Контраст — это различие в признаках. Например, чёрное и белое, слон и Моська, заполненный людьми рынок или пустыня, где нет ничего, кроме солнца, неба и песков. Все эти пары отличаются по одному или нескольким признакам.
Контраст в фотографии — распространённый приём, который делает снимок ярким, эффектным, запоминающимся, интересным для изучения. Разбираемся в том, что такое приём контраста в фотографии, какие виды контраста бывают, а также как это использовать в снимках.

Световой контраст
Световой контраст — это когда объекты отличаются по яркости. Часть объектов заметно светлее или темнее остальных. Проще говоря, это разница между чёрным и белым. Например, куриное яйцо и уголь. Они отличаются по материалу, текстуре, но также и по яркости. Яйцо светлое, а уголь — тёмный.

Световой контраст также называют яркостным контрастом, тоновым или тональным контрастом и даже монохроматическим. Получается, говоря о световом контрасте, мы сравниваем не цвет, а их различие по признаку «черный-белый» или по освещённости.

Как использовать световой контраст в фотографии? Правило контраста гласит, что, чем больше разница между объектами, тем сильнее контраст. Получается, чтобы использовать яркостный контраст в фотографии, размещайте светлый объект на чёрном фоне, а тёмный — на светлом. Фотографируйте силуэт, выделяйте модель в темной локации белой одеждой или аксессуарами, подсвечивайте предмет дополнительно, чтобы он выступал из темноты и был более ярким.

Смысловой контраст
Смысловой контраст — это когда объекты различаются по внешнему или внутреннему содержанию. Понятие включает в себя огромное количество признаков: материал, текстуру, настроение, внешний вид, действие в кадре.
Например, модели могут выражать разные эмоции: один плачет, а другой смеется. Такой тип различий называется эмоциональным контрастом, но по большому счёту это лишь разновидность смыслового контраста.

Как использовать смысловой контраст в фотографии? Чтобы добиться такого контраста в кадре, сталкивайте между собой всё непохожее: младенец и старик, кактус и воздушный шарик, балерина и здание в стиле конструктивизм.

Контраст в композиции
Контраст в композиции фотографии помогает удержать внимание зрителя, а также создать смысловой акцент, который притягивает внимание в первую очередь. То есть, создавая контраст в композиции, мы говорим человеку, куда смотреть в первую очередь, а также заставляем изучать свою работу как можно дольше.

Говоря про контраст в композиции, объекты на снимке могут различаться между собой по:
- размеру (иголка и стог сена);
- форме (мяч и кубик Рубика);
- местоположению (кот сидить на дереве, а человек стоит на земле; толпа и одиночка);
- позе (один сидит, а другой застыл в динамичном прыжке);
- материалу (мех и сталь).

Цветовой контраст
Цветовой контраст в фотографии — самый простой и понятный вид контраста. Используя его, фотограф «сталкивает» объекты разных цветов. Например, красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый. Чем сильнее цвета отличаются, тем сильнее контраст. Например, голубой и синий будут создавать гораздо меньшую разницу между собой, чем голубой и оранжевый.

Пример выше иллюстрирует правило, которое используют фотографы, дизайнеры и художники при работе с контрастами и цветом: необязательно заполнять весь кадр яркими пятнами поровну. Контраст будет работать лучше, если на основном и более блёклом цвете (зелёный) выделится небольшое, но яркое пятно (красные лепестки).
Чтобы создавать цветовой контраст, достаточно знать доминирующий цвет, который точно будет на фотографии, а потом дополнить его теми, которые от него отличается. Например, вы знаете, что в фотостудии будут голубые стены? Тогда попросите модель надеть оранжевое платье с красными и зелёными аксессуарами. Также контрастные цветовые схемы можно найти заранее в интернете, либо воспользоваться цветовым кругом Иттена и выбрать несколько цветов, наиболее удалённых друг от друга.
Читайте также:
Круг Иттена для фотографа: как пользоваться, 10 схем с фотопримерами

Разновидность цветового контраста — контраст по насыщенности. В данном случае цвета могут быть схожими по оттенку, но один будет сочным, а другой — блёклым, бледным, почти серым.

Отдельный вид цветового контраста — симультанный контраст. Он основан на специфике человеческого зрения, которое при взгляде на один цвет как бы дополняет его оттенком противоположного цвета. Так, глядя на красный шар на сером фоне, зрителю будет казаться, что фон имеет голубоватый оттенок. Если же красный шар поставить на розовый фон, он будет выглядеть более блёкло.

Симультанный контраст невозможно сфотографировать. Это оптическая иллюзия, свойство человеческого зрения. Просто нужно учитывать, что один и тот же цвет будет выглядеть по-разному при близости с другими цветами. Например, насыщенный фон сильнее исказит цвет одежды и аксессуаров модели, чем нейтральный серый, белый или чёрный.