Кто хоть раз пытался снять флакон духов «как в рекламе», наверняка с этим сталкивался: как ни крути, как ни выставляй свет, картинка получается плоской и невыразительной. И если вы хоть раз впадали в отчаяние и думали, что снять эффектную предметку без тонны аппаратуры и собственной студии нереально, не закрывайте вкладку. Сегодня разбираемся, как с помощью одного LED-светильника и прямых рук снимать качественную предметку.

Для начала разберёмся с нашим главным термином на сегодня. Композитная фотография — это метод соединения нескольких дублей одного и того же кадра, снятых с разным светом, иногда с разными настройками.
Такой подход бывает полезен в предметной фотографии в нескольких случаях:
– мы снимаем сложный объект. Например, кроссовки, в которых несколько разных материалов — и один блестит только в контровом свете, на другом видно текстуру только в боковом, а третий выглядит выразительно только в верхнем;
– при съёмке стеклянных объектов (духов, напитков, коктейлей);
– когда хочется сделать сложную схему света, а под рукой только одна вспышка, или хуже того, старый фонарик.
Съёмка предмета с разными текстурами
Например, возьмём в качестве главного объекта винтажную «Смену-2». У неё есть пластиковые детали с фактурой под кожу, есть металлическая часть, есть фактурные крутилки, есть блестящая линза с синеватым просветляющим покрытием.
Пластику с имитацией кожи нужен боковой скользящий свет, чтобы текстуру было видно. Линзе нужен нижне-передний, иначе она не будет бликовать. Однако даже эти два условия уже входят в противоречие: нижне-передний убьёт фактуру пластика, боковой даст сильные тени в области линзы. Попробуем решить эту задачку и снять идеальную картинку «Смены», используя метод композитной фотографии. Поехали.

Как ставить камеру. Так как готовую фотографию предстоит собирать из нескольких кадров, камера и объект съёмки должны быть неподвижны. Камеру стоит поставить на хороший штатив и следить за тем, чтобы не сдвинуть его случайно между кадрами. Объект съёмки ставим на устойчивый столик.
Чем светить. Что касается света, снимать можно и с импульсным, и с постоянным. Если съёмка проходит дома, можно, например, использовать вспышку или светодиодный свет для фото- и видеосъёмки. Оба варианта достаточно компактны, и их можно держать прямо в руке.
При этом вспышка менее удобна. Во-первых, к ней дополнительно нужны синхронизаторы, чтоб её можно было использовать, сняв с камеры. Во-вторых, свет от вспышки виден только на снимках, и без опыта сложно понять, куда она светит и какой рисунок даст.

Led-светильники удобней. Во-первых, они светят постоянно, и фотограф сразу видит, как ложится свет на предметы. Во-вторых, многие из них позволяют плавно регулировать цветовую температуру и мощность (а некоторые из них имеют и RGB-диоды, позволяющие при необходимости делать снимки с цветным светом). Кроме того, если вы делаете съёмку на тёмном фоне и работаете в темноте, постоянный свет позволит вам видеть происходящее и не споткнуться о штатив.
Важный момент: не стоит использовать обычные фонарики. Во-первых, недорогие модели обладают очень узким спектром, не подходящим для качественной съёмки, а во-вторых, световое пятно от фонарика очень неравномерно по яркости, с яркой точкой в центре и резким ступенчатым переходом к краям, таким фонариком очень сложно равномерно и аккуратно осветить объект. Максимум, на что годится такой фонарик — аккуратно подсветить небольшую деталь. Например, в нашем случае — переднюю линзу.
Если вы снимаете без ассистента, держать свет в руке и пытаться дотянуться до спуска камеры не очень удобно. Можно воспользоваться автоспуском либо функцией интервальной съёмки, если такая есть в камере, можно использовать беспроводной пульт д/у. У многих современных камер имеется wifi, к ним можно подключить смартфон и управлять камерой с него.
Читайте также:
Импульсный и постоянный: гайд и световые схемы для новичков в студии
Виды света для фотографа: чем отличаются и для чего нужны
Студийное освещение: из чего состоит и как настроить

Как настроить камеру. Настройки камеры стоит зафиксировать, используя ручной режим М или кнопку блокировки экспозиции. Автофокус тоже стоит отключить, чтобы камера не перефокусировалась между кадрами и не сбила фокус.
Читайте также:
Учимся снимать в ручном режиме

Как снимать. Далее необходимо сделать несколько кадров, меняя положение источника света. Точнее, столько, сколько нужно, чтобы показать «Смену» во всей её красе. У нас это:
- рисующий сверху справа, вычерчивает основной объём корпуса;
- контровик слева сзади сверху, помогает отлепить объект от чёрного фона и подчёркивает металлические детали сверху камеры и на защёлке слева;
- рисующий слева сбоку, показывает «кожаную» фактуру сбоку;
- заполняющий нижне-передний, подсвечивает линзу объектива, даёт лёгкое заполнение всей сцены;
- рисующий сверху слева, извлекает из тени часть объектива.

Лучше всего снимать с запасом. У нас было снято 10 кадров, в финальной композиции участвуют только 5. Но всегда удобно, когда есть из чего выбрать.
Съёмка стеклянного объекта не будет сильно отличаться от съёмки объекта с разными текстурами. Единственный момент, на который следует обратить внимание: не бойтесь того, что светильник появляется в кадре за ним. Такая постановка света позволяет хорошо подсветить жидкость внутри флакона, а сам светильник мы уберём на постпродакшене.

Как собрать композитное фото
Откроем получившиеся снимки в Adobe Photoshop. Первой возьмём фотографию, на которой объект съёмки освещён более-менее равномерно.

Добавляем второй кадр в тот же файл вторым слоем. Для этого достаточно просто перетащить его из папки и положить сверху. Если у вас не было проблем со штативом, по нему не пробежал котик и его не пинали дети, кадр встанет ровно туда, куда надо.
Вторым идёт кадр с контровым светом, позволяющим подчеркнуть алюминиевые детали на верхней части камеры и на защёлке сбоку. Режим наложения выбираем Lighten/Замена светлым — таким образом на этом слое становятся видны только те части, которые светлее, чем на нижнем.

Добавляем третье фото на третий слой. Это снимок со светом слева. Он добавляет текстуры на левую часть. Слой также переводим в режим Lighten и накладываем на него чёрную маску. Использовать только режим наложения, как мы делали на прошлом слое, мы не можем. Потому что появится свет там, где не нужно и картинка станет плоской и невыразительной.

После чего выбираем маску, и мягкой полупрозрачной белой кистью прорисовывае те области изображения, которые должны быть видны.

Таким же образом добавляем все оставшиеся 2 слоя, работая с маской по аналогии. В финале получаем вот такое изображение.
