Погода может помогать создавать красивые фотографии, а может мешать. Когда за окном тучи, или того хуже — бесконечная серая муть, легко получить невнятные серые снимки. Но у пасмурной погоды есть свои плюсы и свои прелести. О том, какие лайфхаки существуют для съёмки в пасмурную погоду, читайте в нашем материале.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/20df73043bd449f190dd8780890bf952/image.jpg)
Плюсы и минусы пасмурной погоды для создания фотографий
Как снимать пасмурный пейзаж
Как снимать пасмурный портрет
Плюсы и минусы пасмурной погоды для создания фотографий
Если когда-нибудь спросите фотографа-портретиста, предпочтёт он солнечный день или пасмурный, он точно скажет, что пасмурный. Первый и главный плюс съёмки в облачную погоду — ровный мягкий свет, который заполняет кадр со всех сторон.
Если облака скрывают солнце и предметы не отбрасывают теней, это будет означать, что у вас нет ни рисующего, ни контрового света. Один бесконечный заполняющий. Этакий огромный лайтбокс естественного происхождения. Хорошо это или плохо? В зависимости от цели.
У мягкого света много преимуществ, особенно если речь идёт о съёмке портрета. Он не даёт выраженных теней, которые портят лицо. Он смягчает текстуру кожу, облегчая ретушь. Он, наконец, бережёт глаза модели — она не будет щуриться.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a5df3ba6ec8844cc963d6296e531580e/image.jpg)
Для начинающего фотографа съёмка портрета в пасмурный день будет оптимальным вариантом. Просто потому, что в этом случае сложно напортачить. Более простым способом получить годные снимки без лишних усилий был бы только вариант со съёмкой в золотой час.
Но у золотого часа есть единственный минус, которого пасмурный день лишён. Золотой час проходит быстро, а значит, и свет будет меняться довольно быстро. А днём под облаками свет меняется очень медленно, что удобно в том плане, что можно не концентрироваться на настройках камеры. Один раз в начале съёмки их выставил — и можно спокойно работать.
Главный минус съёмки в пасмурную погоду — он же главный плюс — свет ровный и мягкий. Под некоторые цели он может оказаться слишком скучным. При таком освещении сложно получить контраст и выраженные тени — свет заливает всё.
Ещё две проблемы могут быть связаны с техникой. Во-первых, если вы снимаете на не слишком светосильный объектив, в пасмурный день может быть слишком мало света. Особенно это касается съёмки динамичных сцен.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/d635282b85d14f92a5b537b8d1852cc8/image.jpg)
На примере выше съёмка идёт на бюджетный Fujifilm XC 50-230mm f/4.5-6.7, минимальное значение диафрагмы на котором на длинном конце составляет 6.7. На часах около 11 дня, но из-за низких туч и снега света совсем мало, поэтому приходится поднимать значение ISO до 1600. Это многовато для кропнутого Fujifilm X-T10, но иначе не получится избежать смазов.
Второй момент, про который нужно помнить, что в пасмурный день легко получить недосвет примерно на ступень. Особенно если речь идёт о съёмке зимой. Дело в том, что автоматика камеры всегда будет стремиться тянуть общую яркость кадра к 18-процентному серому. Это было необходимо до появления формата RAW, чтобы избежать пересветов, поскольку недосвет исправить проще, чем пересвет.
Ну, и последний неприятный момент: пасмурная погода означает возможность осадков. И снег, и дождь — не лучшие друзья фотоаппаратуры. Для защищённой аппаратуры, например, Canon 1Dx m II, Fujifilm X-T3, Olympus E-M1 m III, Sony a9 m II, Nikon D6, это не будет проблемой. А вот бюджетные камеры и объективы лучше не мочить. О том, как защитить вашу технику от снега читайте здесь, про особенности работы под дождём — здесь.
Как снимать пасмурный пейзаж
Ищите цвет. При ровном свете пасмурного дня эффектно будут выглядеть детали и объекты ярких, насыщенных цветов. Например, красное высотное здание в тумане смотрится гораздо более впечатляюще, чем серое.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a74f9953ba7d4c5f926900135d1c896e/image.jpg)
Ищите контраст. Большая проблема рассеянного света в том, что он не даёт контраста. Поэтому сюжеты контрастные сами по себе будут выглядеть эффектно. Это могут быть, например, тёмные стволы на фоне белого снега или неба.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/feca8be2a51842d98ab93227f27d1a66/image.jpg)
Делайте плюсовую экспокоррекцию. Следите за гистограммой и делайте экспокоррекцию, если снимок на автоматике получается недоэкспонированным.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/86b4d95e5ebe492e8ad4c54a8b0e6858/image.jpg)
Будьте внимательны с небом, его легко пересветить и полностью выбить. Если что-то пошло не так и небо оказалось пересвеченным, можно попробовать заменить его на этапе постобработки в Adobe Photoshop. Иногда такие коллажи смотрятся эффектно. Но нужен некоторый уровень насмотренности, чтобы сделать изображение, которое будет выглядеть естественно.
Попробуйте снимать чёрно-белые фотографии. Иногда в пасмурные дни получаются очень выразительные монохромные снимки.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/51e3175cca144c24848e459fd715f853/image.jpg)
Как снимать пасмурный портрет
Наслаждайтесь. Если у вас нет цели снять суровый мужской портрет с резким выраженным светом, пасмурный день — ваш друг. Вы не отвлекаетесь на свет, и можете больше времени уделить работе с позировками модели или эмоциями.
Если хочется всё же разнообразить свет, посмотрите по сторонам. Даже ровный рассеянный свет будет несколько меняться в зависимости от местности. Если, конечно, вы снимаете не в чистом поле, а, например, в городе или в лесу. Ищите естественные модификаторы света: это могут быть деревья, арки, козырьки подъезда. Под ними и особенно на границах свет будет немного меняться. Обычно этого достаточно, чтобы сделать несколько кадров с более драматичным освещением.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/832081ba72b940e0a4b85c88d6132e3e/image.jpg)
Попробуйте поснимать чёрно-белые портреты. Иногда дополнительный контраст можно получить при переводе в ч/б через один из каналов. Чаще всего через красный канал — он делает лица более светлыми, а участки снимка, которые в цвете были зелёными или синими, становятся более тёмными. За счёт этого достигается контраст.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/83a580f561784610a28b11d0fcc80d43/image.jpg)
Подробнее о методах перевода снимков в ч/б читайте здесь.
Ещё один вариант, который также имеет право на жизнь — съёмка с дополнительным искусственным светом. Скорее всего, днём источники постоянного света будут слишком маломощными, а вот со вспышками вполне можно поработать. Вспышка должна быть достаточно мощной. Например, точно подойдут для работы в поле Godox Witstro AD200Pro. Стандартным накамерным вспышкам может не хватить мощности для работы под рассеянным дневным светом.
При работе с дополнительным импульсным светом держите в голове, что у вас в схеме света постоянно присутствует мощный заполняющий источник. И достраивайте схему относительно этого. Обычно достаточно использовать один источник света в качестве рисующего, но можно поискать интересные варианты, например с контровиком.