Первое время новичку, только купившему фотоаппарат, здорово снимать друзей за чашку кофе или даже за спасибо, которое и проезд на автобусе не окупит. Но когда ты разобрался, что такое ISO, понял, как убирать морщинки и прыщики, да и в целом набил руку, то уже хочется зарабатывать на любимом деле. Мы поговорили с тремя успешными фотографами о том, как они искали клиентов в начале, что делают для этого сейчас и какие пути продвижения считают топовыми.
Как фотографу привлечь клиентов в начале пути
Юлия Космо (@julicosmo), фуд-фотограф, автор инстаграм-блога о фотографии:
«До фуд-фотографии я занималась “человеческими” съемками и в самом начале снимала всех друзей и друзей их друзей бесплатно. Это были простейшие, без задумки и каких-либо концепций работы. В процессе помимо простого желания снимать появилось желание вложить смысл. Так съемки становились сложнее, масштабнее и затратнее, и пришло понимание: “пора брать деньги”. Да, по началу ты не знаешь, во сколько оценить свою работу, буквально по рублику накидываешь. Знаете, 100 рублей за час работы — это ровно на 100 рублей больше, чем бесплатно.
Первые заказы на фуд-съемку приходили во время участия в публичных профессиональных фотоконкурсах. За ними всегда следит большая аудитория, всех участников и судей. Просто ставишь хештэг, переходишь в публичное пространство, тебя видят – и приглашают поработать.
Еще хорошая основа для перехода на коммерцию — бартер. Ты учишься снимать по ТЗ, вести переписки, взаимодействию с другими людьми, получаешь реальный опыт работы».
Мария Якимова (@yakimova.mary), фотограф жанра «сюжетный кинопортрет»:
«Сначала я очень много снимала бесплатно творческие проекты. Брала подруг, тащила в студию, придумывала интересные образы. Через год люди начали сами ко мне обращаться, уже за деньги. Мои первые съемки стоили около 500 рублей. Я искала во “ВКонтакте” людей из своего города и добавлялась в друзья. При этом у меня висело в шапке, что принимаю заказы на съемки. Тогда это работало, и я быстро набрала подписчиков. Потом ко мне начали добавляться сами».
Ксения Большакова (@kse.bolshkova), предметный фотограф, владелица фотостудии:
«Начните с того, чтобы наполнить портфолио снимками того жанра, в котором хотите получать заказы. Важна релевантность портфолио — то, насколько оно соответствует запросу вашего идеального заказчика. В вашем портфолио косметика? Будут приходить косметические бренды. Я замечала, что это работает даже на таком уровне: появление в портфолио гель-лаков привлекло другие бренды из этой ниши.
Не ждите, пока появится ваш идеальный заказ. Снимайте для портфолио то, что мечтаете снимать за деньги.
Если это съемка с людьми, то всегда можно найти проекты TFP (Time for Print — “время за снимки”: когда модель и фотограф не платят друг другу, работая на портфолио — примеч. ред.)».
Сарафанное радио
Мария Якимова:
«До недавнего времени “сарафанка” была для меня главным источником клиентов. Также многие приходили, потому что мой профиль вылезал в рекомендациях как друг друзей.
Еще в течение двух или трех лет раз в сезон я устраивала фотомарафоны: объявляла, что месяц снимаю за полцены, но образ и локации придумываю сама, а клиент мне доверяется. Приходило очень много людей, в день было по 1–2 съемки. Так я много с кем познакомилась. А спустя время клиенты возвращались ко мне уже на съемки за полную стоимость, советовали меня».
Ксения Большакова: «”Сарафан” — это не только рекомендации от клиентов. Вас могут посоветовать даже те, кто просто подписан на профиль и влюблен в ваши работы. Потенциальный клиент в первую очередь ищет специалиста по рекомендации, а не в поисковике. Поэтому важно, чтобы про вас знало как можно больше людей. Пишите везде и постоянно о том, что снимаете».
Соцсети
Юлия Космо: «Мои основные площадки — Instagram и Telegram, но я есть везде. Важно использовать всё, что дает интернет.
Если вы заводите страничку только в Instagram, называете себя фотографом и ждете — этого мало. Нужно каждой площадке давать то, что она хочет. В основном это развлекательный контент.
Нужно демонстрировать себя, навыки, рабочий процесс. Распуститься, как павлин. Вовлечь человека в твою работу, ведь для многих фото — это “кнопконажимательство”. Важно показать, сколько ты потратил сил, денег, времени и о чем ты думал; выставлять эскизы, бэкстейджи».
Мария Якимова: «Чем больше тебя везде, тем лучше. Иногда мне приходили заказы с непонятных сайтов, где я когда-то загрузила портфолио. Но не распыляйте силы. Выберете одну-две площадки, например “ВКонтакте” и Instagram, и прикладывайте энергию туда.
Основной массив аудитории я нарастила, публикуясь в тематических пабликах во “ВКонтакте”, когда клиенты отмечали меня или репостили в Instagram. Хештэгами я особо не пользовалась, на тематических страничках (в Instagram) меня не публиковали.
Сейчас примерно 80% заказов приходят из Instagram, а остальные 20% — из “ВКонтакте”».
Ксения Большакова: «Мой личный топ — Instagram. Обязательно учитесь его вести! Хотя бы правильно создайте шапку профиля, чтобы вас находили, разберитесь в хештэгах, ссылках, оформлении.
Нужно смотреть трезво, что видит клиент. Если он ищет, кто бы сфотографировал мыло, а видит лес, детей и ваших собак, то он не придет. Определитесь, что хочется снимать, и сделайте, чтобы это было в портфолио в соцсетях.
Личный бренд эффективнее рекламы в Google. Клиент выбирает не только по портфолио, но и по личности. Показывайте себя, а не только выкладывайте работы.
Если смотреть на фото как на бизнес, то тут важны продажи, маркетинг, позиционирование. Куча вещей, которым нужно обучаться. Благо литературы, курсов, роликов на YouTube — масса».
Личный сайт
Юлия Космо: «Для сайта подойдет обучающий контент. Например, когда рестораторы ищут фуд-фотографа, они начинают задаваться вопросом, что такое фуд-фотография, как подготовиться к съемке. Им тоже нужна образовательная база».
Ксения Большакова: «Учитывая доступность и простоту создания сайта (есть куча модульных конструкторов), реально собрать его за вечер. Это не сложно и важно. Там вы можете разместить лучшие работы в большом размере, рассказать о себе, ценах, если они открытые. Я точно знаю, что клиенты переходят по ссылке из Instagram на сайт. Поэтому сайт выступает развернутым продолжением вашей самопрезентации».
Агрегаторы по поиску работы
Юлия Космо: «Если вам нужно чувствовать себя спокойно, быть уверенным, что вы использовали все возможности поиска клиентов, то ищите и на агрегаторах. Но, когда человек сидит на подобных сайтах, он в просящей позиции: ждешь, что тебе что-то капнет. К тому же иногда за отклик нужно платить. С точки зрения имиджа, это немного не то, что нужно, а личный бренд очень важен.
В ремесле фотографа важно работу не находить, а создавать. Просить нанять вас или писать “я могу вам поснимать” — это про изначально зависящую позицию. Люди, делающие бизнес, ценят тех, которые умеют “генерить” им деньги. А вы пришли просить, а не отдавать. Когда к вам сами приходят и говорят “круто, мы хотим так же!” — это про совершенно другие денежные отношения, где вы на равных».
Мария Якимова: «Во время периода, когда не было заказов, я подумывала поискать на агрегаторах работу.
А на “Авито” размещалась давным-давно, когда еще жила в Омске. Тогда снимала за две тысячи. Пару раз приходили заказы, но больше я туда не обращалась».
Советы начинающему фотографа по поиску клиентов и... себя
Юлия Космо: «Клиентам нужно решение проблемы. Они должны доверять вам как специалисту. А вы, как эксперт, должны не бояться сказать, что клиент предлагает бред. Это возможно тогда, когда ты уверен в себе. Иначе вы идете на поводу у заказчика, который сам не понимает, что ему нужно. Это порождает средний результат, а средний результат — неработающая “сарафанка”.
Самооценка равна ценности, которую мы несем в работе. И когда вы хорошо относитесь к себе, то будете иначе себя продвигать. Еще с крутой самооценкой растет работоспособность».
Мария Якимова: «Не бойтесь брать деньги даже на первых порах. Не тогда, когда только взяли камеру и не умеете снимать, а когда твердо стоите на ногах и понимаете, что можете сделать хороший кадр, который понравится человеку. Вы берете деньги не только за картинку, а за камеру, объективы, время, обучение. За весь свой опыт и то, что вложили в фотосессию.
Сначала научитесь снимать, создайте портфолио, а потом уже вкладывайте деньги в продвижение. У вас должен быть фундамент из хороших снимков. Тогда люди сразу начнут вас ценить и не будут думать, что что-то не так с композицией или что вы не умеете обрабатывать. Первые блины комом можно и не выкладывать, а начать с того, на что народ клюнет».
Ксения Большакова: «Не сравнивайте себя с другими. Вдохновляйтесь теми, у кого уже получилось, и спрашивайте у них совета (профи охотно делятся). Создайте окружение из тех, кто верит в вас. Берите деньги за свою работу. Делайте то, что вам нравится. Развивайте не только hard skills (профессиональные навыки), но soft skills (коммуникабельность, пунктуальность, креативность, работа в команде). Учитесь понимать клиента, создавать контент, общаться с людьми, строить свой график».
Автор: Лиза Чечевица
2 комментария