Как снимать портрет на однотонном фоне и циклораме

23 янв. 2023

6586

1

0

0

Однотонные фоны — один из самых простых и удобных вариантов для съёмки портретов. Причём самых разных жанров. Однако работа с однотонными фонами требует умения ставить свет и некоторых других навыков. О том, как фотографировать портрет на однотонном фоне или циклораме, читайте в этом материале.

Съёмка на белой циклораме / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как выбрать фон для съёмки портрета
Как снимать портрет на однотонных фонах
Что такое циклорама и как на ней снимать
Как снимать портрет на тёмном фоне

Как выбрать фон для съёмки портрета

Для съёмки портрета в качестве фона можно использовать разные вещи: можно снимать на специальных фонах, на бумаге, на ткани, на обоях и даже вообще без фона, если относительно темно. Удобнее всего работать со специальными фонами: листы бумаги нужно клеить, а потом ретушировать стыки, обои не всегда бывают чистыми и соответствую задумке кадра.

В студиях часто можно встретить стандартные бумажные фоны на стойках. С таким фонами не обязательно работать именно в студии. Распространена практика, когда, например, фоны на стойках себе приобретают магазины или шоурумы, чтобы снимать новые поступления одежды прямо в магазине.

Бумажные фоны достаточно удобны. Во-первых, как правило, они достаточно длинные. Дело в том, что для съёмки часто нужно поставить модель достаточно далеко от фона. Бумажный фон можно достаточно сильно раскатать. К минусам бумажных фонов можно отнести хрупкость и недолговечность. Бумага она бумага и есть. Даже плотная.

В плане стилистики бумажные фоны — самый нейтральный, ни к чему не обязывающий вариант, который не несёт дополнительной смысловой нагрузки. На однотонном бумажном фоне можно снимать хоть детей, хоть бизнес-портрет.

Обе картинки сняты на однотонном бумажном фоне / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Широко распространены тканевые фоны. Они более прочны по сравнению с бумажными, их удобно перевозить, поскольку они легко складываются, при необходимости тканевый фон можно постирать. Ещё один большой плюс тканевых фонов — их мобильность. При необходимости на тканевом фоне можно снимать и под открытым небом.

Например, с их помощью можно создавать такие сюжеты / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Из минусов: тканевые фоны не настолько нейтральны и терпимы к сюжетам. Ткань не будет ложиться так же ровно, как бумага, она будет немного, но драпироваться. Плюс даже у однотонной ткани есть текстура.

Такие фоны отлично подходят для съёмки женского портрета или семейных съёмок. Но вот для съёмки делового портрета — уже спорный вариант.

Съёмка на фоне из льна / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Существуют также более экзотические фоны — например, артистические, имитирующие сырую штукатурку или виниловые. Но такие фоны уже сложно назвать просто однотонными, и съёмка на них требует отдельного разговора, поскольку подобный фон полностью задаёт съёмке характер.

Что касается выбора цвета фона, тут стоит в первую очередь отталкиваться от задумки съёмки и тех смыслов, которые вы планируете в неё вложить

И есть ещё несколько нюансов. Например, сложность работы с конкретным фоном. Белый фон гораздо проще засветить, к нему применимы более простые схемы света по сравнению с чёрным. Также иногда вызывают проблемы яркие фоны — они дают цветные рефлексы, от которых потом приходится избавляться на этапе постобработки.


Читайте также:
Высокий ключ: что такое, как снимать, схемы света
Низкий ключ: что это такое, как снимать, схемы света
Монохромные снимки: как сфотографировать чёрное на чёрном, белое на белом


Как снимать портрет на однотонных фонах

Все классические схемы света для съёмки портрета строятся как раз в основном для съёмок на однотонных фонах.

Главные принципы работы с любыми фонами:

  • не стоит ставить модель вплотную к фонам (будут тени, рефлексы и сложности со светом), нужно ставить её настолько далеко, насколько позволяет размер фона;
  • не стоит засвечивать фон и модель одним и тем же источником света, особенно если это фронтальный рисующий свет. В этом случае свет будет визуально соединять фон и модель, уничтожать перспективу и делать кадр плоским. Лучше ставить более верхний свет на модель;
  • если фону нужен свет, лучше подсвечивать его отдельным источником;
  • при выборе фона стоит ориентироваться на сюжет: под каталожную съёмку уместным будет белый или серый фон, под некоторые варианты контент-съёмки подойдут цветные. С цветными нужно быть осторожным: одни могут давать достаточно яркие рефлексы на кожу модели, которые потом придётся убирать на пост-обработке. Особенно это относится к ярко-синим, зелёным и красным фонам.

Кадрирование. Есть классический, проверенный годами, подход к кадрированию портрета на однотонном фоне:

  • обрезаем кадр так, чтобы не было видно краёв фона;
  • тело человека кадрируем либо ключицы, либо по грудь, либо по пояс;
  • не отрезаем руки, не режем по суставам.

Но интересного результата можно добиться, слегка нарушая правила. Например, показать, что модель позирует в студии.


Читайте также:
Кадрирование портрета: современный подход

Снимки, на которых видно края фона также имеют право на жизнь и выглядят интересно / Фото: bysignemengote.com

Что такое циклорама и как на ней снимать

Циклорама — это твёрдая конструкция (обычно деревянный или металлический каркас, покрытый штукатуркой и краской), в которой стена плавно перетекает в пол. Она позволяет получать на снимках бесконечный белый фон. 

Типичная прямая циклорама, бывают ещё угловые, у которых фон продолжается ещё с одной стороны / Фото: unsplash.com

Циклорамы очень распространены, их можно встретить в студиях практически в любом городе. Это удобный вариант для съёмки на однотонах: потому что, во-первых, циклорама гораздо прочнее, чем любой бумажный или тканевый фон, во-вторых — на ней удобно снимать ростовые портреты.

Чаще всего встречаются белые циклорамы, иногда бывают чёрные, иногда делают зелёную — такой вариант используется при съёмке с заменой фона. В некоторых студиях встречается вариант, когда циклораму могут покрасить в любой необходимый цвет под съёмку, но, как правило, это довольно дорогое удовольствие и оно используется только при съёмке очень масштабных проектов.

Классическая схема света для съёмки на белой циклораме выглядит так:

Рисующий источник света подсвечивает модель, два источника, направленные на фон, засвечивают циклораму и избавляют её от тени, падающей от модели / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Такой подход позволяет делать фон максимально белым и получать подобные снимки:

Белый фон на фото абсолютно белый, он не отличается от белой заливки на странице сайта / Фото: unsplash.com

Ещё лет пять назад считалось, что при съёмке на белой циклораме (например, для каталогов) этот подход единственно правильный. Что белый фон нужно обязательно высвечивать так, чтобы он был белый-белый. А если фон сероватый, то это брак.

Последнее время циклорамы чаще всего не выбеливают даже в каталожке. Более того, снимки на совершенно белом фоне часто смотрятся морально устаревшими.

Чтобы получить светло-серую циклораму, можно использовать схему света, аналогичную той, что выше, но делать фоновый свет менее мощным. Или можно использовать более простые схемы света с двумя источниками.

На первой большой октобокс одновременно и заполняет тени на лице модели и слегка подсвечивает циклораму / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как ни парадоксально, на белой циклораме можно делать и достаточно тёмные снимки. Для этого необходимо располагать модель как можно дальше от фона и использовать схемы света с более верхним рисующим источником.

Съёмка на циклораме без фонового цвета / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Белая циклорама — вообще очень удобный инструмент, с помощью которого можно получать очень разноплановые снимки. 

Например, белую циклораму легко сделать розовой, голубой, фиолетовой и зелёной. И перекрашивать ничего не придётся / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Для того, чтобы сделать белую циклораму цветной, потребуется фоновый источник света с цветным фильтром. Чем более ярким должен быть цвет фона, тем более плотный фильтр нужно брать.

Работая по такой схеме, следите, чтобы фоновый свет не летел на модель. Лишний свет можно отсечь чёрными флагами или при помощи v-flat.


Читайте также:
V-flat: что это, как сделать самому, как использовать на съёмке, световые схемы


Как снимать портрет на тёмном фоне

Съёмка портрета на тёмном фоне не слишком отличается от работы со светлыми фонами, но есть одно «но». Тёмные фоны гораздо более требовательны к постановке света. Например, подобный однотонный чёрный фон легко засветить неаккуратно поставленным заполняющим источником света, и тогда снимки станут невнятыми и необъёмными.

Поэтому, чтобы получить выразительные портреты на чёрном (или просто тёмном фоне), строго выполняем то правило, о котором мы говорили в начале текста: ставим модель как можно дальше фона.

Фон при необходимости подсвечиваем вторым источником света / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Больше сложных схем света для съёмки на чёрном однотонном фоне вы найдёте здесь.

Чтобы снимать портреты на чёрном фоне, не обязательно вообще иметь фон. Такого эффекта можно добиться при помощи правильной постановки света в просторном помещении или на улице.

Эти снимки сделаны вечером в городе / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Чтобы получить такой снимок, понадобится вспышка на палке или журавле и комплект радиосинхронизаторов. Вся фишка тут в том, чтобы сделать свет достаточно верхним и чтобы за спиной модели было много пространства без стен или других светлых объектов, от которых свет мог бы отразиться.

1

23 янв. 2023

6586

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые