• Статьи
  • Как фотографировать силуэты: в студии и с естественным светом

Как фотографировать силуэты: в студии и с естественным светом

27 июля 2023

1637

1

0

0

Силуэты — отличный способ сделать фотосессию интереснее, разнообразив сюжеты. Такие сюжеты выглядят просто но эффектно. В процессе съёмки можно столкнуться с рядом проблем — в том числе с фокусом или неправильной экспозицией. В этом материале посмотрим, как бороться с такими проблемами, и соберём подборку идей для фото с силуэтами.

Есть разные способы получить силуэт. Например, можно действовать так / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт


Съёмка силуэтов с естественным светом
Съёмка силуэтов в студии с искусственным светом
Как снимать силуэты: техническая сторона вопроса

Если совсем упростить, то силуэт — это совсем тёмный предмет, контрастный к светлому фону. Такие снимки всегда привлекают внимание, поскольку выглядят минималистично и графично.

Ещё одна прелесть силуэтов как сюжета, в том, они доступны всем, независимо от техники, на которую идёт съёмка. Фотографирование силуэтов скорее завязано на работу со светом и ракурсом, чем на технику. Поэтому неважно, крутая ли у вас камера и светосильный объектив или бюджетный смартфон

Съёмка силуэтов с естественным светом

Первое, что нам нужно для съёмки силуэтов в любых условиях — это хороший контровый свет. Его можно получить и работая с естественным светом и с искусственным. Один из самых распространённых и простых способов получить силуэт — снимать на закате с низким солнцем или просто освещённым небом.

Можно снимать как в момент, когда солнце ещё над горизонтом, так и в синий час — время, когда солнце уже опустилось ниже уровня горизонта, но небо всё ещё светлое.

Солнце в кадре, солнце не в кадре. Оба варианта выглядят эффектно и имеют право на жизнь / Фото: unsplash.com

При съёмке силуэтов с естественным светом очень важным становит ракурс. Выбирайте нижнюю точку и оставляйте в кадре много неба. Старайтесь, чтобы человек считывался полностью, а не как торс, который торчит из земли.

Удобнее всего снимать силуэты на равнине или ставить модель на возвышенность. Если вы и ваш объект находитесь на одном уровне, никакой возвышенности нет, лучше самому опуститься на землю, чтобы получить нижний ракурс.

Съёмка с уровня глаз, съёмка с уровня земли / Фото: unsplash.com

Работайте над контуром предмета, над позой модели. В случае с силуэтом у вас нет цвета, нет объёма, нет детализации. Всё, что есть — это контур. Пусть он будет выразительным. Это имеет отношение к съёмке силуэтов в абсолютно любых условиях — хоть на улице, хоть в студии.

Такой приём помогает показать красоту и пластичность тела, например, в танце / Фото: unsplash.com

Избегайте наложения предметов друг на друга. В случае с любыми другими схемами света человеческому мозгу проще разделить передний и задний план. В случае с силуэтом, если из головы вашего героя торчит дерево, ассоциация с оленем-рогоносцем будет неизбежна.

Многорукий рукононог / Фото: unsplash.com

Понятно, что снимок выше сделан так намеренно, но проблема невнятного контура при съёмке силуэта возникает часто.

Один из удачных приёмов — ставить модель в профиль. Это один из лучших ракурсов для съёмки силуэта. Особенно хорошо выглядят фото пар, когда люди в профиль смотрят друг на друга.

Человек узнаваем, несмотря на то, что фигура совершенно не проработана / Фото: unsplash.com

Красивые снимки получаются, когда используешь естественные рамки. Например, дома, горы или кроны деревьев.

Силуэты листьев и крыш на фоне заката / Фото: unsplash.com

Также классно смотрятся комбинации силуэтов и отражения в воде.

Когда идеи для сюжетов подсказывает сама природа / Фото: unsplash.com

С естественным светом можно работать не только на улице на закате. Красивые и выразительные снимки с силуэтами можно получить около окон и дверей. 

Окно здесь создаёт допонительную рамку, усиливая композицию / Фото: unsplash.com

Чтобы получить силуэт, важно, чтобы в помещении, из которого снимает фотограф, было достаточно темно. В противном случае фигура будет подсвечена и силуэт не получится. Так что стоит погасить свет и занавесить все окна кроме того, с которым вы снимаете.

Около окна также можно получить подобные сюжеты:

Здесь нельзя сказать, что это полный силуэт, но выглядят такие снимки эффектно / Фото: unsplash.com

Здесь источник света не располагается прямо за спиной модели, а немного освещает лицо. Это один из вариантов работы с силуэтом, когда не хочется крайностей.

Съёмка силуэтов в студии с искусственным светом

Есть два основных способа получить выразительный силуэт при съёмке в студии. Первый — это использовать один или два источника света, направленных в однотонный фон. Фон получается достаточно сильно (и при этом равномерно) засвеченным. По виду и характеру он будет похож на гаснущее небо после заката.

Схема света выглядит так / layersmagazine.com

Помимо двух источников света в этой схеме используются два чёрных флага. Они нужны для того, чтобы силуэт был чистым, и до модели не долетал отражённый от фона свет с боков.

Также очень интересного эффекта можно добиться, если пропустить свет через маску гобо.

Гобо позволяют сделать чёткое фигурное пятно света на фоне / Фото: unsplash.com

Обратите внимание, что здесь не используются чёрные флаги — на щёки модели попадает отражённый свет, отрисовывая объёмы.

Второй вариант — использовать большой октобокс одновременно и как источник контрового света, и как белый фон для силуэта. Для этого используется только один источник света, а модель нужно ставить очень близко к нему. Результат будет выглядеть примерно так:

Если откадрировать плотнее, будет непонятно, на фоне чего была снята модель / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как и на примере выше, такой свет даёт не абсолютный силуэт — из-за того, что модели нужно быть совсем близко к источнику света, свет немного заливает её с боков, создавая дополнительный световой рисунок. Впрочем, это даже выразительно.

Как снимать силуэты: техническая сторона вопроса

Фокусировка при съёмке силуэтов

Часто при съёмке силуэтов возникают проблемы с фокусировкой. Дело в том, что автофокус любой камеры любит контраст. А при съёмке силуэта вам нужно сфокусироваться на чём-то непроглядно-чёрном. В принципе, многие камеры вообще плохо фокусируются в контровом свете. Особенно в том случае, если съёмка идёт на медленный светосильный объектив, который в принципе не слишком быстро фокусируется. Вот здесь подробнее писали об этой проблеме.

Решить проблему с фокусом можно, например, при помощи ручной фокусировки. Или можно использовать такой лайфхак: подсвечиваем человека во время фокусировки фонариком, а в момент, когда снимаем кадр, фонарик гасим. Свет поможет камере сфокусироваться, а потом его можно убрать, чтобы не портил атмосферу.

Установка экспозиции при съёмке силуэтов

Если снимать в автоматике, при фокусировке на объекте она будет неизбежно высветлять кадр, стараясь проработать главного героя. А нам в этом случае наоборот нужно, чтобы он был не проработан. Силуэт по определению — это намеренно недоэкспонированная область.

Чтобы это поправить, можно либо делать экспокоррекцию на -1/-2, либо снимать, как снимается, потом докручивая фотографии на постобработке: усиливая контраст.

Ещё несколько важных моментов про экспозицию, которые будут полезны для обладателей современных беззеркалок. Если камера поддерживает функцию фокуса по лицам, эту функцию стоит отключить. Проблема в том, что камеры, ловя фокус по лицам, одновременно пытается выставить экспозицию так, чтобы лица были достаточно светлыми. А нам тут это не нужно.

Если камера имеет функцию расширения динамического диапазона (например, у Nikon D-lighting, у Fujifilm — DR, у Sony — DRO), стоит проверить, не пытается ли она осветлить тени. Если никак не получается провалить тени, попробуйте отключить эту функцию.

Если снимаете в JPEG, стоит выбрать самый контрастный профиль, который есть у камеры.

Баланс белого при съёмке на закате

Ещё одна проблема, с которой можно столкнуться при съёмке силуэтов на закате — баланс белого. Если доверить его автоматике, она может уводить баланс белого в сторону более синего, стараясь тянуть кадр к средне-серому значению цвета. А это тот самый случай, когда снимок должен быть провален в тёплые жёлто-оранжевые тона. 

Можно использовать одну из предустановок баланса белого. Неплохие результаты дают варианты «пасмурно» или «тень».

1

27 июля 2023

1637

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые