Покупка светосильного объектива — практически неизбежный шаг в жизни любого начинающего фотографа. Если сначала обычно человек покупает набор камера + китовый объектив, то через пару месяцев кто-нибудь на форуме обязательно посоветует ему светосильный полтинник, который красиво моет фон. Это правильно: такой объектив помогает двигаться дальше, но когда он первый в жизни, может вызывать трудности и вопросы. О том, как новичку приручить светосильный объектив, читайте в этом материале.

Сразу оговоримся, что этот текст для новичков — для людей, которые впервые взяли в руки светосильный объектив и только учатся с ним работать. Будет много подробностей и объяснений, которые опытному человеку могут показаться очевидными.
Что такое светосильный объектив
Какой объектив выбрать в качестве первого светосильного
Что делать, если светосильный объектив не размывает фон
Проблемы с фокусировкой на светосильный объектив
Резкость уходит на фон
Объектив долго фокусируется или не фокусируется совсем
Проблемы с пересветами на светосильный объектив
Когда диафрагму лучше прикрыть
Что такое светосильный объектив
Светосильным сегодня называют объектив, светосила которого выше, чем 2.8. Светосила — это возможность объектива пропускать свет. Она достигается размером отверстия в объективе. Про физику этого явления можно рассуждать долго, вот здесь мы писали о ней.
Традиционно светосила обозначается буквой f, например, светосильный объектив Sigma AF 35mm f/1.4. Чем меньше значение f, тем больше светосила.

Начинающему важно запомнить две вещи относительно светосилы:
- чем она больше, тем проще будет работать при тусклом свете;
- чем она больше, тем сильнее объектив будет размывать фон и лучше отделять от него объект.
Впрочем, по одной из этих двух причин новичок обычно и покупает светосильный объектив: либо ради работы в темноте, либо ради красивого размытия фона.

Какой объектив выбрать в качестве первого светосильного
Светосильные объективы есть в каждой линейке аппаратуры. Это могут быть фиксы и зумы, могут быть объективы с разным фокусным расстоянием (широкоугольные и длиннофокусные), с разной светосилой, ручные и автофокусные.
Новичку лучше учиться работать на умеренно светлый фикс с минимальной светосилой от 1.4 до 2.0. С ручным объективом будет сложно, поскольку фокусировка даже на автофокусный светосильный объектив может вызвать трудности.
Чаще всего первым светосильным объективом для начинающих становится объектив с эквивалентным фокусным расстоянием в 50 mm (их ещё называют полтинниками). Такой объектив наиболее универсален: на него можно попробовать снимать и портреты, и природу, и животных, и предметку.
Минутка теории. Эквивалентное фокусное расстояние — фокусное расстояние объектива (обычно указано в названии стекла), умноженное на кроп-фактор камеры. Дело в том, что матрицы современных камер отличаются по размеру. Эталоном считается полный кадр, также встречаются камеры с уменьшенной (кропнутой) матрицей и дважды уменьшенной (микро 4/3).
Термин «эквивалентное фокусное» нужен потому, что один и тот же объектив будет давать разный угол зрения в зависимости от того, на какую камеру он установлен — на полнокадровую или кропнутую. То есть объектив с фокусным 35 мм, установленный на кроп, будет давать угол зрения, как объектив 50 мм на полном кадре.
Если в этой теории сложно, давайте разберём на примерах. Посмотрим на список хороших объективов, которые можно смело выбирать в качестве первого светосильного:
– для Canon: Canon EF 50mm f/1.4 USM;
– для Nikon: NIKKOR 50mm f/1.4G;
– для Sony: Sony E 50mm f/1.8;
– для Fujifilm: Fujifilm XF 35mm f/1.4;
– для Olympus: Olympus 25mm f/1.8.
У этих объективов разное фокусное расстояние: в названии мы видим — первые три на 50 мм, четвёртый на 35, пятый на 25. Но у них одинаковое эквивалентное фокусное расстояние — все они полтинники. Дело в том, что в современной линейке Fujifilm нет полнокадровых камер, только кроп, а у Olympus матрицы формата Микро 4/3.
Что касается выбора «фикс или зум», лучше брать фиксы — объективы с постоянным фокусным расстоянием. Проще говоря те, которые не позволяют приближать изображение. Может быть, это звучит не очень логично, но с такими объективами проще работать, поскольку светосила не меняется в зависимости от зуммирования.
Дальше мы будем говорить о режимах работы, с которыми нужно познакомиться для комфортной съёмки на светосильный объектив, для них эта особенность будет критически важной. Существуют зумы, с постоянной светосилой, но они будут существенно дороже.
Все перечисленные выше рекомендованные объективы — фиксы.
Что делать, если светосильный объектив не размывает фон
Представим ситуацию: вы заплатили за светосильный объектив немалые деньги, а картинка практически не изменилась. В рекламе или у блогера объектив даёт красивое размытие фона, хорошо отделяя от него главный объект, у вас же на деле картинка остаётся такой же, какой была на китовом объективе.
Если вы столкнулись с этой проблемой, значит, необходимо освоить работу в режиме приоритета диафрагмы (А).
Режим приоритета диафрагмы — это режим, когда вы вручную выставляете значение диафрагмы, а остальные два параметра (выдержку и значение ISO) камера подбирает автоматически. Он есть абсолютно у каждой зеркалки и беззеркалки и большинства компактных камер.
Выставлять значение диафрагмы вручную важно, поскольку светосильные объективы дают красивую картинку с выразительным боке только на открытых значениях диафрагмы. На минимальных, которые есть у объектива — это может быть 1.2, 1.4, 2.0, 2.8.

Если вы снимаете в авторежиме или в режиме P, камера, скорее всего, будет автоматически подбирать средние значения диафрагмы (3.5, 4.0), из-за этого размытие фона будет меньше. Ещё один важный момент: чтобы получить размытие фона, расположите объекта максимально далеко от фона.
Если вы снимаете человека, который стоит, прижавшись спиной к стене, фон не размоется. Если этот человек стоит на фоне леса, который находится от него метрах в 20 и больше, фон размоется. Общий принцип такой: чем дальше фон от человека, тем сильнее будет размытие фона.
Так что, первый шаг: переключаете камеру в режим А, выставляете минимальное значение диафрагмы, которое позволяет объектив, и располагаете объект не впритык к фону. Если всё сделать правильно, проблема исчезнет, размытие фона появится. Но могут возникнуть другие проблемы.
Проблемы с фокусировкой на светосильный объектив
Резкость уходит на фон
Проблема №2, которая часто возникает у новичков — фокус, который уходит непонятно куда. Это может выглядеть вот так:

Это происходит, когда у человека в принципе нет навыка фокусироваться. Сюрприз: даже автофокусный светлый (светосильный) объектив фокусируется не вполне автоматически. Ему нужно показать, на чём фокусироваться — сам он не может догадаться, нужен вам фокус на голове человека или на фоне сзади. Для этого нужно смещать фокусировочную рамку или фокусировочную точку на нужное место.

Дело в том, что когда снимаешь на китовый объектив на автодиафрагме, глубина резкости большая, в неё попадает и человек, и дерево за его спиной. Глубина резкости светосильных объективов мала — она может составлять от 30 до 2 сантиметров. Поэтому становится критически важно работать с фокусировочной точкой, чтобы избегать таких грубых ошибок по фокусу.
Также важно помнить, что чем больше светосила объектива, тем важнее будет фокусироваться очень точно. Если, например, при значении диафрагмы в 1.4 вы фокусируетесь не на глаз модели, а на ухо, это будет критично. Глаза из резкости вывалятся — как раз-таки из-за малой глубины резкости.

Объектив долго фокусируется или не фокусируется совсем
Первое, что стоит запомнить: светосильные объективы вообще, как правило, фокусируются медленнее, чем их более тёмные собратья. Это связано и с небольшой глубиной резкости, и с конструктивными особенностями. На деле это просто нужно запомнить, как аксиому. Среди топовых объективов в любой линейке аппаратуры можно найти светосильные объективы, которые будут фокусироваться почти также быстро, как китовые, но среди бюджетных стёкол многие будут медленными.
Так что, если в сложных условиях (когда темно или мелькает свет) ваш недорогой объектив долго ёрзает автофокусом туда-сюда или совсем не может сфокусироваться, всё абсолютно нормально. И с объективом, и с вашими руками.
Лайфхаки для лёгкой фокусировки на светосильный объектив:
- автофокус любит контраст — поэтому фокусировочную рамку нужно наводить на самую контрастную часть снимаемого объекта. При съёмке портрета обычно фокусируются по глазам модели не только потому, что это зеркало души, но ещё и потому, что глаза и ресницы обычно создают контраст с общим цветом лица, по ним сфокусироваться легче. Если снимаете человека в рост, можно ставить фокусировочную рамку на границу волос и лица или одежды и кожи;
- использовать подсветку автофокуса. Если её нет, подойдёт любой фонарь. Причём если дополнительный свет портит вам атмосферу кадра, использовать его можно только в момент фокусировки. Подсветили фонарём лицо героя, сфокусировались полунажатием кнопки спуска, не отпуская её, погасили фонарь, сделали кадр.
Очень подробно о проблемах с фокусировкой мы писали здесь.
Проблемы с пересветами на светосильный объектив
Ещё одна проблема с которой можно столкнуться при съёмке на светосильный объектив — пересветы. Например, такое часто встречается, когда вы снимаете симпатичную семью в поле или в парке в солнечный день. Вы хотите получить максимально возможный уровень размытия заднего плана, поэтому открываете диафрагму до минимального значения. И все снимки вдруг оказываются сильно пересвеченными.

Это происходит из-за главного свойства светосильного объектива он пропускает много света. Чаще всего, пока ты снимаешь на тёмный китовый объектив, твоя главная проблема в том, что света мало. С объективом на 1.4 появляется проблема, что света стало слишком много.
Чтобы компенсировать этот избыток света, автоматика камеры при съёмке в режиме А будет пытаться либо укорачивать выдержку, либо занижать ISO. Но если выдержка уже и так предельно короткая (например, у многих не самых свежих зеркалок это 1/4000 сек) и ISO тоже минимальное, пойдёт пересвет.
Из опыта при параметрах 1/4000 сек, ISO 200, f 1.4 в яркий солнечный день точно будут пересветы.
Что тут можно сделать:
– если у вашей камеры есть электронный затвор, снимайте на него. Он обычно позволяет использовать более короткие выдержки по сравнению с механическим. Подробнее об этом читайте здесь;
– приобрести нейтральный фильтр, который будет скрадывать часть света;
– если фильтра под рукой нет, укорачивать выдержку и снижать ISO некуда, значит, придётся прикрыть диафрагму и пожертвовать какой-то частью размытия. Тут ничего не попишешь;
– если снимаете в live view на современную зеркалку или на беззеркалку по экрану, всегда… нет, не так. ВСЕГДА включайте режим «отображать условия съёмки на экране / reflect shooting conditions» в настройках экрана. С ним вы во время съёмки постоянно будете видеть картинку такой, какой на будет на готовом снимке. Пересвет точно не пройдёт.
У разных систем этот пункт меню может называться по-разному, но стоит потратить время, покопаться и найти его, если он есть. Сколько съёмок было спасено благодаря ему, словами не описать. И сколько запорото из-за того, что он был отключён — тоже.
Последний пункт, кстати, по сути своей — один из самых жирных аргументов в пользу того, чтобы в качестве первой камеры выбирать беззеркалку, а не зеркалку. Подробнее о плюсах и минусах разных камер читайте в этом материале.
Когда диафрагму лучше прикрыть
Часто после того, как человек купил светосильный объектив и научился с ним работать, наступает период, когда он снимает на него абсолютно всё, причём всегда на максимально открытой диафрагмой. Увлечение размытым фоном — обычное явление. Размытый фон выглядит красиво, необычно, кроме того, зачастую для обывателя бокешка — маркер дорогой и профессиональной фотографии. Понятно, что светосильными объективами легко заиграться.
Однако есть в ситуации, когда диафрагму светосильного объектива стоит прикрывать. Одну из них мы рассмотрели выше в разделе про пересветы. Также не стоит работать на минимальных значениях диафрагмы в следующих случаях:
- При съёмке с импульсным светом в студиях. Особенно в случае, если это классический портрет на однотонном фоне. Нормально пытаться увести в размытие симпатичный интерьер с новогодней ёлочкой, но пытаться размыть бумажный фон — занятие довольно бесполезное. Кроме того, открытая диафрагма очень часто может мешать работать с мощным студийным импульсным светом. Будут получаться пересветы точно так же, как в солнечный день;
- При съёмке группового портрета. В этом случае небольшая глубина резкости станет вашим врагом, а не другом. Если в кадре несколько человек на минимальных значениях диафрагмы легко получить такую картинку:

Это тот самый случай, когда для решения проблемы диафрагму лучше прикрыть. Справедливо не только для группового портрета, но и любой ситуации, когда предмет, который вы снимаете не влезает в полосу глубины резкости целиком;
- При съёмке пейзажа. При съёмке пейзажа небольшая глубина резкости также будет мешать. Особенно, если вы строите разноплановую композицию: где на переднем плане у вас красивый куст, на среднем берег озера, а на заднем — уходящее вдаль вода.