Денис Юрисон родом из Барнаула. В 2015 году он переехал на Шпицберген, или Свальбард, как его называют местные. Это полярный архипелаг в Северном Ледовитом океане, который принадлежит Норвегии, но Россия имеет право добывать на архипелаге уголь (из-за особого статуса земли), пытается развивать там туризм, и ей принадлежит два жилых поселка — Баренцбург и Пирамида.
*Пирамида — основанный в 1910 году шахтерский поселок на западе Шпицбергена, с 1998-го по 2007-ой нежилой. Сейчас там работают до 10 человек зимой и до 50 — летом. Уголь в Пирамиде не добывают уже 24 года, но компания «Арктикуголь» старается развивать туризм: открыла гостиницу, ресторан, туристические домики, починила коммунальные сети, договорилась с губернатором Шпицбергена, чтобы вместе реставрировать и сохранять здания. Поселок получил название из-за формы горы, у подножия которой он находится.
На момент переезда Денис уже увлекался фотографией, а из одной поездки на родину привез с собой простенький Canon 550D и начал активно снимать. С 2016 года он перешел на iPhone и занялся мобильной фотографией, а уже в 2018-м Дениса заметила Apple и попросила разрешение опубликовать его снимки в своем аккаунте в Instagram. В 2020 году менеджеры Apple вновь обратились к Денису, чтобы купить его фотографии с iPhone для своей рекламы.
Мы поговорили с Денисом и узнали, как уехать в Арктику и заинтересовать Apple, какая техника нужна для съемки северных пейзажей и почему химические стельки необходимы, если вы фотограф, который снимает в -20 °C.
Про миграцию
— Как вы оказались на Шпицбергене?
Я был студентом лингвистического института, планировал стать учителем английского, но меня тянуло к путешествиям. Перспектива «работа — институт — семья» меня не устраивала. Сначала я съездил в Калининград, а после ушел из университета и поехал к друзьям в Израиль. Через три месяца, еще будучи там, я начал искать любую работу, связанную с путешествиями. Тогда нашел два варианта: либо маленькая компания в Африке, либо шахтерская «Арктикуголь» на Шпицбергене.
Я не люблю жару, поэтому вариант в Африке сразу отпал. Плюс тогда я увлекался культурой Ирландии, Скандинавии. Естественно, я выбрал Арктику. Написал им наобум очень наивно, что «люблю скандинавскую культуру и знаю английский, возьмите меня, пожалуйста», и попал на директора Центра Арктического Туризма «Грумант» Тимофея Рогожина. Только через два месяца переговоров меня устроили в эту компанию барменом. А с 2016 года я стал гидом, водил группы, которые приходили на Шпицберген на судне. Потом я понял, что хочу двигаться дальше, и тогда началась эпоха переезда в норвежский город Лонгйирбюен (административный центр Свальбарда — примеч. ред.). Здесь сейчас и живу, работаю морским гидом на норвежскую компанию Arctic Explorer.
Про фототехнику
— На какую технику снимаете сейчас?
Если про телефон, то на iPhone XS. А камера — Olympus OM-D E-M1 Mark II. Из объективов у меня M.Zuiko Digital ED: телевик 40–150mm f/2.8 PRO и ширик 17mm f/1.8. Еще есть телеконвертер, который увеличивает фокусное расстояние в два раза. Это идеальная сборка. Постоянно я использую либо телевик, либо ширик. В Арктике иначе нечего делать.
— Почему именно Olympus?
Я поговорил со многими ребятами, которые снимают на севере, и у них Olympus. Он надежный, влагозащищенный, пылестойкий. В морозы работает хорошо. Я помню, мы поехали на снегоходах из города в город. И в -30 °C камера была «живая». У меня пальцы за три минуты отмерзали, а она отлично работала.
— Используете ли вы дополнительное оборудование?
Какое-то время использовал штатив для мобильника, когда снимал ночью. Olympus может обходиться и без него. Лучше с ним, конечно, но мне не очень удобно. После iPhone для меня важна оперативность.
Про мобильную фотографию

— Вы снимаете во время работы или это не связанные процессы?
В основном связанный процесс. Я предпочитаю работать летом, когда у нас бесконечный поток людей, поэтому времени на отдельную съемку просто не остается.
Мы можем остановиться у ледника, увидеть медведя. Люди и так понимают, что там медведь. Что я им еще расскажу? Поэтому и снимаю.
В 2016 году я начал фотографировать на iPhone. С моей работой — лучший вариант: могу немного поговорить с людьми, снять и продолжить дальше.
Я до сих пор снимаю на телефон, но самая активная фаза была с 2016-го по 2018-й. После я начал понимать, что нужно переключаться на что-то более профессиональное, и в 2019 году купил камеру.
— Вы фотографируете на стандартную камеру iPhone или снимаете через дополнительные приложения, оборудование?
Раньше я много использовал приложения, но это как авторежим на камере. Неинтересно. Когда ты сам снимаешь, то понимаешь, как хочешь выстроить кадр, что поменять.
Когда-то я использовал линзы для мобильного телефона. У меня был ширик, портретник, но мне это быстро наскучило. Пока ставишь линзу, теряется время.
— Как человеку круто снять на мобильный телефон?
Хотя бы камеру протереть для начала. А то многие снимают и удивляются, что плохо вышло, а дело в том, что камеру просто не протерли.
У iPhone только ручная настройка фокусировки и яркости. Но это кончик айсберга. Есть куча приложений, которые могут сделать из iPhone полноценный инструмент. Тот же ProCam. Если хотите изучать техническую сторону фото, устанавливайте его, и вперед.
С помощью приложений можно делать фотографии даже ночью. Я на iPhone 7 Plus снимал звезды. Единственное, нужен штатив.
Сразу снять крутое изображение на iPhone нереально. Что-то по цветам будет не так, плюс там заложена базовая обработка, которая иногда мешает. Поэтому установите хотя бы Lightroom, чтобы корректировать цвета.
Мне кажется, у многих просто не хватает терпения, чтобы разобраться в мобильной фотографии. Но это не работает. Нужно вникнуть, отточить навык.
— Поделитесь лайфхаками для мобильной съемки?
Я снимал через бинокль. Главное, чтобы не дрожали руки. Многие туристы видели это шоу, смеялись, а потом просили сделать им так же. Можно пользоваться этим трюком, если бинокль хороший. Правда, он стоит, как объектив.
Про постобработку
— Что в вашем творчестве значит постобработка?
Постобработка для меня — некая игра, где ты можешь менять элементы фото, цвета. Для меня в приоритете ручная обработка. Даже снимки с камеры я обрабатываю на телефоне. На нем тот же Lightroom не портит качество.
Я никогда не был фотографом-документалистом и позиционирую себя как художественного фотографа. В английском языке есть понятие fine art. В этом направлении нет привязки к натуральности. Вот и я больше про атмосферу. Обработкой я выражаю себя и свой взгляд. Например, в момент съемки мог быть солнечный день, но в итоге у фотографии будет совсем другое настроение.
Еще постобработка помогает выделять объекты. Я понимаю, что, если сниму песца в поселке Пирамида, то сзади на кадре будут индустриальные развалины. Кому интересно смотреть на такое? Естественно, я убираю их, делаю светлый фон, чтобы фокус был на песце.
Я воспринимаю фото как картину, которую ты дополняешь обработкой, а потом она становится законченным произведением искусства.
— Чему уделяете больше внимания на постобработке?
Я работаю со светом. Большая часть фото у меня в низком ключе, так что я много затемняю, выделяю тени. И цвет, естественно. Мне не нравится, например, синее небо, поэтому обычно убираю его. Люблю туман. Когда снимаешь его на мобильник, появляется шум. Поэтому часто я дополнительно добавляю его.
Про сотрудничество с Apple
— Как происходит взаимодействие с Apple?
Их рекламщики пишут интересным компании людям. С тобой связывается менеджер, вы подписываете контракт о неразглашении, а после начинаются переговоры. Потом ты заполняешь документы, если согласен на их условия, проходишь бумажную волокиту. Еще они запрашивают оригинал снимка, чтобы удостовериться в авторстве.
Сейчас Apple обратились ко мне в третий раз. Захотели получить лицензию на фото. Это значит, что компания может использовать их в любой рекламе, афишах, баннерах. Мои снимки могут висеть в каком-то одном городе, а я даже не узнаю об этом.
Apple выплачивают определенную сумму за каждую фотографию. Естественно, это гораздо выше стоковой цены. Предложение очень щедрое, но сумму разглашать я не могу. Я был удивлен, что они в принципе это делают, что поддерживают мобильную фотографию и готовы заплатить, если им понравились снимки.
Многие начали спрашивать, как я туда попал, кому писал, с кем связан. А я не знаю, что такого сделал. Это настолько рандом, насколько возможно. Компания выбирает, что ей интересно, и обращается к тебе напрямую.
— Были трудности на переговорах?
Нет, всё просто. Разве что нужно терпение, если дело касается лицензии. Весь процесс занимает примерно месяц. Только после этого я получил деньги. Так как я не гражданин Америки, есть формы, которые нужно заполнить, чтобы появиться в их системе. Они не могут просто отдать деньги. Еще, наверное, трудно тем, кто не говорит на английском.
Про стиль, вдохновение и принципы в фотографии
— Кем и чем вы вдохновляетесь?
Долго я вдохновлялся северными фотографами. Бенджамин Хардмен (@benjaminhardman) — пионер северной фотографии. Джон Бозинов (@johnbozinov) — полярный фотограф, который принципиально снимает на iPhone.
Но я понял, что не хочу стать вторым Хардменом. Многие северные фотографы копируют его стиль. А это уже второстепенное творчество. В прошлому году я решил, что нужно выражать что-то свое. Меня начал захватывать кинематографический кадр. Цвета, композиция.
Я люблю старые фильмы ужасов, поэтому начал привносить в творчество темные тона. Я смешиваю мое увлечение ужасами с историей покорения Арктики. В ней полно мрачного, гибло много людей. Сейчас Арктика стала другой. Любой ее кусочек доступен без риска для жизни. И я вспоминаю те книги и фильмы об исследователях Арктики. Про то, как они своим трудом и силой покоряли это место.
Еще меня привлекает эстетика пленочного фото, поэтому я начинаю добавлять шумы, царапинки. Это как будто возвращает нас к старым снимкам эпохи покорения Арктики.
Я уже нашел свой стиль, но любой новичок начинает с копирования любимых фотографов и того, что он когда-то видел. Даже бессознательно. Я пересматриваю свои старые работы и понимаю, что это вещи, которые мне попадались когда-то давно. Например, раньше я зависал на Tumblr. И многие мои фото совпадали с тем, что я видел там много лет назад.
Этого не стоит бояться. Как и экспериментов. Я вот долго боялся, что, если начну делать фото в низком ключе и добавлять эффект пленки, это никому не понравится. Но всегда найдется аудитория, которая будет вашей.
Еще многое зависит от насмотренности. Нужно не застревать в своем инфополе: смотреть фильмы, иллюстрации, работы других фотографов.
Для новичков важно развить навык фотографирования и продолжать его совершенствовать. В начале пути не стоит гнаться за оригинальностью: смотрите и изучайте других, а стиль обязательно придет.
Текст: Елизавета Чечевица