Сегодня мы очень часто видим квадратные изображения — во многом благодаря тому, что именно такой формат удобен для размещения в интернете. В случае с квадратными снимками композиция работает несколько иначе, если сравнивать их со стандартными вариантами 4:3 или 3:2. Собрали для вас приёмы и лайфхаки, которые помогут снимать гармоничные квадратные фотографии.

Особенности композиции квадратных фото
Снимайте сразу квадрат
Не бойтесь центральной композиции
Подружитесь с симметрией
Используйте негативное пространство
Диагонали и ведущие линии для динамики
Рост популярности квадратных фото во многом связан с политикой социальных сетей — в массе своей они любят квадраты. Основная причина в том, что это удобно на уровне оптимизации интерфейса. Не нужно придумывать два специальных дизайна контейнера на странице для горизонтали и вертикали (или сто двадцать два, если учесть, что горизонтали и вертикали могут ещё и иметь совершенно разные соотношения сторон). Проще унифицировать и помещать все снимки в стандартный квадратный контейнер. И в идеале — придумать для этого глубокую философию.

В прошлом веке квадратные фотографии были довольно распространены. Квадратный кадр был характерен для винтажных камер, которые снимали на среднеформатную широкую плёнку — например, советских «Любителей» или японских камер Mamiya. Сегодня эту традицию продолжают Fujifilm в своей линейке моментальных камер Instax, где есть модель Instax Square, которая создаёт квадратные фотографии.
Особенности композиции квадратных фото
Вертикальные снимки наш глаз считывает сверху вниз, горизонтальные — слева направо (по крайней мере, для европейцев и всех, кто пишет и читает слева направо, это справедливо).

С квадратными фотографиями всё интереснее: обычно взгляд зрителя фиксируется в центре или движется по кругу.

Поэтому у квадратных фото есть свои плюсы и минусы. Преимущество в том, что легко строить композицию таким образом, чтобы выделить главный объект и сконцентрировать на нём внимание зрителя. Сложность в том, что создать динамику в квадрате существенно сложнее, чем в прямоугольнике.
Снимайте сразу квадрат
Самый первый совет, который можно дать относительно компоновки квадратных фото — сразу снимать квадрат, а не пытаться сначала снять прямоугольник, а потом кадрировать его. Второй подход имеет право на жизнь, если у автора много опыта, и он легко может представить себе готовую картинку в голове. И всё равно при съёмке навскидку есть некоторая опасность, что картинка не ляжет в квадрат. Например, если вы снимаете ростовой портрет человека, при кадрировании может оказаться, что он чуть-чуть не влезает. Например, не помещаются стопы или верхний край головы. И это будет уже проблема.
Гораздо проще, когда результат сразу перед глазами. Большинство камер и смартфонов позволяют настраивать соотношение сторон кадра, в том числе можно выбрать квадратный вариант.

Не бойтесь центральной композиции
Практически в любом гайде по композиции вы найдёте совет не помещать главный объект в центр кадра, а смещать его немного к краю кадра согласно правилу третей. В случае с квадратными фотографиями всё не совсем так.
Квадрат вообще тяготеет к статике, поэтому очень часто снимки с объектом, помещённым строго по центру, выглядят выигрышно. Такие компоновки очень распространены в утилитарной продуктовой фотографии. Более простой способ сфокусировать взгляд зрителя на товаре и не дать ему уйти куда-то в сторону придумать сложно.

Точно также можно смело компоновать портреты в квадрат. Человек в центре кадра будет уверенным главным героем фотографии.

Подружитесь с симметрией
Статику и завораживающую устойчивость квадрата можно усилить. Например, для этого можно использовать при построении композиции симметричные элементы. Много симметрии можно найти в архитектуре и в городских пейзажах.

Подробнее о том, как использовать симметрию в фотографиях разного формата, читайте в этом материале.
Используйте негативное пространство
Также можно использовать негативное пространство. Это пустые области на фотографии, которые заполнены чем-то однотонным или плавным градиентом. Больше информации о негативном пространстве вы найдёте здесь.
Вот интересный пример использования негативного пространства и нестандартного подхода к работе с правилом третей. Здесь главный объект не ставится на пересечение третей, а заполняет один из девяти квадратов, которые создают воображаемые линии.

На снимке выше получается интересный эффект. Негативное пространство занимает две трети кадра, заполненное — только одну треть. Взгляд человека в кадре направлен в это большое пустое небо, что помогает добавить некоторое количество динамики. При этом фигура стоит в центре, создавая равновесие.
Диагонали и ведущие линии для динамики
Как мы уже говорили, само по себе квадратное кадрирование тянет снимок в сторону статики и спокойствия. Если вам это не нужно, можно использовать классические приёмы композиции, чтобы создавать динамику. Например, с этим отлично справляются ведущие линии.
Это приём, когда мы располагает главный объект рядом с линиями, которые создают объекты материального мира. Это могут быть дороги и тропинки, ветки деревьев и части архитектуры. Такие линии как бы дают зрителю направляющую, подсказывают ему, куда смотреть.

Подробнее о том, что такое ведущие линии и как применять их, чтобы делать свои снимки интереснее, читайте в этом материале.
Также легко создать большую динамику с помощью использования треугольников или диагоналей в композиции. Например, посмотрим на такой пример:

Взгляд смотрящего следует за диагональю и не останавливается в центре изображения. Таким образом в кадре создаётся динамика. Диагональю также может быть горизонт, повёрнутый под голландским углом.
