Коллажирование в фотографии: двухвековой тренд

21 мая 2024

849

0

0

0

Кажется, что коллаж нужен только для творчества. Фотографу и так есть, чем заняться: вести соцсети, договариваться с клиентами, продумывать идею, искать студию, собирать и координировать команду, ретушировать. Но поверьте: вам и вашим клиентам нужен коллаж. Сейчас совместить несколько фотографий — это не искусство, а тренд и потребность. 

Рассказываем, почему коллаж из фотографий — актуальное направление для фотографов, а также в каких жанрах и зачем его используют.

Эта многосоставная композиция — коллаж по картине Боттичелли «Весна». Удивительно, но в таком стиле фотографы творили ещё в середине XIX века / Фотоколлаж: Елизавета Чечевица

Коллаж в фотографии: прошлое
   Коллаж в пикторализме
Фотоколлаж в современной фотографии
   Групповые фотографии
   Рекламная фотография
   Афиши и альбомы музыкантов
   Стрит-фотография и архитектура
   Косплей
   Арт-фотография

Коллаж в фотографии: прошлое

Коллаж — это французское слово, которое переводится как «оклеивание» или «приклеивание». Техника пришла из декоративного искусства — люди брали несколько объектов и соединяли их. Это могло и может быть что угодно: от мусора, подобранного на улице, до винтажных пуговиц и вырезок из старых газет. Этот вид творчества стал популярен в XIX-XX веке, хотя появился гораздо раньше.

Считается, что раньше, в дофотошопную эпоху, фотография была «настоящей», а сейчас снимки — это перекроенные в графическом редакторе подделки. Но ретушь, а также коллажирование (правильнее говорить «фотомонтаж»), были и в плёночную эпоху! Просто работа была более кропотливой, ведь последние действия нельзя отменить, как в Фотошопе, а неаккуратная работа с инструментами могла повредить снимок.

В прошлом фотографии обрабатывали на негативе, то есть на непроявленной фотографии (сейчас это RAW-файл). Приходилось непросто, ведь на негативе чёрные и белые области менялись местами, а работать нужно было вручную инструментами: кистями, скребками, красителями, тушью, ножами, реактивами и карандашом. 

Для редактирования плёночных негативов использовали станки, похожие на настольные мольберты, но с подсветкой. Они раскладывались, а внутри был ящичек с инструментами. Проще всего, конечно, было работать с плёнками в большом и среднем формате, но эталонные 35-миллиметров тоже правили. Просто это было ещё сложнее — ретушёр использовал увеличительное стекло, как ювелир. 

Реклама станка для ретуши Marions perfect retouching desk из старой газеты / Источник: ruphoto.ru

Ретушировали то же, что и сейчас: кожу, дефекты, а также физические повреждения плёнки: царапины, сколы. Иногда постобработку делали и на готовых снимках. Например, выделяли отдельные детали, расставляли акценты. И, естественно, делали коллажи!

Станки для ретуши продают до сих пор, хотя это редкость для коллекционеров и фотографов, которым интересно погрузиться в методы работы «старой школы» / Фото: foto39.ru

Коллаж в пикторализме

Пикторализм — это стиль в фотографии, появившийся на рубеже XIX-XX веков. Его сверхзадача заключалась в том, чтобы фотография перестала считаться вторичным искусством. 

Авторы старались сделать всё, чтобы их снимки максимально были похожи на картины, а то и вовсе неотличимы от живописного полотна. К слову, у адептов движения всё получилось — статус фотографии изменился, её стали считать искусством, снимки начали появляться в музеях и на выставках.

Чтобы приблизить фотографию к живописи, пикторалисты пользовались мягкорисующими объективами, занимались постобработкой кадров растворами, печатали особым образом, например, методом фотографюры, продумывали композицию, образы, окружение и делали фотомонтаж.

Умер ли пикторализм? Нет! Наш современник, американский фотограф Питер Миллер, снимает пейзажи в стиле пикторализма и даже использует метод печати фотогравюры, который применяли основоположники жанра в XIX-XX веках / Фото: Питер Миллер

Фотограф Генри Пич Робинсон пытался повторить живописные полотна. Для этого он снимал разные части сцены отдельно, а потом отпечатывал каждый объект с разных плёнок отдельно. Он работал так: делал карандашные наброски к будущим фотокартинам, искал моделей, а после снимал недостающие кадры отдельно, чтобы композиция сложилась.

Знаковая фотография Генри Робинсона «Угасание» (1858). Чтобы сделать этот снимок, автор соединил вместе пять негативов

Оскар Рейландер (1813-1875) — ещё один пикторалист, обожающий фотомонтаж. Вернее, именно он и придумал этот метод, который тогда назывался «комбинированная печать». 

Правда, изначальный порыв фотографа был связан не с желанием творить, а с технической необходимостью: у него не получалось сфотографировать троих людей на разном расстоянии так, чтобы все были в резкости. И что же он сделал? Сфотографировал всех отдельно и соединил!

Позже Оскар Рейландер применял фотомонтаж в творчестве. Фотокартина «Два пути жизни» (1857) / Оскар Густав Рейландер

Читайте также:
Кради как художник: как вдохновляться фотографу, идеи для фотографий


Фотоколлаж в современной фотографии

Фотомонтаж используют и сейчас. В современной фотографии коллаж применяют чаще, чем раньше: вещей, где он нужен, больше, а технически работать в Фотошопе с планшетом куда проще, чем вручную с лезвием и увеличительным стеклом наперевес. Рассмотрим, где и в каких жанрах используют коллажирование в фотографии.


Читайте также:
Коллаж: пошаговый план, как сделать из фотографий


Групповые фотографии

Да, за столетия мало что изменилось не изменилось. Современные фотографы работают тем же методом фотомонтажа, которые придумал Оскар Рейландер в 1855 году. 

Положим, пару или небольшую семью можно сфотографировать и без этого. Правда, нужно всё равно следить, чтобы лица находились примерно на одной линии. Если же вы фотографируете большую группу людей, например, бизнес-команду или музыкантов, которые к тому же стоят вразнобой, без коллажа вам не обойтись.

Делается это просто: продумывается композиция, рисуется раскадровка, людей фотографируют по очереди в одном и том же свете (будет проще, если каждый будет изначально стоять на нужном месте), а потом несколько кадров соединяют в графическом редакторе / Фото: deanwest.com

Читайте также:
Раскадровка для фотографа: что это, как и где сделать


Ещё ситуация: на фотографии все стоят в рядок и получились в резкости, но кто-то не улыбнулся, кто-то закрыл глаза, а у кого-то появился некрасивый блик от очков. В таком случае коллажировать придётся самую удачную фотографию с деталями других дублей. Такое может случиться где угодно. Например, на свадебной групповой фотографии.

Рекламная фотография

Рекламная фотография — это ниша, в которой уметь коллажировать обязательно. Это также важно, как фотографу уметь держать в руках фотоаппарат и менять настройки. В рекламе много креатива, фэнтезийных композиций и — часто — очень много людей и объектов, которых нереально сфотографировать и осветить равномерно вместе. 

Чтобы вдохновиться, посмотрите работы Дина Веста (Dean West) на его сайте. Он фотограф и коллажист. Его рекламные снимки невероятно яркие и задорные. Композиционно они напоминают фильмы Уэса Андерсона. 

Огромный многосоставной коллаж, продуманный до мелочей / Фото: Dean West, deanwest.com

Естественно, к рекламной фотографии относятся также предметка и фуд-фото. Поменять фон, добавить брызг, заставить левитировать котлетку и булочки бургера. Не думаете же вы, что ассистент подкидывает еду, пока её снимают? Куда проще подвесить объекты на леске, которую потом заретушируют, а сами объекты соединяют на одном снимке.


Читайте также:
Как фотографировать левитацию
Идеи для фото: как заморозить движение в кадре


Афиши и альбомы музыкантов

Иногда, в простых случаях, требуется просто объединить несколько людей или объектов в одном кадре. Но бывают ситуации, когда у заказчика сложная идея, которую нужно воплотить. Тогда ждите чего угодно: от замены фона до коллажирования отражений в глазах.

Простой коллаж по идее музыканта, который стал обложкой для песни / Фото: Елизавета Чечевица

Стрит-фотография и архитектура

Стрит-фотография больше про репортаж, но не обязана им быть. Возможно, вам придётся просто убрать некрасивых провод на ретуши, но иногда нужно больше: заменить небо или объединить две фотографии с разными яркостями.

Пример: так как здание в тени, а небо светлое, получить единую уравновешенную композицию не получилось. Пришлось делать два кадра с разными ISO, а потом объединять их на постобработке. Итоговое фото слева / Фото: Елизавета Чечевица

Косплей

Косплей — узкая ниша в фотографии. Задача модели и автора сделать такой кадр, где человек максимально похож на персонажа. Естественно, тут требуется не только грим, костюм, реквизит, локация, но и атмосфера. Вам придётся коллажировать животных, менять фон, добавлять текстуры и отдельные предметы. Например, оружие или магические посохи.

Для коллажа пришлось искать и вырезать со скриншота дракона, менять белую циклораму на таинственный замок / Фото: Елизавета Чечевица

Арт-фотография

В данном жанре никто не указ, а возможности творчества безграничны. Например, вы можете коллажировать в Фотошопе, но кто помешает дописать что-то маркером или краской поверх напечатанной фотографии? Снимок можно прошить нитками, приклеить пуговицы или снимки из журналов, исписать мелками или чем-нибудь продырявить. Главное, чтобы вы сами понимали зачем это делаете и какую цель преследуете как автор.


Читайте также:
Файн-арт фотография: как снять портрет

21 мая 2024

849

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые