• Статьи
  • Как создать коммерческий фотопроект: практический гайд от фотографов-организаторов

Как создать коммерческий фотопроект: практический гайд от фотографов-организаторов

15 июля 2021

3991

2

0

2

Фото: pixabay.com

Фотопроект — выгодный для фотографа формат, когда можно за один день провести съемку для группы клиентов, не продумывая индивидуально под каждого образ и локацию. Клиент же получает красивые тематические фотографии, и при этом ему не нужно заморачиваться вообще ни с чем — достаточно просто приехать. Звучит красиво... но с чего начать? Какие этапы нужно пройти, чтобы организовать фотопроект? Мы пообщались с фотографами и узнали, что учесть при выборе темы, как найти идеальную локацию и что делать, если за день до съемки вы остались без костюма.

Шаг первый: придумать тему

Анна Гребнева (@paparazzi_kids_), фотограф и организатор детских фотопроектов:
«Я стараюсь ни с кого не копировать: это нечестно по отношению к другим авторам. Но, чтобы работала фантазия, смотрю много фильмов, листаю Pinterest, изучаю иллюстрации детских книг и ретрооткрытки. Я люблю красиво оформленные художественные издания, могу иногда их просто рассматривать.

Из фотопроекта «Осенний». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_

Чтобы фотопроект покупали, нужно смотреть на аудиторию. Я стараюсь создать такой, который вовлекает детей. Например, добавляю в проект кролика: когда ребенок начинает взаимодействовать с животным, работать не трудно. Дети выдают искренние эмоции от контакта с этим зайкой. Такие фотографии получаются живыми».

Яна Полякова (@fotowish), фотограф и организатор фотопроектов:
«Идею для проекта можно почерпнуть из чего угодно! Образ героини из фильма, виды спорта (балет, большой теннис), искусство, животный мир... Сильно вдохновляет природа, например понравившаяся локация — карьер или водопад».

Шаг второй: проработать образ

Яна Полякова: «Вокруг идеи строится дальнейшая работа команды: либо я заказываю пошив образа, либо арендую платье и реквизит (мы сотрудничаем со многими костюмерными города). Также заранее прорабатывают будущий внешний вид участников наши мастера по макияжу и прическам, а фотографы продумывают позы. Все образы с нуля я продумываю сама как организатор. И я же привожу костюмы и реквизит на съемки.

Из фотопроекта «Ретроавтомобиль». Фото: Алина Митерева / vk.com/fotowish

Мы всегда стараемся охватить всю линейку размеров. Как правило, от 38–40-го до 50–52-го. Но случалось, что к нам записывалась на проект девушка размера плюс-сайз, и мы шили или брали в аренду платье индивидуально под нее».

Анна Гребнева: «Бывает, образы возникают исключительно из цветового сочетания. Я увижу, например, красивые оттенки желтого с коричневым в букете цветов, и мне хочется сделать фотопроект, чтобы у девочки было горчичное платье и она держала коричневую корзиночку с собакой. 

У меня образ складывается мгновенно. Я сразу представляю картинку, которую хочу получить. И так я начинаю потихоньку собирать проект. Иногда рисую эскиз, чтобы понимать позы и композицию.

Из фотопроекта «Золотое яблоко». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_

При выборе темы и образа нужно учитывать возраст моделей. Практически невозможно сделать один проект для детей от года до 18 лет. Странно было бы на малышковый проект с уточками, пушистой юбкой позвать девушку 16 лет. Возможно, это имеет место, но вряд ли вы найдете большую аудиторию. Как правило, возрастной диапазон проекта короткий: от года до трех, с двенадцати до шестнадцати.

Чаще всего я делаю костюмы сама. Их создание — трудоемкий и дорогостоящий процесс. Если делать несколько образов на каждый рост и размер, проект будет сильно дороже. Клиенты не захотят платить двадцать тысяч вместо восьми. Поэтому я стараюсь подбирать один комплект одежды и регулировать его на разный рост корсетами, утяжками, прищепками».

Шаг третий: найти локацию

Анна Гребнева: «Иногда я нахожу локацию и понимаю, что здесь можно сделать проект. Например, цветочное поле, необычное дерево, деревянный мостик в парке. Но чаще я сначала придумываю идею, а потом ищу место.

Это забавный процесс — нередко локация появляется словно из ниоткуда. Так было с проектом “Алиса в Стране чудес”. Я прошла несколько парков, и всё не могла найти место. И тут я увидела обычное дерево. Вдруг мне захотелось обойти его, и я поняла — это то что надо! С другой стороны оно было невероятно фактурное, как в сказке, с большим дуплом внизу, и от него росла горизонтальная ветка, на которую мы повесили цветочные качели,
— Анна Гребнева

При съемке уличных фотопроектов обязательно нужно учитывать световые условия. Я стараюсь снимать либо до 10 утра, либо с 18–19 вечера, чтобы свет был мягкий. Днем вряд ли удастся наснимать что-то красивое. Только прятаться в тени, но есть риск получить прекрасных “зеленых” моделей, что потом придется долго править в редакторе.

Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_

В студии я учитываю ее техническое оснащение, смотрю, как обстоят дела с окнами. Обязательно узнаю, есть ли достаточное количество гримерных мест, дает ли студия дополнительные часы со скидкой или бесплатно на монтаж и демонтаж декораций. Ведь если проект масштабный, то флористы и декораторы приезжают заранее и готовят локацию».

Яна Полякова: «Исходя из задумки мы подбираем локацию. В нашем городе существует очень много фотостудий с самыми разнообразными залами под любой запрос.

Из фотопроекта «Левитация». Фото: Алина Митерева / vk.com/fotowish

Также мы проводили проекты в музеях (таким образом открыли для себя и наших участниц “Сладкий музей” и Музей советских игровых автоматов. Иногда места для съемки предлагают сами модели, и мы прислушиваемся.

В хорошую погоду выезжаем на карьеры, в лесопарки, конюшни… К сожалению, бывало, что, приехав на локацию, мы обнаруживали там много народа. Так было с Тосненским водопадом. В этих случаях стараемся никому не мешать отдыхать — при обработке “удаляем” людей с кадра в графических редакторах».

Шаг четвертый: собрать команду

Яна Полякова: «Команду я собирала методом проб и ошибок. Все началось с того, что мы с визажистом-стилистом решили организовать первые пробные съемки. Сейчас я — организатор, а тогда была фотографом. И снимала бесплатно, а потом узнала, что визажист брал с моделей деньги. 

Из фотопроекта «Принцесса Диснея». Фото: Яна Полякова / vk.com/fotowish

А, например, с двумя другими визажистами-стилистами мы не смогли сработаться из-за их растущих запросов. Они хотели только получать, не вкладываясь в развитие команды.

После таких случаев я привлекала в команду только тех людей, которых советовали друзья и знакомые. Кроме того, мне очень помогает мой муж: он встречает участниц, развозит их, если нужно, и всегда присутствует на съемках».

Анна Гребнева: «Я сама писала людям творческих профессий. Например, спрашивала флористов, не хотят ли они поучаствовать в проекте на условиях TFP. И как правило, те, кто откликался и работал поначалу бесплатно, потом долго сотрудничали со мной уже на коммерческих условиях. Как раз они и есть моя команда.

Для поиска специалистов я использую Instagram. Удобно, что можно сразу посмотреть работы. Я никогда не пользовалась “Вконтакте” или сайтами по поиску специалистов.

Но самая главная часть моей команды — муж. Он мне помогает в изготовлении реквизита, поддерживает морально, занимается поиском и арендой животных, локаций».

Шаг пятый: привлечь клиентов

Анна Гребнева: «Участников на фотопроекты я набираю, например, через страничку и группу во “Вконтакте”. Еще у меня есть Instagram. Там я пишу посты, предлагаю референсы, если у меня еще не отснят анонс проекта, рассказываю, что будет входить в него. 

Лучше всего работает сарафанное радио. Клиенты советуют меня друзьям, знакомым, коллегам, рассказывают, как было классно, какие хорошие фотографии они получили.

Из фотопроекта «Ундина». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_

Иногда я “включаю” рекламу, чтобы найти новых участников, но у меня большой пул постоянных клиентов, которые с удовольствием ходят на все проекты. Обычно за неделю я пишу анонс и набираю несколько человек на съемку. Также у меня есть менеджер по рекламе, который помогает продвигать страницы, вести соцсети. У меня очень большая загрузка, и я не могу охватить всё сама».

Яна Полякова: «Первых клиентов я набирала через знакомых. Просто предлагала поучаствовать в съемках бесплатно. Очень много участниц остались с нами до сих пор с самого начала нашей работы. По их рекомендациям к нам приходят их друзья и родственники».

Бонус: успешные кейсы

Яна Полякова: «Мой самый нервный фотопроект — “Гарпия”. Я увидела в прокате очень красивое платье с черными перьями на корсаже. Хозяйка костюмерной была из другого города, но приезжала в Санкт-Петербург со своими образами.

Из фотопроекта «Гарпия». Фото: Галина Отян / vk.com/fotowish

Я договорилась взять в аренду костюм, но его не привезли. Хозяйка образа была на связи, но в какой-то момент просто пропала, выключив телефон. Сейчас я думаю, что, возможно, платье и не существовало вовсе. Тогда я впервые столкнулась с тем, что люди могут так недобросовестно поступить, “кинуть”. 

В итоге, чтобы не подводить людей, за ночь мы сшили похожее платье и успешно провели фотопроект. Но потрясение испытали хорошее!»

Анна Гребнева: «Мой самый любимый и успешный проект — “Балет”. Он подходит для девочек разного возраста, начиная от годика и заканчивая уже совсем взрослыми. Это популярный проект, в котором поучаствовало много людей. Обычно я провожу его зимой, потому что это всегда съемка в студии.

Из фотопроекта «Балет». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_

Самое тяжелое в этом проекте — помочь девочкам, которые не имеют отношения к танцу, сделать красивые позы, поставить руки и ноги “по-балетному”, чтобы это выглядело эстетично в кадре. 

Мне эта тема близка: в детстве я хотела быть балериной и могла постоянно смотреть балет. Благодаря моему проекту я стала причастной к этому искусству. Пусть и косвенно, со стороны фотографа».

2

15 июля 2021

3991

2

0

2

2 комментария

Полезный текст! Спасибо

Михаил Зимин

17 июля 2021

Спасибо за рассказ. Не навязчиво и со вкусом. Со многим сказанным согласен. Удачи в творчестве!

Самые новые

Самые читаемые