Идеи для съёмки: как фотографу найти свой стиль

19 июля 2022

7088

0

0

0

Фото: Olga Yonsh

Среди фотоснобов бытует мнение, что есть три вида фото, имеющие право на отсутствие идеи: предметные фото для маркетплейсов, меню на белом фоне и фотографии на документы. Они максимально прямо отображают объект, изображенный на фото, и только его.

В остальном что фотографам, что зрителю подавай возможность что-то почувствовать при взгляде на картинку. Вовсе не обязательно всем одно и то же, мы же все снежинки уникальные.

Так со временем комментарии зрителей «как открытка» или «как из пинтереста!» к вашим снимкам перестают ощущаться комплиментами и приводят к пониманию, что ассоциация вашей картинки с другими похожими картинками — не то, ради чего вот это вот всё.

Сегодня разбираемся, где фотографу найти вдохновение и понять, какой он, его собственный стиль, как придумывать идеи для съёмок и реализовывать их из пыли и веток, и как при этом не выгорать.

Идея в фотографии — что это для зрителей
Идея в фотографии — что это для фотографа
Где искать вдохновение
     Укради книгу и выдумай ограничения
     Технические и композиционные приемы
     Ассоциации
     Найди истоки своего творчества
     Трудности реализации
     Референсы и копирование
     Доверьтесь команде
И в заключение

Рассмотрим идею с точки зрения взаимодействия с двумя сферами: внешним миром — зрителей, и внутренним миром творца.

Идея в фотографии — что это для зрителей

Что такое идея в фотографии, как отойти от буквального изображения «вот это портрет Маши, на нём Маша, она красивая» и не потеряться в дебрях софистических философий, убивая желание снимать думами о бессмысленности бытия?

Иногда вроде понятно, что хотел сказать автор, но непонятно — зачем. Источник: pinterest.ru

Для начала разберёмся, так ли необходимо, чтобы в каждой фотографии была идея. Обратимся к целям фотографии и видам фотографов.

  • Есть фотограф-ремесленник, у которого каждая Маша на портрете — богиня красоты. Он снимает Маш, Маши платят, плачут от счастья, глядя на свою красоту, и советуют подругам. Этот фотограф абсолютно понятен зрителю, и пусть его фотография не особенно интересна кому-то, кроме Маш и их друзей, его это не слишком волнует. Он занимает своё место и хорошо делает своё дело. Он как мастер, которые делает деревянные ложки. Необходимости в деревянной ложке у человека нет, но она красивая. Никакого скрытого смысла тоже нет. Это ложка. Ешь. Здесь может не быть никакой идеи, только красивые фото с красивыми людьми. Это востребовано. Это понятно. 
  • Этот же типаж — ремесленник — снимает фото на документы и предметы на белом фоне. Здесь не нужен художник со всеми своими терзаниями. Здесь нужно просто хорошо делать работу.
  • Есть фотограф-автор. Он может быть не всем понятен. Здесь начинается искусство и, попадая у нему в кадр, ты можешь оказаться уже не просто Машей, а некой едва уловимой метафорой к чему-нибудь. Стиль каждого конкретного автора нравится не всем, но если нравится, то очень. У автора есть как минимум одна общая идея его стилистики, и ни одно фото не делается ей вразрез. Как максимум, каждая серия продумывается, каждый кадр создаётся, чтобы что-то показать. Идеи автора, как правило, понятны широкой аудитории, и если они нравятся, автору можно заплатить, чтоб он придумал идею для вас.
  • Есть фотографы-выставки — всё очень красиво, идей много разных, не обязательно связанных единой общностью. Каждый кадр — отдельная история. Иногда понятная, иногда нет. Эти ребята следят за инфоповодами и зачастую оказываются основателями новых трендов в фото. Кажется, здесь можно купить картину на стену, но нельзя попросить, чтоб идею придумали для тебя и про тебя.
  • И есть фотографы-закрытые творцы. Этим вообще всё равно, что вы думаете об их идеях, есть ли у них идеи и хороши ли они. Они просто делают то, что нравится и не спрашивали у мира вокруг, что мир думает по этому поводу. Это может быть как конечным выбором фотографа на своём пути, так и довольно частым этапом на пути развития новичка.

То есть, с точки зрения взаимодействия с внешним миром ремесленнику не нужна никакая идея, кроме как хорошо делать свою работу. Закрытый творец может делать всё, что ему вздумается, и если он может творить без идеи, или не объясняя свои идеи даже самому себе, — никто ему не запретит. Автору нужна своя идейная линия, которую он будет гнуть и пояснять, в том числе словами и текстами, и готовность адаптировать идеи под конкретных людей. Фотографу-выставке нужно много идей, которые будут так или иначе «задевать» людей за живое, актуальное или вечное.

Так что, если вас волновало, «должны ли» у вас быть идеи — ответ выше. Теперь обратимся к внутреннему аспекту. Когда снимать хочется, а что именно — непонятно.

Идея в фотографии — что это для фотографа

Главное — не зарывайтесь в поиски великой основательной идеи, которая выразит всё, вообще всё, так чтобы аж ах. Такой поиск может довести вас до мысли, что всё тлен, и единственное, что можно сделать с камерой — продать её. Оно того не стоит. Если есть в вас фотографический зуд, то стоит его реализовывать. А если кто-нибудь извне скажет что-то не то, ответьте ему, что он сам дурак.

Для ускорения генерации идей Olga Yonsh прикладывает кошку к голове. Эффективность методики не доказана. Фото: Таисия Рослякова

Лев Николаевич Толстой об искусстве сказал очень дельную вещь: «Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его».

Итак, доверимся Льву Николаевичу и примем за основу, что идеей в фотографии может быть чувство, которое автор передаёт зрителю. Ещё давайте договоримся, что не будем использовать слово «красота», оставив его зрителям. Как слишком абстрактное понятие, сильно разнящееся в восприятии даже близких по духу людей, условимся, что красота сама по себе не может быть чувством и идеей.

А вот гармония может. И именно гармонией света, цвета и формы мы достигаем того, что зрители назовут хорошей фотографией. Намеренной дисгармонией можем вызвать и передать тревожные, негативные ассоциации.

Где искать вдохновение

Любое искусство оставляет на зрителе свой отпечаток. Всё, что вы видите, слышите, читаете, из чего состоят ваши дни и ваш мир, находит отражение в вашем творчестве. Ходить в музеи, на выставки, смотреть на классическое искусство и на актуальные работы современников — неотъемлемая часть вашего развития и пища для генерации идей. Анализируйте, какие чувства и почему вызывают у вас увиденные работы.

Приучите себя постоянно искать что-нибудь удивительное в мире вокруг и отвечать на вопрос, почему оно вас удивило.  Удивляться самому и удивлять других — две стороны одной монеты, и для реализации этого пункта бывает достаточно мира вокруг вас.

Жан-Даниэль Лорье Триффи для V de V О. Мералда, 1985

Не ленитесь фотографировать то чужое, что вас тронуло, и писать заметки в телефоне обо всём, что думаете в эти моменты.

Пробуйте новое. Любой опыт, расширяющий ваш кругозор, может дать новые идеи.

Укради книгу и выдумай ограничения

Придумать идею — это навык, который можно прокачать. Вы не обязаны родиться с этим навыком, но если вы идете в творческую профессию, его придется освоить. Есть множество способов генерации идей. Есть книга «Кради как художник», которую можно украсть в интернете. Есть ещё много книг, в которых описана уйма методов. 

Сидеть на табуретке и придумывать, «чем бы мне заняться в жизни» — ууу, сложно. Сидеть и придумывать абстрактную съёмку — тоже сложно. Придумать съёмку про девушку с веслом, используя только зелёный и красный цвета в кадре — легче лёгкого. Иногда, чтобы выпустить фантазию на свободу, нужно задать ограничения, которые её разбудят.

Технические и композиционные приемы

Если пока сложно придумать даже ограничения, их можно выбрать среди технических. Это отличный способ заставить себя оторваться от дивана, когда очень хочется, но совершенно непонятно что именно снимать.

Выберите один-два технических или композиционных приёма, которые будете использовать всю съёмку или на протяжении одного дня прогулки по городу.

Тогда я очень радовалась, поймав эту женщину в районе Трастевере в Риме. Сегодня я бы не постеснялась подойти к ней и попросить разрешения снять крупный портрет. Фото: Olga Yonsh

Например, в одну из поездок по Италии я взяла с собой только старый объектив «Гелиос-44» с ручной фокусировкой и решила снимать прохожих на фоне архитектуры, причем только в чёрно-белом виде. Из всех многочисленных дорожных серий эта из 2016-го до сих пор выделяется и любима.

Решитесь ограничиться только определёнными сюжетами и идите гулять. Это могут быть снимки:

  • «в рамке» (композиционный приём фрейминг); 
  • супершироким углом;
  • с диагоналями;
  • сюжетов в боковом свете;
  • только на закрытой или наоборот, открытой диафрагме. 

Объединяющей идеей станут сами приёмы, которые вы используете.

Ассоциации

Развивайте ассоциативные цепочки. Напишите 30, 50 ассоциаций к любой теме съёмки, которая вам нравится, но кажется, что всё уже снято другими авторами. Или которую просит заказчик, а вы не знаете, что делать.  Пишите любые, самые банальные и самые странные ассоциации. Затем выберите 2-3, которые вас действительно зажигают и действуйте. Используйте майнд-карты, это действительно удобно!

Майнд-карта (карта мыслей, интеллект-карта) — это графическое структурированное отображение ключевой информации. Иллюстрация: Navika.pro

Найди истоки своего творчества

Что ты любишь с детства? Какую книгу бережно хранишь и перечитываешь раз в несколько лет, или прочитал в 15 и, может быть, даже стыдишься, что вот автор несерьёзный и произведение не классика, а в приличном обществе надо говорить, что, например, «Мастера и Маргариту» люблю.

Какую музыку ты любишь? Как выглядят эти музыканты? Как выглядят их клипы? Какие фильмы и мультфильмы? Что в них? Какая у них эстетика? Какая идея заложена?

Вот это всё ты. Тащи в свою работу всё то, что любишь. Может быть, все твои снимки должны быть про такую свободу и дружбу, как у дяди Фёдора с Матроскиным в Простоквашино. Может быть, ты вырос на панк-роке. Может быть, ты идеально понимаешь Пеппи Длинныйчулок, которой сейчас за 30 и теперь она должна ходить в офис, но не хочет терять себя. Если любишь фильмы Тима Бёртона — можно снимать для тех и про тех, кто тоже любит фильмы Бёртона. Это огромное поле идей.

У каждого из нас не одна любимая книга и не одна любимая песня. И то новое, что нравится сейчас тоже — отражай. Всё то, отчего хочется встать и сделать кадр или собрать образ — твоё. Смешивай всё, от чего тебя прёт.

Очень подробно рассматриваю эту тему в статье про портфолио.

Трудности реализации

Иногда придумать идею легко, а вот реализация кажется непосильной. Вот придумаю я, что хочу пустыню до горизонта и в ней модели в одежде от дорогих брендов с гусями на плечах и ягуарами на поводках. И что мне с этим делать? На этом примере разберёмся, что можно сделать, если кажется, что идея недостижима, а её невоплотимость не даёт вам придумывать новые.

Эта картинка здесь не агитирует вас заменять ягуаров на белых кошек, а просто висит, потому что она классная. Фото: обложка журнала GRAZIA China – Issue #457

Попробуйте несколько путей. Во-первых, посчитайте бюджет идеи. Локацию, похожую в кадре на пустыню, можно найти почти в любом песчаном карьере. Животные в аренду на съёмку — обычное дело в любом большом городе (и каждый фотограф сам решает для себя вопрос этичности такого их использования). Одежда, которая выглядит дорогой и модной, вполне может продаваться в ближайшем секонд-хенде, а стилист, которому вы объясните свою идею, легко подберёт её дешевле, чем обойдется аренда больших кошек на пару часов. 

Одежду нужно искать в секонд-хенде, а не в обычных магазинах потому, что с гусями на плечах моделей мало шансов вернуть одежду после съемки целой и невредимой. 

Итого, такая невероятная на первый взгляд в реализации картинка может обойтись в 15-20 тысяч рублей. Если это мечта, на неё можно накопить в одиночку или скинуться творческой командой, где каждый из участников положит этот проект в портфолио.


Читайте также:

Собрать команду для фотопроекта. 7 ответов для тех, кому надоело снимать в одиночку


Во-вторых, подумайте, о чём для вас эта, ещё не снятая, картинка. И перефразируйте идею в другой кадр. Наш пример, который я придумала, пока писала статью, и который не несёт особого смысла, можно трактовать несколькими способами:

  • как идею роскоши и единении с природой;
  • как о нерациональном, излишне расфуфыренном мире, в котором у героев плечи всё равно обосраны гусём;
  • что благодаря людям охотники (кошки) и дичь (гуси) живут дружно, и это метафора чего-нибудь.

Или ещё каким-то образом. И здесь может оказаться, что ни пустыня, ни гуси, ни ягуары, ни брендовая одежда не являются ключевым звеном идеи. И можно выпустить эту мысль в красивую картинку, не тратя на неё годовой бюджет небольшой страны.

Референсы и копирование

Вот так не надо копировать. Слева с tatler.com, справа Olga Yonsh

В начале пути все так или иначе копируют. Это потом вы научитесь красть так, чтоб никто не заметил. Перебирайте чужие картинки, сохраняйте те, от которых у вас ёкает сердечко, мало помалу так собирается общее настроение. Отсеките лишнее и идите снимать.

А вот так уже хорошо. Слева vogue.ru, справа Olga Yonsh

Доверьтесь команде

Соберите команду и дайте им сырую тему, в которой не можете сдвинуться с мёртвой точки. Вы удивитесь, как быстро картинка обретёт плоть и кровь, как в переносном смысле, так и в виде стильно упакованных моделей, бодро скачущих перед вашим объективом по той самой локации, которую вы хотели, но не могли толком описать.

И в заключение

Возьмите один метод отсюда прямо сейчас, и забудьте, что прочитали всё остальное. При попытке использовать всё сразу вы потеряетесь. Но один любой способ, превращенный в регулярный навык, станет источником добывания идей по мере надобности.

19 июля 2022

7088

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые