Фотограф-новичок приходит в студию и пугается даже уже знакомого оборудования, с которым не успел попрактиковаться на курсах или которое видел только на картинках в онлайн-уроках. Выбрать софтбокс или стрип? Рефлектор? А может, вот этот непонятный белый экран? Это, к слову, фрост-рама — оборудование, которое начинающим кажется абсолютно бесполезным и излишним.
Рассказываем, что такое фрост-рама, зачем её используют, откуда она появилась в фотографии, а также почему она может понадобиться, даже если вы фотографируете с софтбоксом.

Зачем нужна фрост-рама в фотографии и видео
Фрост-рама — это приспособление для рассеивания света. Изначально их использовали в кино, но потом эту фишку подхватили и фотографы. Фрост-рама — это белый полупрозрачный материал, закреплённый в жёстком прямоугольном каркасе.
Важно знать: в фотомире рассеиватель часто называют «диффузором». Это синоним, который может ввести новичка в заблуждение. Точно также некоторые фотографы называют фрост-раму «фрост-плёнкой». Дело в том, что рассеивающий материал фрост-рам — это плёнка или ткань.

Фрост-рама нужна, чтобы рассеять свет, то есть сделать его более мягким и аккуратным. Мягкий свет сглаживает переход от света к тени, осветляет тёмные участки в кадре, сглаживает блики.
Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении
Из-за того, что светотень становится нежнее, фотография или сцена в видео выглядят более художественными. Кожа моделей кажется более свежей, мягкой и как будто уже подтретушированной. Это происходит благодаря тому, что недостатки меньше выделяются светом.
Фрост-рама — лучший друг предметных фотографов. Она позволяет получить плавный градиент на блестящих, отражающих, глянцевых поверхностях. Например, стекле, зеркалах, баночках косметики.
Какие бывают фрост-рамы
В кино могут использовать фрост-рамы огромных размеров, за которыми можно с легкостью спрятать несколько автомобилей. В фотографии же их размеры, как правило, компактнее.
Распространённые размеры фрост-рам в фотографии:
- 60 на 60;
- 80 на 80;
- 100 на 100;
- 120 на 120.
В кинопроизводстве самый маленький размер фрост-рам начинается со 100 на 100 сантиметров. Их начали использовать для съёмки фильмов, потому что они могут быть любых размеров и при этом не портиться от мощного киносвета — если бы это были софтбоксы, которые находятся к источнику света едва ли не вплотную, они бы просто сгорели.
Важно: чем больше поверхность, где вам нужно получить градиент или на которую рассеять свет, тем большего размера нужна фрост-рама. Для баночки косметики подойдёт самая компактная, а вот, например, для автомобиля может понадобиться самая большая из доступных, а то и взятая напрокат у киноделов.

Для фрост-рам используют лёгкий, но жёсткий каркас. Также в конструкции предусмотрен выпирающий штырь или «палец», который позволяет крепить фрост-раму на стойку. Чтобы закрепить фрост-раму на стойку, на ней должно быть специальное крепление-переходник. Его называют «голова» от английского названия grip head.
Также в этот комплект может входить удлинительная штанга, которая на фотосленге называется просто «рука». Она вставляется в «голову». Потом уже на эту «руку» крепится сама фрост-рама. Это позволяет поднимать рассеиватель высоко и разворачивать под любым углом.
Кроме размеров, фрост-рамы отличаются рассеивающим материалом и его плотностью. Материал для фрост-рам — это, по сути, диффузный светофильтр. Его плотность отражается в маркировках, которую пишут в названии каждой фрост-рамы:
- плотность 1/1 — Frost №216. Сильно смягчает свет, делает градиентные блики. Мастхэв в предметной съёмке, подсветке фона. Осветляет тени;
- плотность 1/2 — Frost №250. Среднее рассеивание. Смягчает свет, позволяет надевать большие цветные и конверсионные фильтры;
- плотность 1/4 — Frost №251. Слабое рассеивание, уменьшает жёсткость света;
- плотность 1/8 — Frost №252. Слабое рассеивание, создаёт мягкий свет;
- плотность 1/16 — Frost №253. Создаёт эффект пасмурной погоды и солнца после дождя. Чаще всего используется в кино.
Лайфхак: если не хотите тратиться на фрост-раму, сделайте её сами. Например, каркас собирается из москитной сетки и алюминиевых профилей.
Чуть сложнее с диффузором — лучше всего купить профессиональные диффузоры или фростовые плёнки. Например, от фирм Chris James, Rosco, Lee. Подойдёт плотность №216. Но можно поэкспериментировать и взять бэклит (материал для наружной рекламы) с плотностью от 180 до 200 грамм, белый акрил толщиной 3mm или даже белый шифон из ближайшего тканевого магазина. Результат будет менее предсказуемый, нужно экспериментировать, но зато вы можете сэкономить не одну тысячу рублей.
В каких жанрах фотографии снимают с фрост-рамами
Фрост-рамы — это мастхэв в предметной съёмке, ведь это простой и дешёвый способ сделать красивый, плавный градиент без часов, потраченных на ретушь в Фотошопе.

Но также фрост-рамы взяли в арсенал и портретные фотографы. Их используют для женских и детских портретов, художественных фотосъёмок, фотосессий в киностиле, лавстори, свадеб и групповых портретов. В портретных жанрах фрост-рамы чаще всего используют при выездных съёмках на природе или в городе.
Когда используют фрост-рамы
Фрост-рамы используют, когда нужно смягчить свет и получить плавный градиент. При этом свет, который рассеивает фрост-рама, может быть любым: естественным или искусственным, постоянным (led-свет) или импульсным (вспышка или студийный моноблок).
В каких ситуациях нужны фрост-рамы:
- уличная съёмка ярким солнечным днём;
- студийная фотосессия с естественным солнечным светом из окна;
- студийная фотосессия с постоянным led-светом;
- студийная съёмка с импульсным моноблоком;
- студийная, домашняя или уличная фотосессия с накамерной вспышкой в качестве источника импульсного света.
Кажется, что фрост-рама нужна только для того, чтобы рассеивать жёсткий свет. Для этого искусственный свет (постоянный или импульсный) должен быть вообще без светоформирующих насадок, либо с надетым на него рефлектором. И для портретных фотографов это отчасти правда. Но, если вы — предметный фотограф, то будете использовать фрост-рамы для света, на который уже надет софтбокс, зонт, стрипбокс или октобокс.

Дело в том, что эти светоформирующие насадки специально сделали так, чтобы свет по ним рассеивался равномерно по всей их площади. Просто включите в фотостудии свет с такой насадкой и посмотрите — вы увидите сплошной белый экран, светящийся изнутри. В такой ситуации у вас не получится сделать плавный градиент по глянцевой поверхности без диффузора, то есть фрост-рамы.
Как использовать фрост-раму в фотографии: итоги и лайфхаки
- Фрост-рама смягчает жёсткое дневное солнце, свет от вспышки на улице или в студии.
- Фрост-рама создаёт ощущение, будто вы фотографируете не в яркий солнечный день, а в облачную погоду. Например, если на полу позади модели была тень, из-за фрост-рамы она станет почти неизлечимой, так как свет сильно рассеется.
- Фрост-рама должна стоять между источником света и предметом или человеком. Если вы фотографируете на улице, то фрост-рама должна быть между моделью и солнцем.
- Чем ближе к фрост-раме свет, тем жёстче будет светотеневой рисунок на объекте.
- Чем дальше свет от фрост-рамы, тем мягче свет.
- С помощью фрост-рамы создают плавный градиент в предметке на глянцевых и отражающих поверхностях.
- С помощью фрост-рамы получается круглый мягкий блик в глазах модели, несмотря на то, что светили на неё квадратным софтбоксом или жёстким рефлектором.
- Фрост-рама помогает смягчить текстуру кожи модели.
- Обязательно экспериментируйте и двигайте свет относительно фрост-рамы, чтобы смещать блик с плавным градиентом на предмете или в глазах модели.
- Чтобы закрепить фрост-раму на стойке используйте удлинительную штангу и насадку, которая называется «голова». Так вы сможете вращать диффузор, поднимать его над головой, закреплять параллельно полу.