Кажется, нет такого человека, кто не относится положительно к вселенной, созданной Джоан Роулинг. Поколение миллениалов и вовсе росло вместе с учениками Хогвартса от года к году, когда выходили новые книги, а затем и фильмы. Последние уже десятки раз включали в разные подборки от «Топ новогодних фильмов» до «Лучших кино-саг». 1 января этого года вселенная Гарри Поттера вновь перетянула на себя внимание специальным эпизодом «20 лет спустя».
В этом тексте мы также вернемся в Хогвартс, только с самого начала истории. Какие цветовые приёмы использовали в кадре режиссёры фильма, и как кино о Гарри Поттере менялось ближе к финалу?
ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ
Это самый яркий, светлый и красочный из всех фильмов. Вот он, несчастный мальчик с Тисовой улицы, который в один момент становится волшебником и попадает в новый мир! Начать стоит с неочевидной с точки зрения цвета детали: обратите внимание на мир вокруг ещё до того, как Гарри садится на Хогвартс-Экспресс. В кадре нет яркой колористики, мир примерно такой, какой он есть на самом деле. Примерно то же получили бы и вы, сделав кадр в подобной локации в таких же световых условиях. Это важная деталь, потому что дальше «просто окружающий мир» получит совершенно другие оттенки.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/75b63aec830743bc95021e540691797d/image.png)
И вот он, Хогвартс! Мир волшебников в первом фильме играет всеми красками. Режиссёр часто прибегает к ярким теплым оттенкам. Действительно, перед Гарри и его друзьями открывается сияющий мир, опасностей пока нет, а в в учебниках только первый курс. Первый фильм рисует нам образ волшебного мира ярки и тёплым. Золотые огни в Большом зале, декорации теплого Хогвартса, волшебные сладости в ярких обертках.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/042bd1eff9b046c3914362ff6d43ec58/image.png)
Уже здесь можно заметить один из очевидных приёмов, который режиссёры используют в ГП ещё не раз: классическая схема на сочетании бежево-оранжевого и лазурно-синего оттенков. Холодный и теплый. Это уверенно смотрится в кадре, но режиссёр совсем не первый, кто обращается к этой схеме.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/8fcae5fded734bbfa54a275da5a856aa/image.png)
ГАРРИ ПОТТЕР И ТАЙНАЯ КОМНАТА
Вторая часть истории, без преувеличения, дань Слизерину, одному из факультетов Хогвартса. Несмотря на то, что главные герои учатся в огненно-красном Гриффиндоре, многие события второй части затрагивают именно змеиный факультет. Отсюда и стилистическое решение режиссера: зелёного в фильме правда много. Даже если обратить внимание на сцены в светлое время суток, то будет заметна разница с первой частью. Зелёные полутона определяют картину.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/e8f981608a084af692d022185e3e2687/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/9785d0ab1e7b401bac220541d4ddcc78/image.png)
Если обратить внимание на цветовые сочетания, то заметно, что классическая схема лазурного+бежевого претерпела изменения во второй части: на смену холодному лазурному пришел кислотно-зелёный. Более того, то тут, то там можно заметить колористику деталей, которыми команда фильма усиливает цветовое впечатление. Зелёный костюм, зелёная бархатная мантия, зелёный оттенок стен. Не обошлось и без контрастных деталей, которые изумрудный оттенок уравновешивают: красный конверт, красная надпись на стене, красное оперение у феникса.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/8deb2fe21a0940bc9accb9f3f81fa8ed/image.png)
Точечная пасхалка – цветовой баланс бежевого костюма и пурпурной ткани в кабинете Локонса.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/20b552bcbef04baba23b25ba8809a9a7/image.png)
ГАРРИ ПОТТЕР И УЗНИК АЗКАБАНА
Стоит сделать ремарку: дело не только в развитии сюжета — начиная с «Узника Азкабана» у франшизы меняется режиссер. Следовательно, работа с цветом также меняется. Помните про кадры «обычного мира»? Их сменили определенные тона, в зависимости от той или иной части.
«Узника Азкабана» принято считать одной из самых мрачных частей поттерианы. Герои взрослеют, тяжелее становятся испытания на их пути. В третьей части фильма превалируют сцены в тёмное время суток. Отсюда сине-лазурные тона как основные в фильме.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/1f003a28fc9d4ca3b34eef908100e083/image.png)
Отдельные детали в разных сценах еще больше подчеркивают сумрачность этой части: обратите внимание на синий цвет спальных мешков, лазурный оттенок хрустального шара и пастельно-синюю бледную мантию Дамблдора. Прекрасно поработал художник по костюмам. Так, красный свитер Рона отлично гармонирует с синей картинкой, а розовая куртка Гермионы оттеняет зелёновато-голубую обстановку.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/4ca5a77cd2aa4015b1245c03b53b5dd1/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/046ae57a18b84d23b35d8c0e6158e4e8/image.png)
В ряде сцен можно увидеть уже знакомое по первым частям сочетание холодного лазурного с тёплым бежевым цветом. Отдельный мэтч цветов – сцена, где герои прячутся за огромными оранжевыми тыквами: обратите внимание, что зелёный там насыщенный, естественный цвет, без холодной синевы, которая присуща всему фильму.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a7431145ca6a45daa73b97a0949d618f/image.png)
ГАРРИ ПОТТЕР И КУБОК ОГНЯ
Чем труднее испытания, тем более приглушенные оттенки. Во многих сценах краски слегка открутили назад, сделав блёклыми. В фильме все также продолжает мелькать уже классическое для фильмов ГП сочетание бежевого и лазурного, а основной цвет уверенно держится на бледных сине-зелёных полутонах.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/054376f535314824941aff8f385c31a2/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/0682c70b5ca94734940858469cb0ecc7/image.png)
К основным приемам можно добавить использованное несколько раз сочетание насыщенного синего и оранжевого взамен привычным бежевому и лазурному. А также неожиданные с точки зрения общей блеклой колористики ярко-оранжевые сцены. Может, в этом был намек на кубок огня?
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/75b56dc85b3d4c47a46cbdc48505ca6a/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/e9768025d1bd401e8d6e55c55d199e6d/image.png)
ГАРРИ ПОТТЕР И ОРДЕН ФЕНИКСА
Холодный оттенок продолжает сопровождать зрителей, тучи сгущаются, а синий все более морозный. «Орден Феникса» — вторая по мрачности картина франшизы, согласно народному мнению. В отдельных сценах зеленовато-жёлтый оттенок метит в более кислотный, а новый персонаж в виде Амбридж с розовыми рюшами этот кислотный балансирует и гармонично вписывается.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/35b81df29e8a4b5fa66d26189a1f43b1/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/b5d26c1ded004e9a98f9b0731df73f97/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/977e8b076a634e778732461c3b468dbc/image.png)
Куда любопытнее в этой части цветовые детали – акценты, которые режиссёр вместе с командой расставляют в разных сценах. Жёлтые рубашки в окружении холодного синего, красная будка в лазурном экстерьере, синий свет из проёма в общей гостиной, жёлтая статуя, и даже пуловеры друзей основной триады цветов, которые дополняют друг друга (зелёный+красный+синий).
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/e0c972f556f74800b8b8a0517228ede5/image.png)
Отдельного внимания достойна сцена в суде с потрясающим взаимодействием синего с жёлтым, которые дополнены красными одеяниями присяжных. Пройдя по сцене с разных ракурсов, режиссёр сумел впечатлить!
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/79450966ad454f74a1744d3bf9f24ee8/image.png)
ГАРРИ ПОТТЕР И ПРИНЦ-ПОЛУКРОВКА
Вновь мы встречаем сочетание бежевого и лазурного, вновь выцветшие, приглушенные краски. Местами совсем уходящие во мрак, а в одной из сцен и вовсе чёрно-белые. Поле для квиддича больше не в окружении ярко-зелёного газона, большой зал не манит блеском ярких свечей: герои повзрослели и всё вокруг перестает быть просто сказкой, теперь это серьёзные решения и жёсткие действия.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/da4a8d10b12846fe98a4909b53c8f503/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/4631091e42684509a9c594fd075742c5/image.png)
Любопытно, что даже, в, казалось бы, тёплых сценах, которые должны уравновешивать холодные тона, режиссёр оставляет цвет приглушённым. Только в самом конце, неожиданно, после смерти одного из светлых персонажей, в картину возвращаются тёплые краски! Альбус Дамблдор мертв, Гарри вряд ли вернется в Хогвартс в следующем году, а в следующих частях будет происходить уже совсем не история внутри школьных стен.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/4cbcb1ef223a412fbe549e88f0b1c490/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a7957c463e144b1ab765af5ae3f3a0d1/image.png)
ГАРРИ ПОТТЕР И ДАРЫ СМЕРТИ. Часть I
Бирюзово-зелёные тона никуда не ушли, никуда не делось и сочетание холодного с тёплым, однако Дары смерти стали обособленной главой с точки зрения колористики в повествовании. По логике, мир должен уйти совсем во мрак, зло на пороге и исход битвы не ясен.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/f02cf628d089477a90c65eb537d5c586/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/60cd24d8ba984d30952242bc9b746641/image.png)
Так оно и случается отдельными, совсем тёмными кадрами: это логическое продолжение начатого в «Принце-полукровке»: тёмные времена во всей красе. Однако режиссёр неожиданно ходит ладьёй и возвращает яркость в ряде сцен фильма. Это уже не выцветшие лучи солнца, которые можно было встретить в «Узнике Азкабана» или «Кубке огня», а тёплый солнечный свет.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/301915393407454abb4f038c62327ead/image.png)
Съёмочная команда также точечно добавляет новые для франшизы сочетания цветов. Взгляните на баланс пурпурного занавеса и зелёной лужайки или на малиновый цвет столов в окружении бирюзы стен. Завершается фильм на отчетливо мрачной, почти чёрной картинке Волан-де-Морта, оставляя зрителям открытый финал этой битвы.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/98d58c79c2954b058116244987d3df75/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/5aac5c74aafe430595f463fd55f4501f/image.png)
ГАРРИ ПОТТЕР И ДАРЫ СМЕРТИ. Часть II
Повествование подходит к финальному аккорду. Если поставить рядом первый и последний фильмы о Гарри Поттере, то можно увидеть, насколько они разные: чудесный волшебный мир в формате семейной сказки в начале и совсем уже взрослая, мрачная драма под конец.
Режиссёр доводит до предела логическую колористику фильма: мрак, тьма, холодный сумрак. Даже классический бирюзовый+бежевый здесь словно застиранные.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/efa34dc985dd4f9090cd01836f94e9b1/image.png)
Основным цветовым мотивом остаются бледно-зелёный и бледно-голубой оттенки. А тёплые, солнечные сцены покидают новую главу истории, оставаясь в первой части финального эпизода.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/93fa4f33e2574b8aaffbd7fff14fefb3/image.png)
Любопытна одна из последних локаций, когда Гарри встречается с Дамблдором. Привычный зеленоватый оттенок остается и там, однако это светлая, молочно-белая сцена. Словно акт перерождения (почти как у Тарантино). Обратив краски в белый на пару минут, режиссёр возвращает нас на привычное мрачноватое повествование. Только теперь, если приглядеться, видно, что краски начинают понемногу возвращаться на экран. Даже холодный бирюзовый становится ярче, чем был в предыдущих сценах. Во всех смыслах близится рассвет.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/f1d2c3677b1e46169a32e127fd35606f/image.png)
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/4c3fbf90e9c147738088a3f856186003/image.png)
Выиграв битву за Хогвартс, режиссёр выводит в кадр солнечное утро сочетанием зелёного с бежевым. Только в этой сцене не покидает зрительное убеждение, что тёплого бежевого больше, чем холодной бирюзы.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/166ada5477104ccb9fa01d9bb88422ee/image.png)