Несколько слов про средний формат
Если
вы ничего не слышали о TLR-камерах, никогда не видели эти причудливые
прямоугольные коробочки с двумя линзами и снимали только на плёнку 35
миллиметров, то у меня для вас хорошие новости! Совсем рядом с вами существует
целый отдельный мир – среднеформатная плёночная фотография. Вы спросите: «почему
мне должно быть это интересно?». Ответ кроется хотя бы в том, что даже современные
камеры с полнокадровой матрицей уступают аналоговым среднеформатным устройствам
полувековой давности. Грубо говоря, 120 мм плёнка превосходит фулфрейм по уровню
детализации снимков за счёт бОльшего размера «матрицы».

СФ
камеры и выглядят довольно примечательно – они, как правило, больше своих цифровых и
малоформатных плёночных собратьев, а их дизайн вызывает ассоциации с эпохой зарождения
фотографии. Я планирую написать целую серию текстов о среднем формате, так что
мы ещё поговорим обо всех технических и эстетических тонкостях. А пока я хочу
рассказать вам о камере, которая вдохновился меня (и многих других, вы в этом убедитесь)
с головой погрузиться в мир плёночной фотографии. Речь о легендарном Rolleiflex.
Это самая
узнаваемая камера в мире, во всяком случае, так о ней частенько пишут
англоязычные ресурсы, посвящённые плёночной фотографии. Сконструированный в начале прошлого столетия
фотоаппарат компании Rollei обрёл бешенную популярность. Простота, надёжность
конструкции и уникальные технические решения сделали Rolleyflex, в
определённом смысле, эталоном, на который равнялись и которому подражали. Причём
подражали с такой силой, что с лёгкостью можно насчитать до 500 клонов от
разных производителей. В общем-то любые двухобъективные камеры среднего формата,
так или иначе, восходят корнями к Rolleyflex.

От перископа до легендарной камеры
Чего
же в ней такого особенного? Первое что бросается в глаза – два объектива – зачем?
На самом деле изначально объективов было ещё больше – до 1929 года немецкая
фирма Rollei выпускала так называемые стереокамеры - фотоаппараты с двумя или
тремя линзами, которые делали два раздельных кадра для симуляции человеческого
бинокулярного зрения. Ходит легенда, что один из основателей Rollei,
насмотревшись в перископ во время Первой мировой, решил модернизировать
устройство громоздких стереокамер, убрав несколько объективов и вообще выкинув
всё лишнее.
В итоге получилась камера с двумя рядом расположенными объективами, один из
которых подаёт свет на плёнку (формата 6 x 6), а второй (верхний) через зеркало отражает свет в
обзорную шахту. Поместить эту систему в алюминиевый корпус c затвором, поставить линзы Tessar от Carl Zeiss с диафрагмой
F4.5 и F3.8 – voila.
В 1929 году мир получил Rolleiflex 6 x 6 K1 - лёгкую, надёжную,
относительно компактную камеру, которая хорошо справится и с портретом и с
репортажем. Конечно, по нынешним меркам, камера супер-неудобная и громоздкая,
но это было в конце 20-х, а для тогдашних фотографов новый Rolleiflex был почти
карманной камерой. Стоило устройство, в переводе на нынешний курс, около $1127.

Женщины и соперники
После сокрушительного
успеха и начала массового производства, жена одного из основателей Rollei
предложила ещё более компактный вариант камеры - BabyFlex, чтобы даже хрупкие дамы могли приобщиться к
фотоискусству. Новая модель снимала в формате 4 x 4 и
была оснащена специальным рычажком для взвода затвора (он позже перекочевал и в
страшную версию Rolleiflex). Babyflex снискал популярность не только у женщин, но и у
спортивных журналистов, для которых мобильность и лёгкость оборудования играли
огромное значение.
Потом было ещё множество экспериментов с форматами плёнки, более дешёвыми
моделями RolleiCord, изменением скорости затвора и проч. и проч. После
войны особенно сильно обострилось противостояние компании Rollei и
многочисленных молодых японских «фото-стартапов», которые производили клоны
немецкой техники, причём почти не уступающих в качестве. Это противостояние, кстати,
подарило нам возможность приобрести аналоги легендарного фотоаппарата Rolleiflex
по сравнительно небольшой цене (Yashika, например, можно найти на eBay за $100+).

Rolleiflex всем даром, и пусть никто не уйдёт обиженный
В 50-х
дела у камер Rolleiflex шли не очень хорошо из-за конкурентов и набирающих
популярность 35 мм устройств, так что немецкая фирма решилась на отчаянный и
судьбоносный шаг – они начали раздавать свои камеры репортёрам бесплатно, чтобы
поднять популярность бренда. И получилось, да ещё как. Доступность Rolleiflex в 50-х привела к тому, что
множество фотохудожников-любителей, журналистов и просто увлекающихся
фотографией людей, получили доступ к отличной камере.
Есть одна история, которая для многих стала отправной точкой в любви к уличной
фотографии в целом и к Rolleiflex в частности. В 2007 на одном из аукционов в Чикаго
риэлтор купил никому не нужные коробки с фотоальбомами, негативами, магнитными
лентами и другими интересными вещицами. Когда он хорошенько изучил содержимое и
опубликовал в интернете найденные снимки, их приняли за утерянные шедевры
гениального фотографа. Оказалось, что всё это работы некой Вивиан Майер. в 50-х
она активно занималась уличной фотографией, но совершенно нигде не выставляла
свои работы, а просто тщательно их систематизировала. После первой публикации
её работ в интернете прошло почти 15 лет и сегодня Вивиан Майер называют одним
из самых значимых и загадочных фотографов XX века – настолько её фотографии зацепили профессиональное
сообщество. И да, все свои снимки она
делала на Rolleiflex.
Вообще история Вивиан очень вдохновляет, ведь она была совершенно обычной
женщиной, которая фотографировала жизнь вокруг, а сегодня её работы ценятся как
важная часть нашей культуры. Очень рекомендую посмотреть её карточки или/и
документальный фильм - Finding Vivian Maier.

P.S.
Добавлю немного субъективных ощущений. Когда держишь в руках Rolleiflex (многие его аналоги тоже) ощущаешь себя фотографом в неком мистическом смысле. Эта коробочка выглядит, ощущается, звучит(!) как магическая шкатулка, которая может поймать свет в себя и навсегда запечатать его на плёнке. Забавно, что на деле так оно и есть. Красота конструкторских и дизайнерских решений в данном случае порождает вещицу, которой приятно пользоваться и которая будет исправно работать даже через столетие. Это, кстати, тоже именно так: сейчас на аукционах можно найти полностью работающие версии камер Rollei, при этом они будут стоить не каких-то баснословных денег. Так что за сравнительно недорого можно приобщиться к традиции фотосъемки, которой уже почти 100 лет. Но есть тонкости. Много. О них в следующий раз.