимать два момента. Первый: вы снимаете со штатива или с рук. И второй: насколько подвижно то насекомое, которое вы собираетесь снимать. Если съёмка идёт без штатива и насекомое сидит на месте и никуда не собирается от вас уходить, можно ориентироваться только на то, какие выдержки вы держите и не размазывается. Как правило, это будет значение в районе 1/100. Если снимаете со штатива, то можно ставить и более длинные выдержки: 1/50, 1/30. Следите только за тем, чтобы ваш главный герой не размазывался, если, например, травинка, на которой он сидит, качается на ветру.
Если вы снимаете движущееся насекомое (например, гусеница куда-то ползёт), лучше ставить выдержки не короче 1/100, чтобы заморозить движение.
Что касается диафрагмы, тут всё несколько неоднозначно. С одной стороны, при съёмке мелких объектов вроде паучков часто возникают проблемы с недостаточной глубиной резкости. С ней можно бороться прикрывая диафрагму до значений 8-16. С другой стороны, с такими значениями диафрагмы вам может начать не хватать естественного света. С этим опять же можно бороться, используя встроенную вспышку камеры или специальную макровспышку.
Макровспышки отличаются от обычных тем, что крепятся непосредственно на объектив и не дают ненужных теней от того же объектива.
Второй вариант решения проблемы недостаточной резкости — использовать технику брекетинга по резкости. Подробно о том, как это делается мы писали здесь. Если коротко, то суть в том, чтобы делать несколько кадров, фокусируясь на разных частях объекта (на глазках, на лапках и тельце паука). Такой подход позволяет использовать открытые диафрагмы при съёмке макро.
Скорее всего, фокусироваться придётся вручную. Автофокус, как правило, проигрывает ручной фокусировке, когда нужно поймать объект, который максимально приближен к объективу. Там, где вручную можно сфокусироваться, автофокус может показывать, что объект уже слишком близко.

На что ещё обращать внимание при съёмке насекомых
Угол съёмки. Часто снимки начинающих выглядят скучно, потому что сняты с относительно верхней точки под углом в 45 градусов. При съёмке насекомых так же, как и при любом другом виде съёмке, стоит помнить о ракурсах и о разнообразии. Стоит пробовать снимать под разными углами и с разных сторон. Жуки могут интересно выглядеть строго сверху или строго сбоку.

Фон и разнообразие крупностей. Фон в любом случае у вас будет размыт из-за небольшой ГРИП. Однако всё равно им в какой-то мере можно управлять. Старайтесь, чтобы фон контрастировал с расцветкой насекомого. Интересный кадр можно получить, например, снимая снизу, на фоне неба.
Что касается разнообразия крупностей, по началу легко увлечься идеей снять насекомое максимально крупно — чтобы оно заполнило весь кадр или даже вышло за его пределы. Но также интересно смотрятся кадры с контекстом: паук в масштабах паутины или бабочка на цветке.
1 комментарий
28 июня 2023
Пересмотрел свои фотографии, и действительно, большинство из них сделаны сверху под 45 градусов =)) Буду вносить разнообразие.
0
0
Ответить