Кто хоть раз пытался снять флакон духов «как в рекламе», наверняка с этим сталкивался: как ни крути, как ни выставляй свет, картинка получается плоской и невыразительной. И если вы хоть раз впадали в отчаяние и думали, что снять эффектную предметку без тонны аппаратуры и собственной студии нереально, не закрывайте вкладку. Сегодня разбираемся, как с помощью одного LED-светильника и прямых рук снимать качественную предметку.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/b528629bf20142ce81821221655f86d5/image.jpg)
Для начала разберёмся с нашим главным термином на сегодня. Композитная фотография — это метод соединения нескольких дублей одного и того же кадра, снятых с разным светом, иногда с разными настройками.
Такой подход бывает полезен в предметной фотографии в нескольких случаях:
– мы снимаем сложный объект. Например, кроссовки, в которых несколько разных материалов — и один блестит только в контровом свете, на другом видно текстуру только в боковом, а третий выглядит выразительно только в верхнем;
– при съёмке стеклянных объектов (духов, напитков, коктейлей);
– когда хочется сделать сложную схему света, а под рукой только одна вспышка, или хуже того, старый фонарик.
Съёмка предмета с разными текстурами
Например, возьмём в качестве главного объекта винтажную «Смену-2». У неё есть пластиковые детали с фактурой под кожу, есть металлическая часть, есть фактурные крутилки, есть блестящая линза с синеватым просветляющим покрытием.
Пластику с имитацией кожи нужен боковой скользящий свет, чтобы текстуру было видно. Линзе нужен нижне-передний, иначе она не будет бликовать. Однако даже эти два условия уже входят в противоречие: нижне-передний убьёт фактуру пластика, боковой даст сильные тени в области линзы. Попробуем решить эту задачку и снять идеальную картинку «Смены», используя метод композитной фотографии. Поехали.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/e4b5287a7b954b0688bb51b7e4ac2766/image.jpg)
Как ставить камеру. Так как готовую фотографию предстоит собирать из нескольких кадров, камера и объект съёмки должны быть неподвижны. Камеру стоит поставить на хороший штатив и следить за тем, чтобы не сдвинуть его случайно между кадрами. Объект съёмки ставим на устойчивый столик.
Чем светить. Что касается света, снимать можно и с импульсным, и с постоянным. Если съёмка проходит дома, можно, например, использовать вспышку или светодиодный свет для фото- и видеосъёмки. Оба варианта достаточно компактны, и их можно держать прямо в руке.
При этом вспышка менее удобна. Во-первых, к ней дополнительно нужны синхронизаторы, чтоб её можно было использовать, сняв с камеры. Во-вторых, свет от вспышки виден только на снимках, и без опыта сложно понять, куда она светит и какой рисунок даст.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/852270a7537d4dae817671d68d17ad6b/image.jpg)
Led-светильники удобней. Во-первых, они светят постоянно, и фотограф сразу видит, как ложится свет на предметы. Во-вторых, многие из них позволяют плавно регулировать цветовую температуру и мощность (а некоторые из них имеют и RGB-диоды, позволяющие при необходимости делать снимки с цветным светом). Кроме того, если вы делаете съёмку на тёмном фоне и работаете в темноте, постоянный свет позволит вам видеть происходящее и не споткнуться о штатив.
Важный момент: не стоит использовать обычные фонарики. Во-первых, недорогие модели обладают очень узким спектром, не подходящим для качественной съёмки, а во-вторых, световое пятно от фонарика очень неравномерно по яркости, с яркой точкой в центре и резким ступенчатым переходом к краям, таким фонариком очень сложно равномерно и аккуратно осветить объект. Максимум, на что годится такой фонарик — аккуратно подсветить небольшую деталь. Например, в нашем случае — переднюю линзу.
Если вы снимаете без ассистента, держать свет в руке и пытаться дотянуться до спуска камеры не очень удобно. Можно воспользоваться автоспуском либо функцией интервальной съёмки, если такая есть в камере, можно использовать беспроводной пульт д/у. У многих современных камер имеется wifi, к ним можно подключить смартфон и управлять камерой с него.
Читайте также:
Импульсный и постоянный: гайд и световые схемы для новичков в студии
Виды света для фотографа: чем отличаются и для чего нужны
Студийное освещение: из чего состоит и как настроить
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/dce744c819c44e459452d1fbd6152e0a/image.jpg)
Как настроить камеру. Настройки камеры стоит зафиксировать, используя ручной режим М или кнопку блокировки экспозиции. Автофокус тоже стоит отключить, чтобы камера не перефокусировалась между кадрами и не сбила фокус.
Читайте также:
Учимся снимать в ручном режиме
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/565302528b8f49f59e649f93ec14f487/image.jpg)
Как снимать. Далее необходимо сделать несколько кадров, меняя положение источника света. Точнее, столько, сколько нужно, чтобы показать «Смену» во всей её красе. У нас это:
- рисующий сверху справа, вычерчивает основной объём корпуса;
- контровик слева сзади сверху, помогает отлепить объект от чёрного фона и подчёркивает металлические детали сверху камеры и на защёлке слева;
- рисующий слева сбоку, показывает «кожаную» фактуру сбоку;
- заполняющий нижне-передний, подсвечивает линзу объектива, даёт лёгкое заполнение всей сцены;
- рисующий сверху слева, извлекает из тени часть объектива.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/8f0ee44887a44fefa850e60f4d8463b7/image.jpg)
Лучше всего снимать с запасом. У нас было снято 10 кадров, в финальной композиции участвуют только 5. Но всегда удобно, когда есть из чего выбрать.
Съёмка стеклянного объекта не будет сильно отличаться от съёмки объекта с разными текстурами. Единственный момент, на который следует обратить внимание: не бойтесь того, что светильник появляется в кадре за ним. Такая постановка света позволяет хорошо подсветить жидкость внутри флакона, а сам светильник мы уберём на постпродакшене.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/801371dc1bb94cc1ac0d8097b71e67fb/image.jpg)
Как собрать композитное фото
Откроем получившиеся снимки в Adobe Photoshop. Первой возьмём фотографию, на которой объект съёмки освещён более-менее равномерно.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/adb7a139ef5849968369caa2bfe52928/image.jpg)
Добавляем второй кадр в тот же файл вторым слоем. Для этого достаточно просто перетащить его из папки и положить сверху. Если у вас не было проблем со штативом, по нему не пробежал котик и его не пинали дети, кадр встанет ровно туда, куда надо.
Вторым идёт кадр с контровым светом, позволяющим подчеркнуть алюминиевые детали на верхней части камеры и на защёлке сбоку. Режим наложения выбираем Lighten/Замена светлым — таким образом на этом слое становятся видны только те части, которые светлее, чем на нижнем.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a14e4521b59944dba3d4ea0628b41508/image.jpg)
Добавляем третье фото на третий слой. Это снимок со светом слева. Он добавляет текстуры на левую часть. Слой также переводим в режим Lighten и накладываем на него чёрную маску. Использовать только режим наложения, как мы делали на прошлом слое, мы не можем. Потому что появится свет там, где не нужно и картинка станет плоской и невыразительной.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/243f156b79764f2d81393b571f7e724a/image.jpg)
После чего выбираем маску, и мягкой полупрозрачной белой кистью прорисовывае те области изображения, которые должны быть видны.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/9caf06e0ee2c4f1393aa5565373b9d6c/image.jpg)
Таким же образом добавляем все оставшиеся 2 слоя, работая с маской по аналогии. В финале получаем вот такое изображение.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/1d19824eec24403599ca5eb0a8e82672/image.jpg)